Члена выборного органа местного самоуправления

В Законе об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 40) определяются три группы лиц, имеющих особый правовой статус:

— выборное должностное лицо местного самоуправления;

— член выборного органа местного самоуправления;

— депутат представительного органа муниципального образования.

Понятия указанных лиц сформулированы в ст. 2 данного закона.

Выборным должностным лицом местного самоуправления считается должностное лицо местного самоуправления, избираемое на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования, либо на сходе граждан и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Член выборного органа местного самоуправления — лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования).

Депутат — член представительного органа муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения).

Из приведенных определений следует, что помимо главы муниципального образования законодатель допускает случаи, когда в уставах муниципальных образований будет предусмотрено наличие не только представительного органа муниципального образования, но и других выборных органов местного самоуправления, например контрольно-счетного органа муниципального образования.

Однако следует признать, что в практике муниципально-правового регулирования до настоящего времени отсутствуют примеры формирования в ходе выборов иных, кроме представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления.

В связи с этим становится понятным, что из числа указанных в ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления лиц особым правовым статусом фак тически обладают депутаты представительного органа муниципального образования и глава муниципального образования.

Важно подчеркнуть, что часто встречающиеся в научной и учебной литературе понятия «статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления» и «правовой статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления» различны по своему объему и содержанию. Если под первым следует понимать определяемое правовыми и иными социальными нормами фак тическое положение, социальный статус данных лиц, то под вторым — их правовое положение, урегулированное Конституцией и законами РФ, уставами и законами субъектов РФ, уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами. Следовательно, правовой статус является основной, но все же частью социального статуса.

Рассматривая вопрос о понятии правового статуса депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления в Российской Федерации следует также иметь в виду, что согласно общей теории права такой правовой статус является специальным и существует на основе общего правового статуса гражданина.

Гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, добровольно принимает на себя специальные условия требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности по выражению интересов жителей муниципального образования. Прежде всего речь идет об установленных в законодательстве гарантиях и ограничениях, которые выходят за рамки общеправового статуса личности, а также закрепленных в Конституции РФ гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии и ограничения являются элемент ами специального правового статуса гражданина в случае избрания его депутатом. Исходя из этого, не вызывает сомнения традиционно существующая в отечественной науке точка зрения о различиях общего и специального правового статуса гражданина и соответственно — между гарантиями прав, свобод и обязанностей граждан и гарантиями депутатской деятельности. В связи с этим логично предположить, что первые носят общий характер и составляют основу специальных гарантий деятельности депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления.

Необходимо также отметить различия в правовом статусе депутата и главы муниципального образования. Несмотря на то что после избрания депутат наделяется закрепленными в законодательстве и уставе муниципального образования полномочиями, несет ответственность за их исполнение, а также вправе осуществлять контрольные функции, тем не менее он не может считаться должностным лицом, поскольку «обладает распорядительно-властными полномочиями только в составе депутатской коллегии»[17].

Следуя определенной в параграфе 9.1 логике выделения основных элемент ов (признаков) правового положения органов местного самоуправления, во многом основанной на логике законодателя, заложенной в содержание Закона об общих принципах организации местного самоуправления, представляется правильным выделить следующие основные элемент ы особого правового статуса депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления:

1) функцион альное предназначение народного представительства и полномочия, необходимые для его реализации;

2) порядок избрания, прекращения полномочий и наступления муниципально-правовой ответственности;

3) запреты и ограничения на занятие определенных должностей и осуществление отдельных видов деятельности;

4) правовые и социальные гарантии деятельности по осуществлению полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, позволяющие их защитить от незаконного преследования и привлечения к ответственности, а также обеспечить условия для беспрепятственного, эффективного и самостоятельного осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования.

1. Функцио нальное предназначение народного представительства и полномочия, необходимые для его реализации. Функцион альное предназначениедепутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления возникает в силу того, что они непосредственно от избравшего их населения получают мандат (наказ, поручение, полномочия) на представление, защиту, выражение его интересов при решении вопросов местного значения. Общественная ценность такого мандата определяется тем, в какой мере он позволяет реализовать главное предназначение депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления — представлять интересы населения муниципального образования.

Применительно к обоснованию понятия и содержания основных элементов правового статуса депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления концепцию народного представительства можно изложить следующим образом: во-первых, местное самоуправление учреждается Конституцией РФ в качестве самостоятельной формы народовластия, элемент а политической системы общества; во-вторых, население муниципального образования как носитель муниципальной власти уполномочивает своих представителей осуществлять от его имени эту власть; в-третьих, депутат, должностное лицо местного самоуправления, член выборного органа местного самоуправления избираются для представления интересов всего населения муниципального образования, а не только тех, кто за него проголосовал; в-четвертых, институт отзыва указанных лиц выступает в качестве гарантии того, что они достойно представляют население и выражают его волю.

В связи с этим представляется обоснованным существование императивного мандата депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, предполагающего юридические процедуры голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, проводимого по инициативе населения и удаления главы муниципального образования в отставку, в том числе по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования, призванных выражать интересы населения муниципального образования.

Помимо указанной выше функции народного представительства, особое функцион альное предназначение главы муниципального образования определяется также тем, что согласно ч. 1 ст. 36 Закона об общих принципах организации местного самоуправления он является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В целях реализации своего функцио нального предназначения как высшего должностного лица муниципального образования он в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ч. 4 ст. 36) обладает полномочиями:

— по представлению муниципального образования в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (п. 1);

— подписанию и обнародованию в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования (п. 2);

— изданию в пределах своих полномочий правовых актов (п. 3);

— формулированию требований о созыве внеочередного заседания представительного органа муниципального образования (п. 4);

— обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ (п. 5).

2. Порядок избрания, прекращения полномочий и наступления муниципально-правовой ответственности [18]. Исходя их концепции народного представительства, деятельность депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления должна носить срочный характер. В соответствии с требованиями Закона об общих принципах организации местного самоуправления (ч. 2 и 3 ст. 40) срок полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 15-П[19] приведенные положения признаны соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти законоположения предполагают «в случае принятия представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку обеспечение гарантий судебной защиты прав удаленного в отставку лица, а также проведение в установленные федеральным законом сроки — в целях обеспечения непрерывности осуществления муниципальной власти — досрочных выборов главы муниципального образования, на которых удаленный в отставку глава муниципального образования вправе баллотироваться в качестве кандидата».

Не соответствующими Конституции РФ данные нормы Закона об общих принципах организации местного самоуправления признаны в той мере, в какой они «допускают в правоприменительной практике проведение таких досрочных выборов до разрешения судом вопроса о законности удаления главы муниципального образования в отставку и тем самым не гарантируют возможность реального восстановления его прав в случае признания судом соответствующего решения представительного органа местного самоуправления незаконным».

Важно отметить, что Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 36) определяет возможность исполнения главой муниципального образования полномочий других должностных лиц местного самоуправления в зависимости от способов избрания высшего должностного лица муниципального образования:

— в случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию (п. 2 ч. 2);

— в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию (п. 3 ч. 2);

— в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию (п. 5 ч. 2).

Как уже было отмечено выше, исходя из концепции народного представительства, вполне обоснованным можно считать существование императивного мандата депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, который рассматривается в юридической литературе как определенная форма их взаимоотношений с избирателями, определяемая сущностью и политикоправовой природой такого мандата[20].

В самом общем виде под императивным мандатом следует понимать полномочия, полученные указанными лицами, при условии что они обязаны нести перед избирателями муниципально-правовую ответственность, выполнять их наказы, а в случае невыполнения — быть отозваны[21].

Юридическая процедура голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления может быть отнесена к числу форм муниципальноправовой ответственности указанных лиц перед населением и находит свое отражение в ст. 24 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Такое голосование проводится по инициативе населения в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ[22].

Императивный мандат депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления предполагает также, что государство может досрочно прекратить их полномочия на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Такое правило находит свое отражение в положениях ст. 74.1Закона об общих принципах организации местного самоуправления, регламентирующих основания и порядок удаления главы муниципального образования в отставку, которое можно отнести к числу форм муниципально-правовой ответственности члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления перед государством[23].

Кроме того, в соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления основаниями досрочного прекращения полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления являются: его смерть; отставка по собственному желанию; признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим; вступление в его отношении в законную силу обвинительного приговора суда; выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления и др.

3. Запреты и ограничения на занятие определенных должностей и осуществление отдельных видов деятельности. Важным и неотъемлемым элемент ом особого правового статуса депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления являются устанавливаемые для них в законодательстве запреты и ограничения на занятие определенных должностей и осуществление отдельных видов деятельности.

Такой же позиции придерживается Конституционный Суд РФ, который в своем Определении от 15 ноября 2001 г. № 277-О[24] отметил, что закрепленное в ст. 37 Конституции РФ право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, не предполагает, однако, обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможности закрепления в законе специальных требований к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности в органах государственной власти или местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, добровольно принимает условия (преимущества, ограничения), с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус выборного лица, и выполняет соответствующие требования согласно предусмотренной законом процедуре. Установленные законом запреты — если они обусловлены специфическим статусом, который приобретает избранное лицо, — не могут рассматриваться как неправомерное ограничение конституционных прав этого лица.

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 40) выборные должностные лица местного самоуправления не могут одновременно:

— быть депутатами Государственной Думы РФ, членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности РФ, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы;

— исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных данным законом;

— исполнять полномочия депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных указанным законом (ч. 6).

В указанной статье также установлены запреты и ограничения для депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Указанные лица не вправе:

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований субъекта РФ, иных объединений муниципальных образований), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ ему не поручено участвовать в управлении этой организацией (п. 2 ч. 7);

— заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором

Российской Федерации или законодательством РФ (п. 3 ч. 7);

— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ (п. 4 ч. 7);

— участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении (ч. 9.1).

Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ч. 7.1 ст. 40) также налагает на депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, особые обязанности по соблюдению ограничений, запретов, установленных федеральными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструмент ами». В случае несоблюдения таких обязанностей полномочия указанных лиц прекращаются досрочно.

4. Правовые и социальные гарантии осуществления полномочийдепутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, позволяющие их защитить от незаконного преследования и привлечения к ответственности, а также обеспечить условия для беспрепятственной, эффективной и самостоятельной деятельности по решению вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования [25]. Федеральное и регио нальное законодательство с учетом зарубежного опыта правового регулирования общественных отношений, возникающих в данной области, выделяет две группы гарантий указанных лиц: правовые и социальные.

Представляется наиболее удачным правовые гарантии деятельности депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления связывать с их неприкосновенностью (иммунитетом), а социальные — с индемнитетом.

В бланкетных нормах ч. 8 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления под иммунитетом указанных лиц понимается неприкосновенность в том смысле, что федеральными законами должны особо регламент ироваться гарантии их прав при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении них, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документ ов.

Приведенные нормы Закона об общих принципах организации местного самоуправления находят свое продолжение в положениях гл. 52 «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц» УПК РФ.

В частности, согласно ч. 1 ст. 447 УПК РФ депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления включены в категорию лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц может быть принято только руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Федерации.

Важно отметить, что гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности находят свое отражение в положениях ч. 9 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления о том, что они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий[26].

Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления, член выборного органа местного самоуправления пользуются иммунитетом только на территории соответствующего муниципального образования.

Вне этой территории иммунитет не действует.

Исходя из определенной выше логики, позволяющей социальные гарантии осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления ассоциировать с его индемнитетом, представляется правильным рассматривать его не только как их право на вознаграждение, а несколько шире — как совокупность всех организационных, материальных, социальных, трудовых и других гарантий их деятельности, позволяющих указанным лицам эффективно осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ч. 5.1 ст. 40) не закрепляет конкретные организационные, материальные, социальные, трудовые и другие гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а ограничивается только указанием на то, что такие гарантии устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

В данной норме также предусматривается возможность установления дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении указанных лиц, осуществлявших полномочия на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.

В качестве примера правовой регламент ации социальных и иных гарантий осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления в законах субъектов РФ можно привести Закон города Москвы от 25 ноября 2009 г. № 9 «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве».

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного закона депутат и глава муниципального образования имеют право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (в том числе автобусом от г. Москвы до г. Зеленограда и от г. Зеленограда до г. Москвы), за исключением такси и маршрутного такси.

В соответствии со ст. 13 данного закона депутат, глава муниципального образования, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, получает ежемесячное денежное вознаграждение. Ежемесячное денежное вознаграждение депутата устанавливается в размере, не превышающем 70% ежемесячного денежного вознаграждения главы муниципального образования. Оплата труда главы муниципального образования осуществляется в виде ежемесячного денежного вознаграждения, не превышающего 1/12 годового фонда оплаты труда главы управы района г. Москвы с учетом группы по оплате труда в зависимости от численности населения (по нормативам образования фонда оплаты труда, установленным правовыми актами г. Москвы для государственных гражданских служащих государственной гражданской службы г. Москвы). Депутату, главе муниципального образования, осуществляющему полномочия на постоянной основе, имеющему почетное звание РФ, устанавливается ежемесячное денежное поощрение в размере 20% от ежемесячного денежного вознаграждения.

Кроме того, Закон города Москвы от 25 ноября 2009 г. № 9 (ст. 14) устанавливает следующие гарантии и компенсации депутату, главе муниципального образования, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе:

— предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней и дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 15 календарных дней;

— предоставление бесплатной санаторно-курортной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующей компенсации при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

— медицинское обслуживание его и членов его семьи, предусмотренное для муниципальных служащих муниципальной службы в г. Москве, в том числе после выхода депутата, главы муниципального образования на пенсию при наличии стажа, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии по старости или инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III или II степени;

— обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни, здоровью и имуществу в связи с осуществлением им своих полномочий;

— выплата единовременного денежного поощрения при достижении возраста 50 лет и далее через каждые пять лет в размере ежемесячного денежного вознаграждения;

— выплата единовременного денежного поощрения при наличии общего трудового стажа 20 лет и далее через каждые пять лет в размере ежемесячного денежного вознаграждения;

— выплата единовременного денежного вознаграждения в связи с выходом на пенсию с занимаемой должности при наличии права на получение пенсии по старости или по инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III или II степени в размере ежемесячного денежного вознаграждения в кратности к количеству полных лет за весь период занимаемой должности, замещения муниципальной должности в органах местного самоуправления, замещения должности государственной гражданской службы г. Москвы, замещения государственной должности г. Москвы, но не более чем за 10 лет на день освобождения от должности;

— обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период осуществления им своих полномочий;

— пенсионное обеспечение, а в случае смерти главы муниципального образования, наступившей в связи с осуществлением им своих полномочий, — членов его семьи;

— ежемесячная доплата к пенсии по старости или инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III или II степени, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и др.

Закон города Москвы от 25 ноября 2009 г. № 9 (ст. 15) также предусматривает возможности поощрения депутата, главы муниципального образования, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Решение об их поощрении принимает представительный орган.

Таким образом, под особым правовым статусом депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления следует понимать их правовое положение, характеризующееся совокупностью правовых норм, закрепляющих их: функциональное предназначение народного представительства; полномочия, необходимые для его реализации; порядок избрания, прекращения полномочий и наступления муниципально-правовой ответственности; запреты и ограничения на занятие определенных должностей и осуществление отдельных видов деятельности; правовые и социальные гарантии деятельности, позволяющие их защитить от незаконного преследования и привлечения к ответственности, а также обеспечить условия для беспрепятственного, эффективного и самостоятельного осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: