Виды патентных исследований

Лабораторная работа №1

По дисциплине «Основы научных исследований»

на тему: «Проведение патентных исследований при курсовом проекте и выпускной квалификационной работе»

 

 

Орел – 2019

Работа 1 «Проведение патентных исследований при курсовом проекте и выпускной квалификационной работе»

Цель работы

1. Ознакомиться с основными свойствами патентной информации и для чего необходимы патентные исследования.

2. Ознакомиться с общими требованиями к отражению в курсовых и выпускных квалификационных работах (ВКР) вопросов патентных исследований.

3. Овладеть методикой проведения патентного поиска.

 

Патентные исследования (патентный и патентно-информационный поиск) – это инструмент анализа, который позволяет решать технические, конъюнктурные и правовые задачи, связанные с разработкой и продвижением на рынок продукции, которая содержит научно-технические достижения. Решить, нужно ли выполнять патентные исследования, могут сами субъекты хозяйственной деятельности или эта необходимость определяется нормативно-правовыми документами.

Патентные исследования – исследования технического уровня объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению), которые базируются на патентной и прочих видах информации. Сегодня проведение патентных исследований выстраивается с опорой на анализ рынка продукции, которая является объектом патентных исследований. Цель патентных исследований – обеспечить конкурентоспособность данной продукции.

Патентные исследования предполагают проведение информационно-аналитических исследований, которые осуществляются в ходе создания, освоения и реализации промышленной продукции, цель всех этих манипуляций – обеспечить высокую конкурентоспособность данной продукции, сократить расходы на ее создание, исключив дублирование исследований и разработок. Патентные исследования опираются на анализ источников патентной, научно-технической и рекламно-экономической информации. Указанные данные содержат информацию о последних научно-технических достижениях, которые связаны с разработкой промышленной продукции, о состоянии и возможностях развития рынка продукции выбранного вида.

Патентные исследования осуществляются на всех этапах жизненного цикла продукции: когда составляется техническое задание (ТЗ) на создание новых или модернизированных объектов, когда проводятся НИР и ОКР в ходе создания новой продукции, во время коммерческой реализации указанной продукции на внутреннем и/или зарубежном рынках до момента снятия ее с производства включительно, вплоть до утраты продукцией конкурентоспособности.

Цель проведения патентных исследований: установить требования потребителей к этой продукции, чтобы сформулировать точное ТЗ для разработки новых/модернизированных продуктов и оценить, как непосредственно саму продукцию, так и ее составные части и технологии для выработки обоснованных управленческих решений. Патентные исследования крайне необходимы для того, чтобы отобрать максимально эффективные (коммерчески значимые) научно-технические достижения (из числа последних), которые связаны с процессом совершенствования продукции. Патентные исследования помогают оценить коммерческую значимость изобретений и прочих объектов промышленной собственности, чтобы принять решение об их применении в разрабатываемом объекте, а также дают возможность оценить все этапы жизненного цикла продукции с точки зрения ее технического уровня. Полученные оценки позволяют решить вопросы постановки/снятия разрабатываемой продукции на производство, определить цены на новые образцы и организовать рекламные кампании для них.

В рамках патентных исследований определяют патентоспособность объектов промышленной собственности (результатов интеллектуальной деятельности), которые разрабатываются в ходе создания новой продукции, и целесообразность их патентования в одной/нескольких странах. Патентные исследования нужны, чтобы определить условия реализации промышленной продукции на рынке выбранного государства или ряда государств беспрепятственно, а также без нарушения прав третьих лиц, которые владеют патентами, действующими на территории этих стран. Патентные исследования дают возможность проанализировать потенциальные направления развития рынка выбранной продукции: заранее узнать о росте/спаде рыночного развития, чтобы своевременно определиться с принятием управленческих решений.

Патентные исследования позволяют проанализировать конкурентные условия на рынке выбранной продукции (в т. ч. обнаружение возможных конкурентов, исследование векторов их деятельности, определение ниши на рынке и пр.). Патентные исследования нужны, чтобы оценить стоимость объектов промышленной собственности во время решения вопросов продажи/покупки лицензии, при постановке их на баланс предприятия в качестве нематериальных активов и при включении их в уставной капитал организуемых предприятий.

Виды патентных исследований

Разнообразие патентных исследований, которые направлены на решение разнообразных задач, очень велико. Выбор определенного вида патентных исследований определяется этапом разработки/производства продукции или необходимостью решения определенной задачи.

Самыми популярными видами патентных исследований можно назвать:

1) Исследование технического уровня.

Исследования технического уровня и тенденций развития вида техники актуальны для организаций-подрядчиков, которые имеют госконтракты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Тем не менее исследования технического уровня должны пользоваться популярностью у разработчиков инновационной продукции.

Цель данного вида патентного исследования заключается в том, чтобы предотвратить разработку непатентоспособного продукта и таким образом сэкономить деньги заказчика.

Предварительно (до начала проведения патентного исследования) следует познакомиться с существующими аналогами товаров и технологий, оценить технологическую развитость отрасли и ее перспективы на пару лет вперед, в частности, нужно понять, какие патенты появятся на рынке, пока вы будете разрабатывать свой продукт. Все эти данные дают возможность адекватной оценки перспектив вашего объекта разработки/технологии в фазе выведения его на рынок.

При грамотном анализе и его рациональной оценке отсеются варианты непатентоспособные и неконкурентоспособные, при этом появится понимание непосредственно отрасли и тех факторов, которые позволят создать и вывести на рынок востребованный инновационный продукт/технологию.

Период, за который проводится анализ отрасли в целом и объекта техники в частности, может варьироваться, так как в основе анализа могут лежать разные цели и задачи. Глубина поиска должна быть соразмерна периодам сменяемости поколений: как правило, речь идет о 10–15 годах (это также зависит от отрасли).

Патентное исследование выстраивается с основой на имеющуюся научно-техническую информацию, которая, в свою очередь, выявляется путем обзора и анализа области техники: выявляются тенденции и перспективы развития выбранного направления, обнаруживаются перспективные тенденции развития техники и делаются выводы об актуальности разработок в конкретных направлениях техники.

Чтобы изучить технический уровень, нужно проанализировать объекты, которые можно назвать однородными по функциям с патентуемым решением или решением, которое еще разрабатывается; технические решения, существующие в мире, которые используются в ходе создания выбранной продукции; научно-техническую деятельность ведущих компаний в отрасли.

Тенденции развития области техники вычисляются посредством анализа тенденций изменения потребительских свойств продукции; наличия научно-технических наработок в выбранной области; изменения в технической политике и прочих условий.

2) Исследования патентной чистоты.

Исследования на патентную чистоту предполагают анализ юридического свойства продукта, которое дает возможность произведенному на основе патента объекту беспрепятственно обращаться в определенной стране, не нарушая действующие на ее территории исключительные права других лиц. Объект не обладает чистотой, когда нарушает чужие исключительные права, которые основаны на действующих патентах.

Необходимость исследования на патентную чистоту возникает в ходе проведения проектных работ по госконтрактам. Это связано с тем, что существует ГОСТ Р.15.011-96 – патентные исследования и экспертиза объектов техники на патентную чистоту регламентируется непосредственно им. Порядок проведения патентных исследований ГОСТ регулирует в полном объеме.

Такие исследования дают возможность обнаружить идентичные патенты и понять, используются ли в объекте признаки уже имеющихся.

Полученные результаты объединяются в патентный формуляр (по ГОСТ 15.012-84) на объекты техники.

Исследования на патентную чистоту не являются самыми распространенными, но среди специалистов считается, что они должны предварять этап реализации продукта на новом рынке, чтобы исключить риск нарушения прав третьих лиц.

Незаконное использование патента в РФ предполагает административную, уголовную и гражданскую ответственность: с лица, нарушающего закон, можно взыскать убытки в таком объеме, в котором их сможет доказать обладатель права.

Период исследования диктуется существующим законодательством страны, а глубина поиска регламентируется сроком их действия в выбранном государстве.

Исследования на патентную чистоту включают:

1. правовую область: в расчет берутся законы, регламенты, нормы и судебная практика всех государств, в отношении которых проводится экспертиза;

2. техническую область: оценивается техническая сущность патента, продукт сопоставляется со схожими патентами;

3. экономическую область: проводится анализ и оценка потенциальных претензий правообладателей уже защищенных патентов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: