Жизненное самоопределение воспитанников детских домов и школ-интернатов как средство подготовки к самостоятельной жизни

Практика подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни в психолого-педагогических исследованиях трактуется неоднозначно: сводится к формированию социальной компетентности (А.А. Гусев, И.В. Дикун, Г.В. Семья), профессиональной ориентации (А.С. Быков, В.И. Кливер, О.В. Коповая, Л.С. Кочкина), подготовке к семейной жизни (Г.А. Сатаева, Л.И. Смагина).

Представленные направления в педагогической деятельности, безусловно, важны.

Однако воспитательная и образовательная работа в детских домах и школах-интернатах не должна сводиться к усвоению детьми определенной суммы знаний, умений и навыков, выбору будущей профессии. Педагогическая работа по подготовке к самостоятельной жизни должна стимулировать изменение сущностных характеристик и качеств самой личности выпускника, становление воспитанника как хозяина и творца собственной жизнедеятельности.

Сложности самостоятельной жизни в обществе выпускников детских интернатных учреждений в большинстве случаев возникают из-за неспособности самостоятельно решать возникающие социальные и хозяйственно-бытовые проблемы, проявлять себя самостоятельным и ответственным за свою жизнь, из-за неопределенности жизненной перспективы подростков, неустойчивости их ценностных ориентиров. Насущными и часто неразрешимыми становятся для выпускников проблемы, связанные с организацией быта и питания, самообеспечением, получением образования. Негативными явлениями в период постинтернатной адаптации выпускников школ-интернатов стали правонарушения, несоблюдение трудовой и учебной дисциплины, проблемы взаимодействия с социумом, иждивенческая позиция.

На наш взгляд, интегративным показателем готовности к самостоятельной жизнедеятельности является жизненное самоопределение личности. Жизненное самоопределение – это важнейшее социально-личностное образование, которое предопределяет выбор личностью своего социального, семейного, личностного, профессионального статуса, жизненной позиции в целом, обеспечивающей в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь [30].

Сензитивным периодом формирования и развития самоопределения является старший школьный возраст. Именно в этом возрасте молодой человек активно начинает думать о будущей жизни, осознает собственную индивидуальность и ответственность за течение своей жизни, у него появляется установка на сознательное построение собственной жизни, формируются жизненные цели и планы. Высокий уровень жизненного самоопределения воспитанника детского интернатного учреждения является необходимой предпосылкой успешной самостоятельной жизнедеятельности и социальной адаптации в обществе.

Жизненное самоопределение личности является междисциплинарной проблемой.

Анализ философского подхода к исследованию жизненного самоопределения (М.М. Бахтин, Н.М. Борытко, В.А. Конев) позволяет выделить важные методологические идеи, ставшие основополагающими и общенаучными:

1. жизненное самоопределение обусловлено и взаимосвязано с такой характеристикой человека, как субъектность, которая помогает познать и осуществить себя, самосовершенствоваться, определить смысл своего бытия;

2. важнейшей смысловой характеристикой жизненного самоопределения является его обращенность в будущее; человек обладает возможностями для самотворчества, самоосуществления, однако чтобы двигаться в этом направлении, ему следует видеть свой жизненный путь в перспективе его развития;

3. жизненное самоопределение включает в себя ценностно-смысловую характеристику, поскольку усвоенные им культурные образцы, ценности, идеалы, понимание смысла своей жизни являются регуляторами жизненного выбора и жизнедеятельности в целом [3; 12].

В психологии жизненное самоопределение трактуется как устойчивое личностное образование, результат внутренней активности личности, которое на основе обращенности в будущее и ценностных ориентаций детерминирует саморегуляцию жизнедеятельности человека [1; 6; 25; 26; 29]. Сущность жизненного самоопределения заключается в формировании у субъекта цели и смысла жизни, осознании и соотнесении личностью своих целей и потребностей с реальными личностными ресурсами, требованиями и запросами общества, что позволяет сделать значимый и адекватный жизненный выбор (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Сохань).

В социологических исследованиях ключевое методологическое значение имеет понимание влияния внешних факторов (управляемых и стихийных) на процесс жизненного самоопределения (Е.М. Бабосов, Н.А. Залыгина, А.И. Левко).

В социологии жизненное самоопределение – это процесс и результат взаимоотношений человека и общества, статусная характеристика, становление социальной позиции личности [7; 9].

В педагогике жизненное самоопределение понимается, с одной стороны, как процесс индивидуально-личностного становления, с другой – как узловая проблема взаимодействия индивида и общества, которая отражает основные моменты этого взаимодействия [5; 31].

Методологически ценными и важными для определения сущности жизненного самоопределения являются педагогические исследования О.С. Газмана. С позиции гуманистических идей жизненное самоопределение рассматривается автором как важнейшая цель воспитания. Сущность данного понятия автор видит в саморазвитии личности, которое характеризует человека как субъекта своей жизни и счастья. Жизненное самоопределение – это способность человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы своей деятельности и социального поведения, что открывает возможность достижения гармонии с собой и окружающей жизнью. Без способности к самоопределению человек теряет возможность реализовать себя как существо самобытно-индивидуальное и активно преобразующее жизнь.

Обобщая междисциплинарные научные подходы, подчеркнем, что жизненное самоопределение следует понимать как социально-личностное образование, процесс, обусловленный внутренней и внешней активностью личности, и результат саморазвития личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Сущностной характеристикой жизненного самоопределения является динамизм, который проявляется в обращенности человека в будущее, в саморегуляции поведения на основе жизненных целей и планов, жизненно важных ценностей. Активизация данных компонентов позволяет человеку реализовать себя как самобытно-индивидуальное существо, активно преобразующее жизнь.

В структуру жизненного самоопределения входят три основных компонента, сформированность которых обеспечит успешность выпускника детского интернатного учреждения в автономной жизнедеятельности.

Во-первых, это компетентностный компонент, включающий в себя знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной жизнедеятельности, знание своих прав и обязанностей, ориентация в общественных учреждениях и учреждениях социального обслуживания населения.

Вторым содержательным компонентом жизненного самоопределения является ценностно-целевой. Он отражает духовно-ценностную характеристику данного образования: включает в себя ценностные ориентации человека, ценностное отношение к себе и окружающим людям, ориентацию на выполнение основных социальных ролей: личность, гражданин, профессионал и семьянин. А также данный компонент содержит в себе целевые установки выпускника – его жизненные цели и планы, временную перспективу.

Третий компонент – регулятивно-деятельностный. Данный компонент обеспечивает собственно деятельностную сторону жизненного самоопределения.

Как подчеркивает И.С. Кон, самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная, творческая деятельность, построенная на основе самоуправления [16, с.22]. Данный компонент отражает проявление субъектной позиции выпускника по отношению к своей жизни, его активность, способность регулировать свое поведение в зависимости от усвоенный знаний, умений и навыков, ценностно-целевых ориентиров.

Успешное жизненное самоопределение личности зависит от уровня сформированности каждого из компонентов. При этом формирование жизненного самоопределения должно иметь целостный и поступательный характер: воспитанник усваивает систему знаний, умений, навыков, норм, необходимых в самостоятельной жизни (компетентностный компонент), в последствии они переходят в ценностную систему личности (ценностно-целевой компонент) и закрепляются в повседневной жизни (регулятивно-деятельностный компонент).

Высокому уровню жизненного самоопределения воспитанника детского интернатного учреждения должно соответствовать не только наличие знаний, умений и навыков, но и устойчивых ценностно-целевых ориентиров, способности регулировать свое поведение и действия в соответствии с ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: