Жанр эпопеи в литературе 30-х годов

Психологическая картина революции представлена в эпопее М.Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940). Книга богата картинами исторических событий, сценами казачьего быта. Но главное содержание произведения составляет все то, что метафорически выражено в самом его названии – «Тихий Дон» – символ вечности, природы, родины, любви, гармонии, мудрости и строгого суда совести. Недаром на берегу Дона повстречались Григорий и Аксинья; в волнах Дона решила окончить свою неправедную жизнь Дарья Мелехова; в воды тихого Дона выбросил в конце романа свою винтовку отказавшийся от войны Григорий Мелехов. Гремят революции, люди схватываются в братоубийственных войнах, а Дон остается тихим и величественным. Он – главный учитель и судья людей.

Их всех персонажей эпопеи М.Шолохова ближе всех к извечному величию тихого Дона оказывается Аксинья Астахова. Любимый ею Григорий в своей человечности не последователен и часто неоправданно жесток. Михаил Кошевой, вошедший в семью Мелеховых, в своем революционном фанатизме совершенно удален от гармонии тихого Дона. И на этой тревожной ноте оканчивается роман. Но есть в эпопее и надежда: Дон навсегда останется учителем для людей.

Таким образом, ведя речь о гражданской войне, М.Шолохов высказал мысль о приоритете морального начала в общественной жизни перед политическими соображениями. Злоба развязывает войны, но оканчивает их любовь.

В литературе 30-х годов одной из важных тем была тема места интеллигенции в жизни общества. Разнообразная трактовка этого вопроса в различных произведениях сводилась, по сути, к одному вопросу: соглашаться с революцией или нет.

А.Толстой в трилогии «Хождение по мукам» (1941) проводит своих героев – интеллигентов через адовы муки гражданской войны. В конце концов, Иван Ильич Телегин, Вадим Петрович Рощин, Катя и Даша Булавины приходят к полному согласию с советской властью. Рощин, часть гражданской войны прошедший в рядах белой гвардии, но окончивший ее красным командиром, говорит Кате: «Ты понимаешь – какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки… Мир будет нами перестраиваться для добра… Все в этом зале готовы отдать за это жизнь…»

Сегодня, когда мы знаем, как в советской стране складывались судьбы бывших белогвардейцев, на самом деле нам становится ясно: Рощину не удастся перестроить мир для добра. Сложность будущих судеб тех, кто воевал на стороне белых, была литературе понятна еще в 20-е годы. Прочитаем финал пьесы М.Булгакова «Дни Турбиных» (1926):

Мышлаевский. Господа, слышите? Это красные идут!

Все идут к окну.

Николка. Господа, сегодняшний вечер – великий пролог к новой исторической пьесе.

Студинский. Кому – пролог, кому – эпилог.

В словах капитана Александра Студинского – правда о проблеме «интеллигенция и революция». Реальная встреча с революцией для врача Сартанова (В.Вересаев «В тупике») окончилась «эпилогом»: врач покончил с собой. Интеллигенты из пьесы М.Булгакова «Бег» также оказались в различных пунктах исторической «композиции»: Сергей Голубков и Серафима Корзухина возвращаются из эмиграции на родину и надеются на «пролог»; эмигранту генералу Чарноте из «эпилога» уже не выбраться. Может быть, его ожидает такой же трагический финал, как и профессора Сартанова.

Сатира в литературе 30-х годов

К теме «интеллигенция и революция» в литературе 30-х годов, несомненно, близки книги, содержащие в себе сатирическое изображение быта. Наиболее популярными из этого ряда стали романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931).

Центральные персонажи этих произведений лишь на первый взгляд кажутся беззаботными, понятными, безмятежными юмористами. На деле писателями использован прием литературной маски. Остап Бендер весел потому, что грустен.

В романах И.Ильфа и Е.Петрова представлена обширная галерея нравственных монстров: взяточников, конъюнктурщиков, воров, пустословов, накопителей, развратников, тунеядцев и т. д. Это Ипполит Воробьянинов, отец Федор Востриков, вдова Грицацуева, «голубой воришка» Альхен, Эллочка Щукина, Авессалом Изнуренков («Двенадцать стульев»), Александр Корейко, Шура Балаганов, старик Паниковский, Васисуалий Лоханкин, чиновники организации «Геркулес» («Золотой теленок»).

Остап Бендер – опытный авантюрист. Но эта сторона его личности, столь многообразно представленная в романах И.Ильфа и Е.Петрова, явно не отражает всей подлинной сложности характера «потомка янычаров». Завершает дилогию фраза О.Бендера, ставшая крылатой: «Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы». Известно, что Эдмон Дантес из романа А.Дюма «Граф Монте-Кристо» замечателен не столько своими несметными богатствами; он романтический одиночка, наказывающий негодяев и спасающий праведных. «Переквалифицироваться в управдомы» для Бендера – значит отказаться от фантазии, романтики, полета души, погрузиться в быт, что, по сути, для «великого комбинатора» равносильно смерти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: