Функции и средства делового общения
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.
Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует:
o труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами;
o создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей;
o обеспечивая успех общего дела.
Цель делового общения – организация совместной предметной деятельности.
Особенности делового общения заключаются в том что:
o партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
o общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
o основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.
Функции делового общения:
Информационно- коммуникативная
Интерактивная
Перцептивная
В практической деятельности существуют разнообразные виды (формы)делового общения:
|
|
o деловые переговоры;
o деловые беседы;
o совещания;
o деловая переписка;
o организационно-техническое общение (компьютер, факс) и т. д.
Деловая беседа -это вид делового общения, который предполагает рассмотрение в течение более длительного периода времени каких -либо проблем, которые определены заранее.
Деловое совещание -это способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.
Виды совещаний:
Инструктивное
Оперативное
Проблемное
Деловой разговор -это контакт людей в устной форме, касающийся деловой деятельности и ее различных аспектов.
Деловые переговоры -это особая форма делового общения, в котором участвует не менее двух сторон, и результат которого фиксируется в юридическом документе.
Дисскусия – обмен мнениями по какому- либо спорному, актуальному вопросу в форме публичного выступления
Аргумент - это логический довод, истинность которого проверена и доказана практикой.
Деловая беседа как форма делового общения.
Виды деловых бесед
При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой.
Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
Задача деловой беседы – убедить партнера принять конкретные предложения.
Функции деловой беседы:
o взаимное общение работников одной сферы;
|
|
o совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;
o контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; поддержание деловых контактов;
o стимулирование деловой активности.
Каждая деловая беседа в той или иной степени отражается на эффективности деятельности организации в целом и деятельности конкретных сотрудников в частности.
Вид деловой беседы зависит от ее целей и ее места в определении направления деятельности организации.
По назначению деловые беседы могут быть разнообразными:
o беседа – знакомство руководителя и будущего подчиненного при принятии решения о поступлении на работу;
o деловая беседа между двумя коллегами при обсуждении ими путей или методов реализации поставленных целей;
o деловая беседа будущих партнеров по взаимодействию, деловому сотрудничеству между фирмами;
o беседа – установление деловых контактов;
o беседа – обмен информацией и др.
По характеру деловые беседы бывают официальными и неофициальными, так называемыми рабочими.
По направленности – целевыми, преследующими конкретные задачи, и общими.
По степени свободы – регламентированными, например, анкетирование и не регламентируемыми, например дружеский разговор.
Собственно деловая беседа состоит из пяти фаз:
1. начало беседы – вступление в контакт;
2. постановка проблемы и передача информации;
3. аргументирование выдвигаемых положений;
4. принятие решения;
5. фиксация договоренности и выход из контакта.
Первая фаза – начало беседы, вступление в контакт. Основная цель этого этапа – привлечь внимание собеседника, поддержать общий благоприятный фон беседы.
Сама беседа начинается с приветствия и осмысления первых личных впечатлений о партнерах с учетом знаний о них, приобретенных на подготовительном этапе. Во вступительной части беседы, которая может занимать до 15 % отведенного времени, желательно:
o снять психологическую напряженность;
o достичь взаимопонимания на основе проявления искреннего уважения и интереса к личности и делам друг друга;
o дать понять собеседнику, что вы считаетесь с его мнением, знаниями как специалиста, например: «Очень приятно, что именно с Вами мы будем обсуждать данную проблему, поскольку именно Вы (именно о Вас я наслышан как о …) являетесь ведущим специалистом в …». Эта фраза позволяет показать ваше расположение к партнеру по деловой беседе, создать доброжелательную обстановку для продолжения беседы.
Вторая фаза – постановка проблемы и передача информации. Цель этого этапа – пробудить в собеседнике заинтересованность.
Третья фаза – аргументирование выдвигаемых положений. Цель – отстоять свои интересы, детально обосновать свои доводы.
Поскольку в процессе беседы важно выяснить, почему собеседник воспринимает ситуацию так, а не иначе, ему нужно дать возможность высказаться, вставляя в нужные моменты замечания или задавая вопросы. Делается это спокойно, аргументировано, без попытки уличить человека в чем-либо или категорично настоять на собственном мнении. На этом этапе важно внимательно слушать собеседника, не отвлекаясь на обдумывание дальнейшего хода ведения беседы. Слушая, выделять и улавливать слабые, уязвимые места в аргументации собеседника или возможность успешной «состыковки» намерений обеих сторон.
Четвертая фаза – принятие решения. Цель этапа – установить или смягчить разногласия, наметившиеся до беседы или возникшие в ее процессе, достигнуть компромиссного решения.
Особенность деловой беседы такова, что после обмена сообщениями она протекает в форме диалога. На этом этапе беседа является импровизацией. Рекомендуется участникам беседы использовать разные типы вопросов: открытые и закрытые; риторические; радикальные; вопросы, подавляющие сопротивление.
|
|
Пятая фаза – фиксация договоренности, выход из контакта. Цель этого этапа – сохранение и стимулирование благоприятного отношения сторон друг к другу и в личном плане, и в плане выполнения намеченных действий.
Инициатор подводит итоги, показывает, как может быть использована информация, призывает к ее осмыслению и последующим активным действиям. Если продолжительность беседы заранее не регламентировалась, это является сигналом к ее завершению.
Успешно завершить беседу – это значит достигнуть заранее намеченной цели беседы.
Роль вопросов в деловой беседе и их классификация
Деловая беседа на ее основном этапе – это обмен информацией. Для того чтобы получить дополнительные сведения, выяснить позицию собеседника, участники общения задают друг другу вопросы.
Виды вопросов:
- открытые и закрытые;
- риторические; радикальные;
- вопросы, подавляющие сопротивление.
Открытые вопросы – это вопросы, которые предполагают множество вариантов ответа. Классическим вопросом такого типа является вопрос: «Что Вы думаете по этому поводу?». При такой постановке вопроса есть опасность потерять инициативу в ведении беседы. Но в вопросах такого типа есть и плюсы. Противоположная сторона получает возможность высказаться открыто и без ограничений. В данном случае можно более полно представить себе точку зрения собеседника, более точно спрогнозировать свое последующее поведение.
Закрытые вопросы – это вопросы, на которые можно ответить только «да» и «нет». Например: «Вы согласны с этим решением?». Вопросы, поставленные таким образом, дают возможность сохранить инициативу, они связывают собеседника, однако именно это может не понравиться, и свое недовольство собеседник может перенести на итоговое решение. Поэтому вопросами такого типа следует пользоваться нечасто, обоснованно, например, тогда, когда необходимо получить информацию об отношении к вашему предложению. В частности, можно спросить: «Вы согласны действовать так, как мы предлагаем?».
|
|
Риторические вопросы – это вопросы, на которые не ждут ответа. Их используют, чтобы воздействовать на эмоции, чувства собеседника, склонить его к желаемому для вас решению.
Зондирующими называются вопросы, которые предлагают интервьюируемому подробнее описать ситуацию (то есть дать больше поведенческих характеристик). Они применяются для получения дополнительной информации, но не должны быть наводящими, не должны содержать подсказки для интервьюируемого, и тем более — конкретного ответа. Ключевые события обычно дают множество поведенческих характеристик, и поэтому их следует зондировать.
Ключевыми могут являться следующие ситуации:
· совещание, где присутствовал интервьюируемый и где принималось решение;
· конфликтная ситуация с начальником/подчиненным;
· конфликтная ситуация с клиентом.
Примеры зондирующих вопросов:
· Что произошло потом?
· А что сделали вы потом?
· Расскажите, что вы думали перед этой презентацией совещанием?
· Чем были заняты ваши мысли перед совещанием?
· Что вы сказали?
· Как вы ответили?
· И что в результате вышло?