Лирика А.Блока – явление уникальное в русской поэзии.(Записать)

Ход урока.

        О, я хочу безумно жить:

Всё сущее - увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Слайд №1.(Портрет А.Блока)

Эти пронзительные стихи написал А. Блок – последний поэт 19 века и первый поэт века 20-го.

Серебряный век русской поэзии.

Так русский философ Николай Александрович Бердяев определил крупнейший этап развития русского искусства рубежа 19 и 20 веков.

Культурный и духовный ренессанс, одна из самых утонченных эпох русской культуры.

Самой знаковой фигурой серебряного века был трагический тенор эпохи  А.Блок.

Его литературные образы воспринимались литературным окружением как символ времени.

По воспоминаниям М. Горького, «А. Блок был изумительно красив как человек и как личность».

Слайд №3. (Блок в семье деда)

А.Блок родился в Петербурге. Александр Блок получил воспитание в семье деда. Он рос без отца, окруженный обожанием и нежной заботой матери бабушки, теток.

 “ Золотое детство, елка, дворянское баловство, няня, Пушкин...” и “благоуханная глушь маленькой усадьбы”.

Слайд №4. (Портрет деда).

Дед, Андрей Николаевич Бекетов, известный ботаник, ректор Петербургского университета был лично знаком с Ф.М. Достоевским и М.Е.Салтыковым – Щедриным.

Слайд №5. (Потрет бабушки).

Жена деда, бабушка А.А. Блока, Елизавета Григорьевна Бекетова (1836-1902), дочь известного путешественника Г.С. Карелина. Она была переводчицей, всю жизнь работала над переводами научных и художественных произведений; владела несколькими языками.

Ею переведены многие сочинения Дарвина, Гексли, Диккенса, В. Скотта, Бальзака, В. Гюго, Флобера, Мопассана, Руссо, Лесажа и других. Она знала лично многих писателей, встречалась с Гоголем, братьями Достоевскими, Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым. Бабушка скончалась ровно через три месяца после деда - 1 октября 1902 года.

Слайд №6. (Портрет матери). Слайд №7.(Портрет тёток).

Мать поэта, Анна Андреевна Бекетова, тётки и бабушка Е.Г. Бекетова -  известные переводчицы.

Как гласит семейное предание, на руки после рождения будущего поэта приняла А.П. Керн. Отсвет пушкинской эпохи блеснул над его колыбелью.

Слайд №8. (Портрет отца)

Отец поэта, Александр Львович Блок (1852-1909), был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Родители будущего поэта обвенчались в церкви Петербургского университета 7 января 1879 года, а 16 (28) ноября 1880 года в квартире деда, Андрея Николаевича Бекетова, в "ректорском доме" на Васильевском острове, родился маленький Александр.

Слайд №9. (Введенская гимназия).

В 1898 году Блок закончил Введенскую Петербургскую гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. По собственным словам Блока, он поступил туда "довольно бессознательно, и только перейдя на третий курс, понял, что совершенно чужд юридической науке".

В 1901 году, исключительно важном для Блока, он перешел на филологический факультет, курс которого и прошел, сдав выпускной экзамен весной 1906 года (по славяно-русскому отделению).

Слайд №10. (Шахматово).

Детство и юность А. Блока прошли в атмосфере профессорской культуры ректорского дома и благоуханной тиши Шахматова, подмосковного имения деда.

Слайд №11. (Портрет А.Блока и Л.Менделеевой).

Здесь, в Шахматово,  поэт встретил свою Прекрасную Даму, с именем которой связаны многие страницы его творчества.

Любовь Дмитриевна Менделеева (фотография), дочь выдающегося ученого-химика с мировым именем, создателя “Периодической таблицы”, стала его женой. Обряд венчания был совершен в старинной “белой церкви” Михаила Архангела, расположенной в 3 км. от усадьбы.

На период окончания гимназии приходится серьёзное увлечение поэзией В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова и А.Фета и Ф. Тютчева.

Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла и огня за рекой?
Фет

Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце — надежды нездешние,
Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далекая,
Но различить — не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовешь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.

В сердце — надежды нездешние,
Кто-то навстречу — бегу...
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.

                   16 августа 1901

Начальный этап творчества А.Блока отмечен двумя важнейшими событиями – глубокое чувство к Л. Д. Менделеевой, дочери известного учёного Д. И.Менделеева,  и увлечение философией В.Соловьёва.
















Оба события нашли своё отражение в первом поэтическом сборнике Блока «Стихи о прекрасной Даме».

Слайд № 12(Стихи о Прекрасной Даме).

Выход первой книги сделал поэта широко известным и ввёл его в круг символистов.

Лирика А.Блока – явление уникальное в русской поэзии.(Записать)

 При всём многообразии её проблематик и художественных решений, при всём отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути.

Чем больше блоковских стихов мы читаем, тем богаче становится восприятие каждого стихотворения, потому оно не только излучает «заряд» собственного смысла, но и одновременно заряжается смыслом других стихотворений.

Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как трёхтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения».

С чем же связана такая позиция автора множества прекрасных лирических произведений?

Прежде всего с тем, что в центре внимания его лирики – личность современного человека.

Сам автор становится главным героем «трилогии вочеловечения». Он может предстать иноком или безымянным воином из стана Дмитрия Донского, Гамлетом или посетителем пригородного ресторана, но всякий раз это воплощение одной души, одного мировоззрения, одного мышления.

Свой роман в стихах Блок делит на три тома, каждый из которых соответствует одному из трёх этапов «вочеловечения».

«Вочеловечение» - слово из богословского лексикона. В христианской традиции оно означает воплощение Бога в человеческом облике.

В поэтическом сознании Блока образ Христа связан с идеей творческой личности - служить пересозданию мира на основах добра и красоты, совершать подвиг самоотречения ради осуществления этих идеалов.

 Путь такой личности стал основой сюжета трилогии.

Сюжет лирического романа особый, не событийный, а лирический, связанный с движением чувств и мыслей, разворачиванием мотивов.

Центральный цикл первого тома трилогии«Стихи о Прекрасной Даме». Эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми.

В них отразился любовный роман молодого поэта с будущей женой Л.Д. Менделеевой и увлечение философией В.Соловьёва.

В учении философа о Душе мира и Вечной Женственности Блока привлекала мысль о том, что именно через любовь возможно устранение эгоизма и единение человека и мира.

Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» - сюжет ожидания встречи с возлюбленной, встречи, которая преобразит мир и героя, соединит небо и землю.

Облик героини многопланов. С одной стороны – это вполне реальная, земная женщина.

«Она стройна и высока», «Всегда надменна и сурова». С другой стороны – это мистическая Прекрасная Дама.

Стихотворение: «Вхожу я в тёмные храмы».

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

25 октября 1902

Ситуация драматична. Противопоставлено земное и небесное. Заведомо неравенство Прекрасной Дамы и лирического героя. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви воздвигнут на недосягаемую высоту. «Он» – влюблённый рыцарь, смиренный инок, «Она» - бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя.

Перекликается с предыдущим одно из самых замечательных стихотворений Блока.

«Девушка пела в церковном хоре…» (Фонозапись).

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

Первый том лирики Блока литературоведы называют стихотворным молитвенником. Герой застывает в коленопреклонённой позе, он «молча ждёт», «тоскуя и любя».

Чем поддержана ритуальность происходящего?

 - Лампады, свечи, церковные ограды, господство белого алого и золотого цветов.

Постепенно эмоциональная атмосфера влюблённого ожидания уступает место настроениям недовольства собой, самоиронии, мотивам страха и тревог. Особенно отчётливо это проявилось в завершающем первый том цикле «Распутья».

В поле зрения героя попадают реалии мира: картины городской бедноты, людское горе.

Стихотворение: «Фабрика».

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам - по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,

А на стене - а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:

Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

                                                             24 ноября 1903

Мистические образы постепенно уступают место образам реального мира.

Если первый том лирики определялся мотивом ожидания и высокого служения, то новый этап лирического сюжета связан с мотивом погружения в жизненные стихии. Изменяется представление героя о сущности мира: жизнь предстаёт в дисгармонии.

Прекрасную Даму сменяет таинственная незнакомка.

Стихотворение «Незнакомка».


По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906
_________________________________
1. In vino veritas! — Истина — в вине! (лат.)























































Слайд №12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: