Практика подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни

Лекционное занятие № 6

Тема: «Жизненное самоопределение воспитанников интернатных учреждений как средство подготовки к самостоятельной жизни».

План

1. Практика подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни (теоретические основы).

2. Компоненты жизненного самоопределения выпускника интернатного учреждения.

 3.Содержание и специфика социальной адаптации выпускников интернатных учреждений.

4. Этапы и факторы постинтернатной адаптации детей-сирот.

Практика подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни.

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой проблемой. Так как переход к самостоятельной жизни – это важный момент в жизни любого молодого желовека и связан с серьезными стрессами, потому что взрослая жизнь ставит перед ним такие проблемы, к которым он оказался не готов. Организация жизнедеятельности детей в интернатных учреждениях устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Иными словами, воспитанники детского дома, на этапе выхода из него продолжают быть беспомощными, надеются на чью-либо поддержку и даже не подозревают, что можно опереться на собственные ресурсы.

Мы не можем утверждать, что подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни не осуществляется, но она носит эпизодический и бессистемный характер. Ситуация осложняется еще и особенностями, присущими интернатным учреждениям – это постоянное пребывание детей в коллективе, отсутствие личного пространства, частая смена воспитателей, примитивность общения, эмоциональная депривация и др.

Ирина Анатольевна Плохова, анализируя главные проблемы, с которыми сталкиваются дети, оставшиеся без попечения родителей, выделяет следующие: сложности с развитием коммуникативных отношений, трудности социально-бытового характера, юридическая неосведомленность. В число наиболее сложных проблем детей этой категории входит своеобразие психического развития, неадекватность самооценки, потребительское отношение к людям и материальным ценностям.

Р. Р. Калинина характеризует подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни как совокупность мероприятий психолого-педагогического характера, направленных на формирование навыков самостоятельной жизни: бытовые навыки, налаживание отношений с окружающими людьми, навыки саморегуляции, самообслуживания, самоподдержки и др.

У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников.

Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что условия, в которых живут дети, оставшиеся без попечения семьи, зачастую ведут к искажению процесса социализации, социальной адаптации личности. Трудно обеспечить полноценное развитие детей в системе общественного воспитания. Несмотря на усилия людей, посвятивших себя служению детям-сиротам, результат не всегда соответствует ожиданиям. Существуют причины, которые трудно преодолеть в системе общественного воспитания. Материнская и социальная депривация, дефицит общения со взрослыми, коллективные методы воспитания. изоляция и другие особенности воспитания в сиротском учреждении приводят к искажению, нарушению взаимодействий ребенка с социальной средой.

Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме. Полноценное формирование таких знаний и умений затруднено в условиях государственного попечения. Дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечениями, весельем, отсутствием контроля.

Нарушения механизмов социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется в низком уровне социализации воспитанников детских домов, а также в дезадаптации (зачастую девиантном поведении), отставании в уровне физического, психического и интеллектуального развития. Несмотря на то, что общество заинтересовано в успешности социальной адаптации всех его членов, у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, слабо выражены признаки адаптированности даже на уровне микрогруппы.

О проблемах, которые волнуют детей-сирот в целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности, сегодня говорится много и на разных уровнях. Выпускники интернатных учреждений не могут самостоятельно устроиться и удержаться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью. Так же предоставляемые выпускникам государственные права и льготы оказываются недостаточными, чтобы они чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными. Поэтому необходимость их постинтернатного сопровождения стала актуальной. Вступление выпускника интернатного учреждения во взрослую самостоятельную жизнь – это переход от пассивного пребывания на государственном обеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда; от жизни в среде «своих товарищей по несчатью» к самостоятельному проживанию в обществе с ориентацией на закон, гражданские права и обязанности; от определенной заданности жизни в учреждении к необходимости делать выбор и нести за него персональную ответственность. Этот переход - сильнейший стресс для молодого человека, выросшего в условиях довольно замкнутого образования, каким является детский дом. Если переход к взрослой самостоятельной жизни будет осуществляться плавно, то он будет менее болезненным для воспитанников. Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из учреждения, выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться с взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Сегодня мы рассмотрим подготовку воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.

2. Компоненты жизненного самоопределения выпускника интернатного учреждения.

В работах многих ученых готовность к самостоятельной жизни соизмеряется с термином «жизненное самоопределение». Эти термины рассматриваются исследователями, как близкие по своему смысловому значению, так как жизненное самоопределение личности является содержательным компонентом готовности к самостоятельной жизни. На основании этого мы можем утверждать, что готовность к самостоятельной жизни свидетельствует о готовности личности к жизненному самоопределению.

Рассматривая понятие «жизненное самоопределение», советский и российский социолог, психолог, антрополог, философ, сексолог Игорь Семенович Кон выделяет социальное и личностное самоопределение, утверждая при этом, что человек должен обладать следующими качествами: устойчивое мировоззрение, социальные и нравственные убеждения, высокая психологическая лабильность, гибкость, способность усваивать и перерабатывать новую информацию, а также умение создавать что-либо новое, как в юности, так и в зрелом возрасте [2, с. 22].

Далее рассмотрим понятие «готовность к самостоятельной жизни». Данное понятие уже давно используется в педагогической и психологической теории и практике. Но необходимо отметить, что точного определения этому понятию никто из ученых еще не дал, то есть проблема существует, но в теоретическом и эмпирическом плане она не достаточно исследована.

Такие ученые как Михаил Иванович Дьяченко и Лев Александрович Кандыбович, рассматривая понятие «готовность», делают акцент на целостном образовании и наличии предпосылок к успешной самостоятельной деятельности, а значит и к самостоятельной жизни. В своих исследованиях они выделяют ситуативную и устойчивую готовность к деятельности. Ситуативная готовность представляет собой умение действовать в конкретной ситуации, и в зависимости от поставленной задачи ее каждый раз надо формировать заново. Устойчивая готовность предполагает наличие знаний, умений, навыков и опыта, а также установок и мотивов, необходимых для успешной деятельности в различных ситуациях.

Ученые утверждают, что формирование готовности к какой-либо деятельности начинается с определения цели на основе желаний и мотивов. Далее человек составляет план предстоящих действий, схему и модель поведения. После этого воплощает сформировавшуюся готовность в действия, применяя определенные средства и способы деятельности. В процессе достижения цели осуществляет анализ своих действий, при необходимости вносит коррективы.

Формирование готовности:

1) определения цели на основе желаний и мотивов;

2) составление плана предстоящих действий;

3) составление схемы и модели поведения;

4) воплощения в действия;

5) анализ своих действий, внесение корректив.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что готовность к деятельности и готовность к самостоятельной жизни необходимо рассматривать как устойчивую характеристику личности, которая имеет сложную развивающуюся систему и зависит от внутренних и внешних условий. 

Сергей Леонидович Рубинштейн, Игорь Семенович Кон, Г.В. Семья, Б.А. Куган, Н.В. Москаленко, Р. В. Солнышкина, А.В. Поздняков, А.А. Гусев и другие ученые, рассматривая понятие «готовность к самостоятельной жизни», утверждают, что составляющим данного понятия является, прежде всего, подготовка личности к трудовой деятельности. Так как именно трудовая деятельность является главным показателем социальной зрелости личности и основным объективным критерием независимой жизнедеятельности.

Некоторые авторы утверждают, что кроме трудовой жизни, данное понятие отождествляется с процессом усвоения знаний, информации, высоким образовательным уровнем. С.Л. Рубинштейн в научных трудах пишет, что «вступление в самостоятельную жизнь требует от молодых людей определения своих особых склонностей и способностей, и поэтому связано с процессами формирования критического мышления и мировоззрения, развитием самосознания» [3, с. 637].

В.Д. Семенов, анализируя понятие «готовность к самостоятельной жизни» делает акцент на готовности личности к трудовой деятельности, активным, ответственным действиям, творчеству и самосовершенствованию.

Итак, мы понимаем готовность к самостоятельной жизни как психологическое состояние личности, выражающееся в обладании знаниями, умениями, навыками и социально ценным опытом, установками и мотивами, необходимыми для успешной жизнедеятельности. Содержательная сторона данного понятия предполагает сформированное мировоззрение, активную жизненную позицию, высокий личностный потенциал, способность к саморазвитию, рефлексии и реализации своего потенциала.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: