Методические рекомендации студентам для подготовки к семинарским занятиям

Цель проведения семинарских занятий состоит в творческом освоении знаний, полученных в лекционном курсе, а так же в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

Основным средством в подготовке к семинару является работа с литературой и подготовка кратких сообщений по указанным вопросам.

Рекомендации по работе с литературой:

 Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы.

Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы, цитаты.

Таким образом составляется тезисный план выступления – сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать. Тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.

Рекомендации по устным сообщениям:

Не выступайте, если материал не продуман, не подготовлен заранее.

Если хотите, чтобы вам верили, говорите убедительно и только о том, что сами поняли и в чем убеждены.

Когда говорите, помните о теме своего выступления, не отходите от нее в сторону.

Отбрасывайте все лишнее, второстепенное. Помните, что иногда мелочи мешают увидеть главное.

Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.

Не говорите слишком долго, чтобы не утомлять и слушателей, и себя.

Следите за своими слушателями: если вас перестали слушать, измените ход мыслей, приведите интересный факт, деталь, задайте риторический вопрос, но никогда не стремитесь перекричать аудиторию.

Следите за речью: избегайте слов-паразитов («так», «значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и т.д. Тщательно стройте фразу.

 

1.3.3 Планы семинарских занятий:

К теме 2. Антропологическая проблематика в культурологии.

Вопросы для обсуждения:

1.Культурно-историческая школа Ф.Боаса. Принцип кульутрного релятивизма.

2. «Язык — это философия». Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа.

3.Антропология и культурология — точки пересечения.

Литература:

1.Клакхон КЛ Зеркало для человека. Введение в культурную антропологию.

2.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. Раздел3.Направление «Культура- и- личность».

3.Леви-Стросс К. Руссо - отец антропологии. В сб. Первобытное мышление.

 

К теме 2. Детство как феномен культуры.

Вопросы для обсуждения:

1.Подходы к анализу детства в антропологии и культурологии.

2.Трансформация образа детства в культуре.

3.Значение игровой деятельности.

Литература:

1.Белик А. Культурология. Антропологические теории культуры. Разд.3.Детство как феномен кулуьтуры.

2.Мид М. Культура и мир детства. М.,1988

3.Игровое пространство культуры. Сб.материалов научного форума. СПб., 2002.

Хейзинга Й. Homo Ludens. Ч.1. М.,1997.

К теме 4. Специфика мифологического мышления и образа мира.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «первобытного мышления».

2.Некоторые аспекты мифологического мышления и мировосприятия:

-восприятие тела, границы тела;

-соотношение социального и индивидуального;

- «магическое мышление», закон подобия;

- восприятие времени и пространства.

3. Мифологическое мышление и современная культура.

Литература:

1.Радин П. Трикстер. Исследование мифов американских индейцев. СПб.,1999

2.Кереньи К. Трикстер и древнегреческая мифология. В кн. Радин П. Трикстер. Исследование мифов американских индейцев. СПб.,1999

3.Юнг К. О психологии Трикстера. В кн. Радин П. Трикстер. Исследование мифов американских индейцев. СПб.,1999

4.Леви-Стросс. Тотемизм сегодня. Введение.

5.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. Раздел3. Мышление и культура.

 

К теме 10. Культурологический анализ рекламы.

Вопросы для обсуждения:

1.Отличительные черты культурологического анализа.

2.Генезис рекламы.

3.Коммуникативный аспект рекламы.

4.Этнокультурный аспект.

5.Мифотехнологии в рекламе.

Литература:

1.Реклама:культурный контекст. М.,2004.

2.Ковриженко М. Креатив в рекламе. Гл.2., СПб., 2004.

3.Феофанов О. Реклама: новые технологии в России. Гл.1,2. СПб., 2003.

4. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

К теме 10. Культурно-социальные проблемы современности.

Вопросы для обсуждения:           

1.Понятие «информационного общества».

2.Проблема культурной унификации и проблема идентичности в эплху глобализации.

3.Виртуализация реальности и киберкультура.

Литература:

1.Информационное общество. Сб., М.2004.

2.Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.,2004.

3.Виртуальное пространство культуры. Сб. материалов научной конференции. СПб.,2000

4.Гибсон У. Распознавание образов. М.,2006. Или любое другое произведение направления «киберпанк».

5..Культурология. Учебник под. ред. Солонина Ю.Н. и Кагана М.С. М.,2008. Раздел 5.

6.Сурова Е.Э. Глобальная эпоха: полифония идентичности. СПб., 2005.

7.Глобальное пространство культуры. Материалы международного форума. Спб., 2005.

 

К теме 13. Культурная трансформация в России в 18-19 вв.

Вопросы для обсуждения:

1.Специфика русского Просвещения.

2.Становление национального самосознания.

3.Основные идейные течения кульутры России 19 века.

Литература:

1.Очерки русской культуры XVIII века. М., 1985—1990. Ч. 1.
2.Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

3.Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

4.Артановская С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. Спб., 1994.

5.Лосский Н.О. Характер русского народа / Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.,1991.

6. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры.СПб., 1996.

 

К теме 14. Взаимодействие личности и общества в условиях тоталитаризма.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие «тоталитаризма».Истоки концепции.

2. «Свобода для…» и «свобода от…» - моральный и социальный аспекты свободы.

3.Ценности современного общества.

Литература:

1.Талмон Дж. Л. Истоки тоталитарной демократии / Тоталитаризм: что это такое (исследования зарубежных политологов). Сборник статей, обзоров, рефератов, переводов. — М.: ИНИОН, 1993. — Ч. 1.

1.Замятин М. «Мы»

2.Ороуэлл «1984»

3.Бредбери Р. «451º по Фаренгейту».

4.Хаксли О. «О дивный новый мир».

 

К теме 14. Россия в контексте мировой культуры.

Вопросы для обсуждения:

1.Россия между Востоком и Западом.

2.Место России в мировом цивилизационном процессе.

3.Образ России на Западе.

Литература:

1.Культурология. Учебник под. ред. Солонина Ю.Н. и Кагана М.С. М.,2008. Раздел 4, гл.15.

2. Россия XVIII в. глазами иностранцев. СПб.,1989.

3. Жельвис В.И. "Эти странные русские". М.,2002.

4. Кагарлицкий Б. Перефирийная империя. Россия и миросистема. М.,2003.

5. Бундина А. Россия и русские глазами иностранцев. http://www.damimpex.ru/interestingly/article_24_6.aspx

6.Любые электронные ресурсы и печатные издания по заявленной тематике.

 

1.4. Материально-техническое обеспечение курса:

LCD-проектор, ПК.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: