Третий том открывается циклом «Страшный мир»

Ведущий мотив цикла – омертвение мира современной городской цивилизации.

Лаконичный образ этой цивилизации представлен в знаменитом стихотворении

«Ночь, улица, фонарь, аптека …».

Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века -Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначалаИ повторится все, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала,Аптека, улица, фонарь.                                  10 октября 1912

Логическое развитие сюжета пути лирического героя – обращение к безусловным ценностям – ценностям народной жизни, Родины.

Тема России – важнейшая блоковская тема.

«…этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю всю свою жизнь».

Наиболее полно и глубоко эта тема нашла своё отражение в цикле стихов «Родина».

Перед этим циклом Блок помещает поэму «Соловьиный сад», где создаёт ситуацию решающего распутья в сюжете лирического героя.

Противопоставлены два начала – повседневный однообразный труд на скалистом берегу со зноем, скукой и обездоленностью и жизнь в соловьином саду счастья, музыки, любви и искусства.

Герой блуждает между двумя жизненными берегами и в итоге выбирает скалистый берег.

Это не идеальный поступок героя, а трагический, подвижнический выход, связанный с потерей свободы, личного счастья, красоты.

У каждого из этих миров своя правда, но неполная, односторонняя. Не только замкнутый «оградой высокой и длинной» сад рождает в душе героя ощущение сиротства, но и возвращение к скалистому берегу не избавляет от тоскливого одиночества.

Выбор сделан в пользу сурового долга. Это подвиг самоотречения.

Смысл своего пути и логику лирической трилогии Блок определил в письме к Андрею Белому:

«…таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твёрдо уверен, что это должное и что все стихи вместе – «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и к рождению нового человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право… вглядываться в контуры добра и зла – ценой утраты души»).

Выйдя из «Соловьиного сада», лирический герой трилогии расстаётся со «сладкой песнью» любви.

Любовная тема уступает место новой верховной ценности – теме Родины.

Цикл «Родина»– вершина трилогии вочеловечения.

Ведущая роль в стихах о России принадлежит мотивам исторических судеб страны.

Смысловое ядро патриотической лирики – цикл «На поле Куликовом».

Поэт обнажает нити, связывающие историю с современностью: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла…».

На поле Куликовом

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной - В твоей тоске, о, Русь!И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль.В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль...Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови!Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь...Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!

 

Лирический герой предстаёт безымянным воином войска Дмитрия Донского.

Личная судьба героя отождествляется с судьбой Родины, он готов погибнуть за неё.

Но в стихах ощутима надежда на победное и светлое будущее: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль».

Русь – это заповедный край с болотами и журавлями, с путями и распутьями, с мутным взором колдуна.

      РУСЬ

Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины...

Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь. Блок горячо любит родную землю, с ней связывает лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидит «страшный мир» царской России.  Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...Вольному сердцу на что твоя тьма? Знала ли что? Или в бога ты верила?Что' там услышишь из песен твоих?Чудь начудила, да Меря намерилаГатей, дорог да столбов верстовых... Лодки да грады по рекам рубила ты,Но до Царьградских святынь не дошла...Соколов, лебедей в степь распустила ты -Кинулась и'з степи черная мгла... За' море Черное, за' море БелоеВ черные ночи и в белые дниДико глядится лицо онемелое,Очи татарские мечут огни... Тихое, долгое, красное заревоКаждую ночь над становьем твоим...Что' же маячишь ты, сонное марево?Вольным играешься духом моим?                                                      28 февраля 1910 В этом стихотворении образ лирического героя оформлен как образ поэта-обличителя социального зла. Стихотворение «Россия» - самое известное из цикла «Родина». В нём слиты воедино чувство любви к родине и вера в её будущее возрождение.

       Россия

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...


Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!


Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!


Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...


Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...


И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

В стихотворении выражено чувство нераздельности личной судьбы поэта и судьбы Родины.

Стихотворение Блока передаёт конкретные приметы России того времени, в которое оно написано («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»).

Александр Блок продолжает Некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»).

Тема этого стихотворения – судьба России, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. Мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». Блок считает, что Родину не выбирают и поэтому любит Россию такой, какая она есть.

С одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, Россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей

Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты, Блок использует звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот «серенький» день российских будней, услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача.

 Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются - в первом; обманет, забота затуманит свои черты - в четвёртом четверостишии); «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину, надежду на светлое будущее.

 Россия для Блока – это богоизбранная особенная страна со своей национальной гордостью. Он предсказывает грядущие бури и трагедии Руси, но, несмотря на это, Блок любит Россию и верит в неё.

Цикл «Родина» завершает небольшое стихотворение «Коршун». В нём сосредоточены все ведущие мотивы, прозвучавшие в цикле.


Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг.-
В избушке мать, над сыном тужит:
"На хлеба, на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси".

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.-
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

Тут и приметы неброского российского пейзажа, и напоминание о подневольной судьбе русского человека, и обобщённый образ самой Родины. Всё это глубоко народно и связано с фольклорной стихией. А сам коршун символ зловещих сил, которые тяготеют над Россией.

Вопросы, поставленные в конце стихотворения и усиленные анафорой, не риторические. Автор обращает их и к себе, и к читателям, и к самой истории как призыв к действию.

К 1915-1916 годам творческая активность поэта заметно снижается. В 1916 году его призывают в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин. После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает редактором стенографических отчётов Чрезвычайной следственной комиссии.

После Октября Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». В это время поэт пережил последний творческий взлёт, создав в течение января 1918 года свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы».

Блок включается в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничает в горьковском издательстве «Всемирная литература», соглашается на должность председателя управления Большого драматического театра, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако со временем многочисленные заседания становятся ему в тягость. В окружающей жизни он с отвращением обнаруживает торжество бюрократизма, пошлости и мещанства.

Наиболее убедительно охарактеризовал трагедию Блока в послереволюционный период Иванов – Разумник: «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась – изменилась душа революции; ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился».

Это ускорило его смерть. Блок умер от болезни сердца и нервного расстройства в Петрограде 7 августа 1921 года.

Слайд №13 (Могила А.Блока).
Пусть душит жизни сон тяжелый
Пусть задыхаюсь в этом сне…

Быть может юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне…


Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света
Он весь – свободы торжество

Настоящий художник не уходит из жизни бесследно.

«Мы умираем, а искусство остаётся», - заметил Блок на торжественном собрании, посвящённом Пушкину.

Блока нет, но его богатейшее наследство с нами. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако, сам поэт утверждал, что не «угрюмство» - суть его творчества. Оно в служении будущему.

И в своём последнем стихотворении поэт снова напоминает нам об этом:

Пропуская дней гнетущих

Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих

Сине-розовый туман.

«Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем».

С этим пожеланием А.Блок обращается к своим читателям.

















































































Тестовые задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: