Принятие решения о вступлении в брак

    Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Принятие решения нередко полимотивировано, можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчёт, психологическое соответствие, моральные соображения.

    Любой из них может оказаться ведущим, однако молодые люди чаще всего на первое место ставят любовь.

    В рамках психологической науки систематический анализ проблем любви начался в 40-е годы 20 века. Первые работы о любви были в основном теоретическими, в наши дни значительно больше эмпирических исследований.

    В философской энциклопедии понятие любовь определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства, с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость.

    Психологи считают любовь избирательным отношением к представителю противоположного пола как к уникальной целостной личности. Направленность на объект любви не должна быть односторонней, эгоистичной и предполагает отождествление себя с объектом любви, замену «я» на «мы» (но без потери своей индивидуальности).

    Л.Я. Гозман считает, что возникновение эмоциональных отношений, в том числе и любовь, можно объяснить межличностной аттракцией (привлекательность одного для другого). Он использует результаты эмпирического изучения межличностной аттракции, которые показывают, что сильными детерминантами её является сходство аттитюдов и выражение объектом аттракции своего положительного отношения к субъекту при высокой самооценке каждого.

    Однако в психологии имеются исследования, по результатам которых был сделан вывод, что браки по любви не лидируют в списке наиболее стабильных. Например, С.В. Ковалёв считает, что семейные союзы заключённые через службу знакомств, в несколько раз устойчивее, чем браки по любви. Более того, он приходит к выводу, что и ожидание любви, и даже самое её существование в семье приводит к гибели супружества. Автор объясняет это тем, что, во-первых, взрослея, человек теряет свойственную детям и животным безошибочность эмоциональной оценки окружающего мира; во-вторых, неправомерно отождествлять такие феномены, как любовь и брак, ибо любовь может быть без брака и брак без любви. Между браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, в течение длительного исторического периода они существовали раздельно.

    Автор считает, что любовь может даже препятствовать сохранению семейного союза, и приводит следующие аргументы.

    В нетерпении мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что одной любовью жив не будешь, ибо живём мы с человеком, который обладает уникальным психологическим миром, образом своего «я», темпераментом, характером и другими личностными особенностями, отчего слияние двух «я» не всегда приводит к появлению одного «мы».

    Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что супруги обязаны выполнять обычные для каждой супружеской пары функции и что уже в медовый месяц у них возникнут вопросы по этому поводу. Материальное обеспечение, уход за детьми и т.д. приводит к гибели иллюзий, разрушению волшебства, что ведёт к поискам любовного партнёра вне брака и к супружеской неверности.

    Фетишизм любви, желание быть и любимым, и любить заставляют нас нетерпеливо искать это прекрасное чувство.

    С данной точкой зрения можно частично согласиться. Как показывает практика, очень часто страстная добрачная любовь не является залогом успешной семейной жизни в будущем. Сильные эмоции могут помешать ориентации партнёров на личностные характеристики или будут носить второстепенный характер, они уменьшают точность взаимоотношения и взаимопонимания, способствуют идеализации партнёра.      

 

Любовь

                Любовь, сплотив людей и народ,

Жить учит мирно и достойно,

И то, что разрушают войны,

Она опять воссоздаёт.

Лопе де Верга

    Тема любви волнует человечество на протяжении почти всей его истории. Любовь была злом и благом, счастьем и страданием, горестью и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным, ненужным. Необходимой и отчаянно личной она остаётся для только вступающих в её страну юношей и девушек.

    В идеале все взаимоотношения – супружеские, родственные, детско-родительские – должны быть пронизаны любовью. Любовь выступает как цементирующая основа всех многообразных человеческих отношений, она есть чувство самоотверженной сердечной привязанности. Любовь прежде всего связана с самоотдачей, самопожертвованием, дарением. Любящий человек не только кровно заинтересован в объекте своей любви, но и свеми силами заботится о его благополучии. 

    Любовь невозможна без заботы об объекте любви. Американский философ и психолог Э. Фромм писал: «Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому испытываем это чувство» - и далее: «…это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие его от ближних, которая объединяет его с другими и помогает преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность». Он критикует распространённое мнение, что любить просто и утверждает: «Любовь искусство, такое же как искусство жить».

    Потребность любить и быть любимым определяется желанием ласки, нежности, понимания, поддержки, чего человек часто лишён в своих широких социальных взаимоотношениях. Эта потребность спасает от одиночества, изоляции, забвения.

    Любовь – это и связь, и отношение, и чувство, и ценность, и позиция, и установка. О ней говорят иносказательно, метафорами, литературным, бытовым языком, не говорят вовсе или говорят раз в жизни.

    В любви между людьми выделяют два аспекта: психологический и физиологический (сексуальный). Абсолютное принятие конкретного человека ведёт к тому, практикуемые правила поведения и оценки утрачивают здесь свою непререкаемость, становятся относительными, подчинёнными конкретной человеческой связи. Любовь – одна из форм преодоления отчуждения человека от человека. Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом, самосознанием личности. Обнаружено, что любовь между людьми положительно влияет на их самочувствие, способствует развитию интеллекта. Неудовлетворённые потребности в любви приводят к ухудшению соматического и психического состояний. Воспитание способности любить – одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребёнок, испытывающий недостаток любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем.

    Любовь к детям включает положительное эмоциональное отношение к ним; специфическую деятельность по развитию способностей ребёнка к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений; полный психологический комфорт и снятие тревожности.  

    Любовь, как определяют её психологи, - это интенсивное, напряжённое и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть представленным своими личностно значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряжённости и устойчивости (определение Прохоровой О. Г.). 

    В целом можно сказать, что любовь – это избирательное отношение к представителю противоположного пола как к уникальной целостности личности.

 

Три стадии любви

    Как же возникает любовь? Л.М. Панкова в книге «У порога семейной жизни» (М., 1991) выделяет три стадии любви.

    Первая – интерес, симпатия, влечение. Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения, для появления дружбы между юношей и девушкой. Отношения эти могут быть длительными, недоговорёнными, романтическими или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.

    Вторая – восхищение, восторженность, влюблённость, страсть. Эти чувства уже создают определённую напряжённость и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее всё зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т.д., то есть от самой личности.

    Третья – поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить не уважая человека нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.  

    Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.    

4.2. Трёхкомпонентная теория любви Р. Стернберга

    В ряде исследований реализуется «аналитический» подход, состоящий в попытках анализа чувства любви путём разложения его на компоненты, различные сочетания которых образуют диапазон видов любви.

    Р. Стернберг предложил трёхкомпонентную теорию любви. Графическую её модель у него представляет треугольник, в котором каждая из вершин символизирует компонент любви.

    Первая вершинаинтимность, чувство симпатии, связи и близости с любимым человеком, предполагающая близость чувств, интересов, ценностей и убеждений. Это чувство может проявляться по-разному: это желание сделать жизнь другого человека лучше, и чувство удовольствия от того, что он находится рядом; это готовность прийти ему на помощь в трудную минуту и расчёт на то, что и он поступит также. Интимность проявляется и в общих интересах, мыслях, чувствах и готовности ими поделиться. Общие занятия, дела могут стать одним из факторов, превращающих отношения ухаживания в любовные. 

    Вторая вершина треугольника – страсть как эротическое, физическое, сексуальное влечение к партнёру. Но страсть базируется не только на сексуальных потребностях, в неё входят и компоненты близости, такие, как потребность в принадлежности кому-то потребность в поддержке, потребность в самоуважении. В межполовой любви иногда страсть предшествует близости, иногда наоборот, сначала формируется чувство близости. Когда речь идёт вообще о человеческой любви, один из этих компонентов может отсутствовать, например, любовь братьев и сестёр включает компонент близости, но не сопровождается страстью.  

    Третья вершина – решение / обязательство. Решение означает выбор личности именно этого партнёра в качестве предмета любви. Обязательство предполагает принятие личностью на себя обязательства любить и быть верным партнёру в долговременной перспективе. Указанные три компонента составляют чувство любви в различных пропорциях страсти, эротического влечения, близости, симпатии и обязательств, которое можно представить сообразным треугольником. В зависимости от соотношения всех компонентов можно говорить о различных видах любви.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: