I класс. Развивающие игры

Адыгейский Республиканский колледж искусств им. У.Х. Тхабисимова

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Методика преподавания театральных дисциплин"

 

 

Тема: "Разработка,анализ заданий, упражений из опыта театральной педагогики для учащихся школы, направленных на формирование, развитие коммуникабельности, выразительной речи у детей методами театрализации»

 

Выполнил:

Симоненко Артём

Проверил:

Сиюхова Анастасия Михайловна

 

 

Майкоп 2019

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение.

1.  Цель использования театральной педагогики в начальной школе.

2. "Система Станиславского" для воспитания творческой личности. Условия успешного применения театральных заданий для развития творческих способностей уча­щихся.

3. Использование элементов театральной педагогики в начальной школе.

§1. Систематизация театральных упражнений.

§2. Практическое использование театральных упраж­нений на уроках в начальной школе.

4. Заключение.

5. Используемая литература.


 

Введение

Театральное искусство является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания обучающихся. Применение в практике образовательного процесса средств театрального искусства (на уроках литературного чтения, риторики, окружающего мира) содействует расширению общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.

Искусство актера – это искусство создания сценических образов. Исполняя определенную роль в одном из видов сценического искусства (драматическом, оперном, балетном, эстрадном и т.д.), актер как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле, эстрадном номере и т.п.

Материалом для создания этого «лица» (персонажа) служат собственные природные данные актера: наряду с речью, телом, движениями, пластичностью, ритмичностью и т.д. такие, как эмоциональность, воображение, память и др.

Создавая сценический образ своего героя, актер, с одной стороны, раскрывает его духовный мир, выражая это через поступки, действия, слова, мысли и переживания, а с другой – передает с той или иной степенью достоверности (или театральной условности) манеру поведения и внешность.

 

Программа начальной школы и сам возраст обучающихся, дает огромное поле для использования элементов театральной педагогики, способствующей развитию творчества, фантазии, формированию положительной мотивации к обучению и как следствие дальнейшей успешной социализации личности ученика в обществе. Организация уроков с учетом деятельностного подхода, применение элементов театральной педагогики повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу. Об этом могут свидетельствовать результаты диагностики, которые направлены на изучение динамики становления личности каждого ребенка.

Цель: Изучить тему с точки зрения театральной педагогики, как отдельной ячейки в сфере образования и с точки зрения педагога, как человека, работающего с детьми посредством театральной игры.

Изучить важность развития выразительности речи у школьников и примененение навыков в театральной сфере, а так же проанализировать опыт работы над упражнениями по речи в театральной педагогики.

 

"Система Станиславского" для воспитания творческой личности. Условия успешного применения театральных заданий для развития творческих способностей уча­щихся.

Цель использования театральной педагогики в начальной школе.

 

Театральное искусство является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания обучающихся. Применение в практике образовательного процесса средств театрального искусства (на уроках литературного чтения, риторики, окружающего мира) содействует расширению общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.

Использование элементов театральной педагогики в образовательном процессе позволяет соединить все компоненты педагогической деятельности: урочную, внеурочную, классного руководителя, методическую работу; стирает границы между отдельными дисциплинами, дает возможность: комплексно воздействовать на фундаментальные сферы психики ребёнка (ум, волю, чувства), создает благоприятные условия для развития коммуникативных навыков обучающихся, обеспечить ситуацию успеха для каждого ребёнка, повышать мотивацию к изучению учебного материала, вовлекая детей в удивительный мир театра…

Хороший педагог превращается из транслятора готовых знаний в организатора творческого процесса, консультанта, со-творца, своеобразного связного между миром детей и миром взрослых только тогда, когда он сам находится в постоянном творческом поиске. Особенность театральной педагогики состоит в том, что, если хотя бы один из педагогов использует в своей работе ее принципы, рано или поздно это потребует перестройки работы всего коллектива в целом, включение его в коллективное педагогическое творчество.

Любая образовательная система, и в частности система дополнительного образования - живая развивающаяся система, это означает, что в ней нет объекта воздействия, а есть субъекты взаимодействия. Кроме того, образовательный процесс существенно отличается от производственного, в первую очередь тем, что он направлен не на создание или формирование, а на развитие. Мы не создаем что-то по заранее придуманной схеме, мы создаем условия для становления и развития, обучающийся не пассивный материал или продукт, а активный участник процесса. Особенность живой системы в том, что ее элементы не статичны, они находятся в непрерывном процессе развития, будучи субъектами взаимодействия. Сущностное преобразование сложившихся связей и отношений такой системы приводит к возникновению системы нового типа или нового уровня.

Предлагаемая нами эталонная модель подразумевает подход, который основан на принципе педагогики Константина Станиславского, применявшемся в его студиях: «Уча - учись». Станиславский призывал своих ассистентов-педагогов создавать благоприятные условия для самостоятельного поступательного развития творческой личности ученика, прорастания его индивидуальности, без подталкивания к готовому, заранее известному результату. Эти требования, предъявляемые ко всему педагогическому коллективу, а не только к преподавателям по мастерству, подразумевали активный самостоятельный творческий поиск каждого преподавателя и педагогическое творчество коллектива в целом. Это самый трудный путь как для педагогов, так и для учащихся, но это единственный эффективный путь воспитания творческой личности.
Еще один важнейший принцип педагогики Станиславского - принцип «зерна», то есть развитие от простого, но целостного живого - к сложному целостному живому. Этот принцип мы также считаем основополагающим для нашей эталонной модели. Перенос этого принципа на образовательную систему решает проблему мозаичности картины мира, складывающейся у ребенка в процессе обучения, ее оторванности от реальной жизни, позволяет сохранить целостность детского мировоззрения на каждом этапе его развития. Можно предположить, что это меняет и отношение детей к обучению, усиливая мотивацию.
Согласно этим принципам сам процесс обучения строится на основе системно-деятельностного подхода, в котором предполагается личностная творческая активность учащегося. Под деятельностью подразумевается не единичное действие, а логика действий, выстроенная по законам режиссуры. При таком подходе развитие компетенции, которая добывается и осваивается учащимися самостоятельно в процессе практической деятельности - образовательный результат, не самоцель. На первое место выходит игра как процесс, как образ жизни и способ познания мира, игра как законченная художественная форма. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Предполагаем, что разработанный подход к подготовке педагогических кадров для работы с детьми в образовательной области «Искусство» мог бы стать моделью подготовки и переподготовки педагогических кадров для всей системы образования.

Программа начальной школы и сам возраст обучающихся, дает огромное поле для использования элементов театральной педагогики, способствующей развитию творчества, фантазии, формированию положительной мотивации к обучению и как следствие дальнейшей успешной социализации личности ученика в обществе. Организация уроков с учетом деятельностного подхода, применение элементов театральной педагогики повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу. Об этом могут свидетельствовать результаты диагностики, которые направлены на изучение динамики становления личности каждого ребенка.

Разучивание ролей, работа над художественными произведениями, формирование сценического образа способствуют развитию у них познавательного интереса, который при дальнейшей поддержке со стороны педагога перерастает в познавательную активность, и в будущем – познавательную потребность. Развивая умения действовать самостоятельно, ответственно подходить к любому заданию, контролировать поведение, речь, у детей развивается навык управлять собой

Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения и общения. Порученная роль и успешное ее исполнение помогает приобретению уверенности в себе, ощущения значимости, что способствует формированию чувства ответственности.

Анализ и проигрывание различных социальных ролей детьми дают им актуальные знания о нравственных нормах, что выражается в повышении уровня воспитанности общей культуры, социальном, духовно-нравственном развитии. Положительные результаты от использования театральной педагогики подтверждаются участием воспитанников в работе школьного самоуправления, интеллектуально-творческих конкурсах различного уровня, призерами или лауреатами, которых они становятся.

Театральная педагогика основывается так же на проведение внеурочной деятельсности- важной, неотъемлемой части процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Внеклассные формы театральной работы достаточно многообразны и развиваются по трем направлениям: 1) коллективное посещение спектаклей; 2) знакомство с театральной культурой; 3) театральная самодеятельность школьников.

Начальная школа, знакомя учащихся со спектаклем-сказкой, прививает им любовь и интерес к театру, воспитывает умение давать элементарные оценки персонажам, их действиям.

Задача преподавателя – способствовать тому, чтобы каждый ребенок нашел дорожку к своему, сознательно и добровольно выбранному искусству, области художественного творчества, которая познакомит его с шедеврами, созданными мастерами, даст ему радость наслаждения прекрасным, красотой, созданной другими, а может быть, и самого его приведет к творчеству.

Наблюдения специалистов по детскому театру показывают, что V-VII классы особенно интересуются эпической героикой. Остросюжетные произведения, история о военных событиях, необычайные и смешные приключения, путешествия – вот круг читательских и – соответственно – театральных интересов этого возраста. К театру, вернее, к условностям оформления сцены в этот период дети начинают относиться несколько скептически, требуя для иллюзии полной достоверности.

Дело не в том, чтобы научить детей верить в эти условности: в 11-12 лет все, что происходит на сцене, воспринимается как правда. Здесь задача иная: вызвав внимание к художественным средствам театра, показав их смысловое значение, укрепить интерес школьников к театру. Это особенно важно в тот период, когда условности начинают восприниматься как «неправда» (12-13 лет). Именно в этот период непонимание специфики сцены ведет к охлаждению юных зрителей, к разочарованию в театральном искусстве, которому часто противопоставляется кино.


 

Систематизация театральных упражнений

Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, когда «ты интересен всем, все интересны тебе». Необходимо приучать детей к переходу из позиции исполнителя в позицию зрителя. Формируется критерий «верим» - «не верим», «кривляется» - по правде». Дети должны научиться отличать понятие «театр» как здание, и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступить только в свое время и на своем месте. Вместе с тем каждый ребенок должен получить возможность тренировать способность абстрагироваться от посторонних раздражителей и приобрести смелость выступить. 2 год обучения: Главная задача театральных занятий – освоение детьми понятия о выразительном языке театрально-исполнительской деятельности. Акценты нужно сделать на отработке целенаправленного действия и действий в предлагаемых обстоятельствах (жест, мимика, движение, речь – слагаемые сценического действия). В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения детей друг к другу формируется чуткость детей к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в схожих обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат и упражнения с голосом и речью. Можно приступать к выполнению упражнений на память физических действий. 3 год обучения: Главная задача – формирование представлений об образе героя в театре. С этой целью организуется работа по развитию у детей интереса и умений оценить точность реализации исполнительского замысла. Наблюдения окружающей действительности на характерах, характерности, особенностях и отличиях поведения разных людей. Описание и показ своего друга, встречных людей, персонажей книг может стать базой для вычленения у детей представлений об особенной логике действий, определяющей характер.

Каждое занятие по программе лучше всего строить в виде проблемных ситуаций. Здесь все должно быть направлено на поиск решения, открытие, нахождение средств воплощения. Занятий-лекций, занятий-бесед не должно быть, актеры – люди действующие.

I. Сценическое действие

Основным предметом изучения и овладения на практических учебных занятиях является действие. Нужно научить детей выполнять действие, различать действие от его имитации, подделки, изображения, одно действие от другого.

К основным критериям хорошей работы на сценической площадке относятся:

1) «по - правде»;

2) «по – правде» и по заданию;

3) «по – правде», по заданию и по новому (неожиданно, интересно, оригинально).

Самые частые ошибки:

 1) внимание на зрителях;

2) внимание на чувствах и на желании почувствовать;

 3) действовал, но не выполнил, что было задано (в этом случае важно выяснить причину: неверно понял задание или просто пренебрег им, так как без него удобнее?).

Именно затраты усилий на выполнение конкретного задания – основное в процессе обучения.

 Логика сценического действия:

Предметом понятийного и практического знакомства на учебных занятиях должны стать:

А – логика бессловесных действий;

 Б – логика словесных действий;

 В – логика взаимодействий, общения.

 

Целенаправленность действий:

 Необходимо, чтобы обучающиеся поняли и почувствовали, что сценическое действие всегда совершается для определенной цели, а не ради самого действия. Для этого им даются специальные задания, заставляющие их определять цель того или иного заданного действия, например: подойти к окну, открыть дверь, встать на стул и т.п. Каждый исполнитель сам находит оправдание предложенного ему действия, выполняет его, а затем объясняет, для чего и при каких обстоятельствах действовал. Такие задания приучают детей действовать обоснованно, логично и не пропускать нужных звеньев в ходе развития действия.

II. Коллективность

 На первых же занятиях познакомить детей с одной из особенностей театрального искусства – коллективностью – и с теми требованиями, которые из этого вытекают (ответственность каждого за общее дело, организованность, внимание к партнерам, умение не мешать им, не загораживать друг друга на сцене и т.п.)

III. Организация внимания

 С воспитания умения организованно, бесшумно, с учетом присутствия партнеров распределяться на сценической площадке начинаются занятия кружка. Упражнения на собранность, внимание к партнеру и умение действовать в коллективе следует и постепенно усложнять. Наряду с умением организованно действовать в коллективе, необходимо воспитывать быстроту реакции и готовность к действию. Для воспитания быстроты реакции и готовности к действию используются общеизвестные массовые игры «Кошки и мышки», «третий лишний».

IV. Тренировка воображения

Развитию воображения следует уделять особое внимание. Этому, в первую очередь, служат все упражнения и этюды, связанные с «если бы», с действиями в вымышленных обстоятельствах. Этюды – это придуманные учениками или руководителем маленькие сценки, в которых есть сюжетная основа. Исполнение этюда требует ряд логически обоснованных и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах. Содержание этюда может быть самым разнообразным, но не должно выходить за пределы понятийных ситуаций, знакомых ребятам по их собственному опыту и наблюдениям. Необходимо, чтобы в исполнение этюда ученики вносили выдумку, развивали предложенную руководителем тему, находили интересные приспособления (способ выполнения действия), новые подробности и детали. Этюды необходимо повторять и отрабатывать. Смысл работы над этюдами состоит в том, чтобы научить подростков развивать предложенный вымысел, научить при повторном исполнении не воспроизводить по памяти найденные действия, а заново устанавливать линию своего поведения, все более ее уточняя. Повторение этюдов и доведение их исполнения до доступного каждому ученику уровня создает благоприятные условия для развития воображения и творческой инициативы. Поэтому важно после каждого исполнения системой вопросов и объяснений будить и направлять воображение ученика таким образом, чтобы он увидел и почувствовал, сколько интересных возможностей открывает данный этюд, их захотел их реализовать. При этом необходимо, чтобы этюд понравился ученику, и работа с ним доставляла удовольствие, радость. В противном случае надо дать другой этюд. Слишком долго держать ребенка на одном и том же этюде вообще нельзя. Ребенок способен продуктивно работать над этюдом до тех пор, пока его увлекает содержание этюда и доставляет удовольствие нахождение новых деталей поведения. Для развития воображения, наряду с повторяемыми и отрабатываемыми этюдами учащиеся по специальным заданиям самостоятельно придумывают небольшие этюды, которые, как правило, не подвергаются дальнейшей доработке. Например: Первый вариант: руководитель может назвать предметы (гвоздь, стул, стена – все предметы воображаемые), и предложить ученикам придумать и сделать этюд, сюжет которого строился бы с учетом этих предметов. Второй вариант: руководитель называет не предметы, а действия, на которых следует построить сюжет этюда (вошел в комнату, посмотрел на пол, обнаружил что-то неожиданное, или подошел к окну, несколько раз повернулся, убежал).

V. Общение и взаимодействие

Одна из основ сценического искусства – взаимодействие с партнером. Именно во взаимодействии раскрываются характеры героев и идея спектакля. Воспитание умения вступать во взаимодействие с партнером – сложный раздел занятий в театральном коллективе. В процессе общения – взаимодействия – осуществляется обмен мыслями, чувствами, переживаниями ради определенной цели. В этом процессе сталкиваются разные точки зрения, разные намерения и побуждения. Поэтому необходимо хорошо понимать, чего добивается партнер, соглашаться с ним или противодействовать ему. Взаимодействие партнеров может быть вызвано любыми причинами, носить каждый раз иной характер, выражаться в различных формах. Процессу взаимодействия предшествует, в тех обстоятельствах, где это взаимодействие должно протекать. Прежде чем начать общение с партнером, его надо увидеть, определить, в каком он находится состоянии, чем занят и как к нему лучше подойти для осуществления намеченной цели. Без предварительной ориентировки нельзя направить взаимодействие по верному пути. Процессом взаимодействия с партнером кружковцы овладевают постепенно на специальных упражнениях и этюдах. Ознакомление учащихся с требованиями сценического общения целесообразно начинать с таких упражнений и этюдов, в которых можно обойтись без слов. Важно научить детей устанавливать контакт с партнерами, замечать изменения в их поведении и соответственно изменять собственное, т.е. действовать с учетом тех перемен, которые произошли в действиях партнеров. Для овладения процессом общения используются небольшие этюды, которые заканчиваются в тот момент, когда должно начаться словесное взаимодействие. При исполнении этюдов на общение необходимо следить, чтобы их участники логично и целенаправленно действовали, устанавливали контакт с партнерами, сообразуя свое действие с поведением партнеров (т.е. соответственно пристраивались к ним). Умение пристраиваться к партнеру воспитывается и на этюдах, не требующих словесного действия, и на этюдах со словами. Переход к этюдам со словами осуществляется постепенно. Для начала руководитель отбирает такие ситуации, в которых понадобиться минимальное количество слов, обмен двумя-тремя короткими репликами. Ситуации предлагаются с учетом возрастных и индивидуальных возможностей конкретных исполнителей. В этюдах на общение без слов, а также с их минимальным количеством все внимание исполнителей сосредоточено на действии, на установлении контакта с партнером. Этюды с развернутым словесным общением опасны тем, что часто переходят в бездейственное словоговорение, при котором все внимание партнеров уходит на подыскивание слов. Такие этюды возможны в завершающий период занятий, когда ученики уже несколько овладели процессом общения. Но и в этом случае необходимо помочь ребятам избежать многословия и словесного топтания на одном месте. Для этого следует отбирать такие предлагаемые обстоятельства и так строить сюжет этюда, чтобы перед каждым исполнителем остро стояла конкретная задача, требующая активного, целенаправленного действия.

Работа над словом

 Эта тема не изучается самостоятельно, а вводится в качестве упражнений и заданий в каждое занятие. Работу над словом можно разделить на три части: а) практическое овладение словесным действием, б) занятия логикой речи, в) занятия техникой речи.

А) Овладение словесным действием означает воспитание навыка выражать в произносимом тексте единый комплекс мысли, чувства и воли. Для того, чтобы передавать мысли персонажа пьесы, как свои собственные, достаточно в возможной мере, глубоко понять их и убедиться в их правильности

Б) Логика речи – это сумма определенных законов, положений и правил, соблюдение которых позволяет четко, без искажений донести в звучащей речи до слушателей мысли, выраженные определенным текстом

В) Техника речи. Полноценная углубленная работа по постановке дыхания и голоса участников коллектива маловероятна, так как требует профессиональной подготовки и опытности руководителя, предполагает серьезную, систематическую индивидуальную роботу с детьми. Поэтому многозадачные учебные занятия и специальные занятия, целиком посвященные практическому освоению законов техники речи, должны быть использованы для того, чтобы изжить явный недостаток произношения, привить учащимся тот или иной полезный технический навык..

Прежде чем приступить к речевому тренингу, нужно привести тело в рабочее состояние. Сделать это необходимо, т.к. в процессе звукоизвлечения участвует все тело человека, то и начинать занятие нужно с подготовки его к этому процессу.


 

 Практическое использование театральных упраж­нений на уроках в начальной школе.

В настоящее время существует очень много программ по детскому театральному образованию. Спектр этих программ чрезвычайно широк. Но, несмотря на высокую значимость каждой, отдельно взятой программы, их не всегда можно использовать в условиях дополнительного образования, так как они разработаны для конкретной аудитории: детский сад, школа, театральная студня и т. д. В

Многолетний опыт работы доказывает, что речь у большинства школьников страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей, приобщает к духовному богатству.

Исследуя возможности младших школьников в овладении техникой речи, ее интонационной выразительности, в овладении терминологией театрального искусства, исследуются так же степень влияния такого изменения практически на общий уровень развития детей.

Программа Ершовой А.П. призвана не только сформировать высокий уровень культуры речи, но и привить конкретные навыки овладения этой культурой.

Если по данной программе обучать выразительному чтению и технике речи, то это будет способствовать развитию языкового чутья, интереса к искусству слова, активности и коммуникативности.






I класс. Развивающие игры

Целью введения театральных развивающих игр является помощь детям и учителю в создании психологически комфортной атмосферы занятий; погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока; развивают в детях память, внимание, волю, мышление, воображение.

Рекомендуется в один из уроков в начале недели включить театральное задание-игру, повторять его каждый день, добавляя к нему игры-задания из прошлого опыта детей, так, чтобы в течение недели детьми осваивалась одна новая игра.

Работа над развитием речевого аппарата идет на уроках обучения грамоте во время знакомства с буквами:

  • Работа над артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа: "Почистить зубы", "Спрячь конфетку", "Лопатка", "Улыбка", "Трубочка", "Лошадка");
  • Упражнение на дыхание;
  • Упражнение «и, а, о, у, ы»; звучание простых и йотированных гласных: «э-у, а-я, о-е, у-ю, ы-й»; твердые и мягкие согласные: «пэ-пе, па-пя, по-пе, пу-пю, пы-пи»; в различных сочетаниях, например,

Работа по выработке дикции начинается еще в добукварный период, когда дети изучают отдельные звуки, одновременно наблюдая за способом их произношения. В этот период необходимо следить за артикуляцией каждого гласного и согласного звука, обращая особое внимание на гласные е, я, ю, е и согласные л,г,к,х, произношение которых представляет для детей этого возраста большие трудности. Исправлять недостатки речи необходимо с помощью логопеда.

На занятиях сценическим искусством в 1 классе осваиваются театральные термины: драматический театр, кукольный театр, радиотеатр, музыкальный театр, актер, премьера, спектакль, действующие лица, опера, балет.

Театрально-исполнительская деятельность в 1 классе рассматривается как подготовительный период, формирующий у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Предлагается, в конце I класса инсценировать небольшие произведения детских поэтов. Например,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: