Адаптационные механизмы

Введение

Актуальность выбранной темы. Военная психология была определена с начала 1970-х годов как отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления личности воина, а также психологию военного коллектива в условиях службы и борьбы с целью разработки практических рекомендации и обобщения, которые помогают офицеру в обучении, обучении и руководстве своих подчиненных.

Психологическая работа - это система согласованной, целенаправленной деятельности в интересах жизнедеятельности войск, поддержания психологической стабильности персонала и сохранения психического здоровья военнослужащих, их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Это неотъемлемая часть моральной и психологической поддержки деятельности войск.

Участие людей в мероприятиях, происходящих в опасных экстремальных условиях, может войти в систему.

Они резко проявляются для услышанного, понимаемого, оцененного, психологически защищенного и т. д. Психика участвующих в военных событиях, как будто подвергается воздействию, становится особенно чувствительным ко лжи, несправедливости, они становятся легко уязвимым. Если перечисленные тенденции и особенности умственной жизни ветеранов не учитываются при работе с ними, то это чревато возникновением сложных психологических и социальных последствий.

Наряду с отчаянием, разочарованием, апатией, военнослужащие могут развивать личные трансформации, развивать искаженную, патологическую картину мира и развивать агрессивное, противоречивое поведение. Именно поэтому данная тема стало интересной для дальнейшего рассмотрения.

Цель курсовой работы: теоретически и эмпирически исследовать специфику психологического консультирования участников боевых действий

Задачи:

1. Проанализировать психологические особенности личности участников боевых действий;

2. Оценить адаптационные механизмы;

3. Выявить методики консультирования участников военных действий; определить практическую значимость методик;

4. Использовать одну из методик консультирования в работе с военнослужащим.

5. Сделать выводы по итогам курсовой работы.

Предметом исследования стали психологические особенности личности военнослужащих – участников боевых действий, объектом исследования – личность военнослужащих.

Методологическую основу курсовой работы составили:

- теоретические труды по военной психологии

- научные статьи и диссертационные исследования, посвященные данной тематике (Белинский А.В., Иванов А..Л. Жуматий Н.В., Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Корчемный П.А.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

1. Теоретический: анализ психолого-педагогической, методической литературы.

2. Эмпирический (психолого-педагогический эксперимент): практическая работа с военнослужащим.

База исследования: Военнослужащий Николай, 60 лет, участник афганской войны.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, посвященных теоретическому рассмотрению особенностей работы личности с экстремальным опытом, основным направлениям консультирования и реабилитации участников боевых действий, эмпирическому наблюдению заключения, списка использованных источников и приложений. Изложенный материал иллюстрирован таблицами и графиками.

Теоретическое рассмотрение особенностей работы личности с экстремальным опытом

Экстремальные боевые факторы могут быть целенаправленно созданы противником и проявлены в результате просчетов в организации боевых действий и их всесторонней поддержки.

Действие угрожающих факторов боя носит продолжительный характер. Если обычный человек в зоне стихийного бедствия и даже во время военных действий может найти возможность передышки, военнослужащий постоянно находится в ситуации опасности, независимо от того, находится ли он на линии соприкосновения с врагом, в своей собственной тыльной части или в тылу врага.

В отечественной психологии с начала военно-психологической науки было отмечено, что «деятельность человека-бойца во время войны и битвы носит особый характер», поскольку «продолжается в условиях хронической опасности, т. е. (...), но также в прямой необходимости и в ободренном желании сделать это только во имя конечных целей общего благополучия для своих людей, а с другой стороны, и для самосохранение и самосохранение».

 

Адаптационные механизмы

Мотивация боевой деятельности сложна и противоречива. В ней широкие социальные мотивы представлены в свернутом виде и не всегда осознаются военнослужащими, что создает условия для развития острого внутриличностного конфликта.

Чтобы выжить, участникам боевых действий необходимо перестроить структуру своей психики, перевести ее на «военный режим», функционировать адаптироваться к наиболее грозным стресс-факторам. С первых дней участия в боевых действиях (военнослужащих).

Работа адаптационных механизмов проявляется в трех векторах их влияния на психику воина [].

1. Положительный вектор влияния войны на участников боевых действий приводит к формированию у них следующих психологических образований:

- глубокое и всестороннее самопознание: познание своих интеллектуальных, эмоциональных, волевых возможностей;

- приобретение уникального опыта жизнедеятельности и поведения в экстремальных условиях, боевого опыта и житейской мудрости;

- приобретение опыта открытого, спонтанного, бесхитростного общения;

- тренировка аппарата стрессового реагирования, закалка своего здоровья.

В процессе приспособительной активности психика воина радикально перестраивается, «военизируется», приобретает свойства «сверхчувствительности», «сверхреактивности», «сверхпонимания» и др. Эти трансформации текущих на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях и порой доходят до абнормальных уровней. У человека в условиях войны формируется как бы «специальный психологический орган», позволяющий мгновенно понимать «логику» движений элементов зрительного поля, звуковых стимулов, значения слов, жестов и поступков других людей и т. п. Этот орган «оттачивает» свою работу и становится мощным регулятором поведения военнослужащего.

Привычка, скрытая защита, психологическая защита от их бездействия. Вернуть такого «психологически обнаженного» человека в мирную жизнь без предварительной специальной подготовки -значит создать условия для его социальной дезадаптации и даже для развития психологических расстройств.

2. Нейтральный вектор влияния войны связан с обострением (формированием) у комбатантов некоторых специфических потребностей:

- потребность быть понятым обществом, ближайшим окружением в отношении мотивов, двигавших им на войне; аргументов, объясняющих необходимость, социальную значимость участия в жестоком насилии;

- требование быть принятым в системе социальных связей и отношений со своим возвысившимся статусом, статусом защитника Родины, человека-воина;

- потребность быть признанным в качестве человека, честно и добросовестно выполнившего свой гражданский и воинский долг;

- Потребность в избавлении от неактуальной психической напряженности, накопившейся на войне.

3. Отрицательный вектор влияния войны проявляется в процессе перманентной психотравматизации военнослужащих.

Война «специализируется» на том, чтобы ломать, а не созидать. Человек весьма уязвим перед психотравмирующими факторами боя.

Все три вектора влияния войны на человека ведут к радикальной перестройке его психики. Однако комплекс приобретенных на войне адаптивных реакций становится дезадаптивным за пределами зоны боевых действий. Непрерывная психотравматизация. Психическая травма, вызванная неподготовленным столкновением со ставшим непонятным и чужим мирным обществом, может быть более сильной, чем боевая психическая травма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: