Мотивы вступления в брак

    Мотивация вступления в брак у каждого своя. Юноши и девушки, считая любовные отношения самоценными, далеко не в каждом любовном партнёре видят будущего спутника жизни. У женщин оказалась ориентация на брак на третьем месте, у мужчин же – стремление к получению удовольствия и лишь затем – ориентация на брак.

    Интересные данные были получены и при анализе зависимости между мотивами вступления в брак и скрепляющими его факторами. Оказалось, что те, кто вступил в брак на основе любви, последовательно считают скрепляющими факторами привычку супругов друг к другу, духовную общность, долг и сексуальное созвучие; те же, кто при вступлении в брак ориентировался на общность взглядов, обращают главное внимание на духовную общность, затем следует привычка, сексуальное созвучие и долг. Таким образом, основным мотивам создания семьи соответствуют четыре вида адаптационных отношений: психологические (привычка), нравственные (долг), духовные (общность), сексуальные.  Причём благоприятнее всего складывается брак у людей с преимущественно духовной ориентацией на выбор спутника.

    По мнению некоторых исследователей, в большинстве случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза. Исследования показывают нетождественность любовной и собственно брачной ориентации молодёжи. Так, по данным В.Т. Лисовского, в число первостепенных жизненных планов молодёжи в 72,9% ответов вошло «встретить любимого(ую)» и только в 38, 9% - «создать семью», причём ответы эти оказались достаточно независимыми друг от друга. Исследователь С. И. Голод обнаружил, что в числе возможных мотивов предбрачных интимных отношений «любовная» мотивация явственно преобладает над «брачной»: и у мужчин, и у женщин на первое место вышла взаимная любовь, а на второе – приятное времяпрепровождение. 

    Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий. Ими выявлены следующие мотивы: бегство от родителей, долженствование (вступление в брак из чувства долга), одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.

    Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей её реальной полноте.

    Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнёрша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины.

    Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали браки с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы («Ты живёшь один, а у твоей хозяйки есть дочка в Казани. Она такая хорошая и одинокая, смотри…»). В других случаях одиночество было последствием переживания экзистенциальной пустоты.

    Мотив «месть» означает, что один из партнёров был отвергнут и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком.

    Мотив «любовь» также значится в шкале психологических причин формирования дисфункциональных семей. И всё-таки любовь – это прекрасное чувство. Именно любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнёра неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала.    

Заключение

    В формировании супружеской пары огромное внимание учёные уделяют периоду ухаживания, который строго говоря, не является стадией жизненного цикла семьи. Но от успешности его протекания зависит в итоге существование семьи, так как его конечной целью является заключение брака.

    Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом люди выбирают брачного партнёра? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд. 

    Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.

    Наибольшее распространение и популярность в зарубежной и социальной психологии получили теории: Психоаналитическая теория З. Фрейда, теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р. Уинча, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «стимул- ценность-роль» или «обмен и максимальная выгода» Б. Мурстейна, теория фильтров А. Керкгоффа и К. Дэвиса, «Круговая теория любви» А. Рейса.

    Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брак или вероятность развода. Такими добрачными факторами, как уже говорилось, по мнению В. Сатир являются:

- место и ситуация знакомства молодых людей;

- первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);

- социально- демографические характеристики вступающих в брак;

- продолжительность периода ухаживания;

- инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;

- время обдумывания брачного предложения;

- ситуация оформления брака;

- возраст будущей пары;

- родители и отношение последних к браку своих детей;

- динамические и характерологические особенности супругов;

- отношение в семье с братьями и сёстрами.

    Тема любви и брака — неиссякаемый источник вдохновения писа­телей и философов. В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и дей­ствий, которые направлены на другого человека, общество и т. д. В люб­ви органично соединены физиологическое и духовное, индивидуаль­ное и социальное, личное и общепринятое. Нет такого развитого об­щества и нет такого человека, кто в той или иной степени не знал бы, что такое любовь. Э. Фромм писал: «Любовь — единственный удов­летворительный ответ на вопрос о проблеме существования челове­ка». Далее он говорит, что большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Лю­бовь вообще — это искусство, требующее опыта и умения концентри­роваться, интуиции и понимания; словом, его надо постигать.  Лю­бовь, по Э. Фромму, — это активная  заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство. Где нет актив­ной заинтересованности, там нет любви.

   

Список литературы

Основная литература

1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 244 с.

2. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М.: «КСП», 1996. – 160 с.

3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардприки, 2007, - 320 с. 

4. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие / под редакцией В.С. Торохтий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –

224 с.

5. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для ВУЗов / Н.Н.Посысоев. – М.: Владос, 2004. – 328 с.

6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие /под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: изд. Центр «Академия», 2006. – 192 с.

7. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2004. – 288 с., ил.

 

 

Дополнительная литература

8. Ковалёв, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалёв. – М.: 1988. – 230 с.

9. Куприянчик, Л. Психология любви / Л.  Куприянчик. – М.: 1198. – 120 с.

10. Панкова, Л.М. У порога семейной жизни / Л.М. Панкова. – М.: 1991. –

200 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: