Аудиолингвальный метод | Communicative Language Teaching |
1) Структура и форма языка важнее, чем значение 2) Заучивание диалогов, базирующихся на структурах, обязательно 3) Единицы языка изучаются, как правило, изолированно 4) Изучение языка – это изучение структур, звуков, слов 5) Основная техника – дриллование 6) Цель при обучении произношению – как у носителей языка 7) Объяснения при обучении грамматики следует избегать 8) Общение начинается только после долгого периода дрилла и упражнений 9) Родной язык исключен, перевод исключается 10) В начале речь, а потом чтение и письмо 11) Конечная цель обучения – формирование лингвистической компетенции 12) Ошибок у обучаемых избегать и их всячески предупреждать | 1) Значение – главное 2) Диалоги, если используются, строятся вокруг коммуникативной функции и не заучиваются 3) Контекстуализация – обязательное правило овладения языком 4) Изучать язык – это учиться общению 5) Дриллование возможно, но не обязательно 6) Цель обучения произношению – порог понимания 7) Все приемы, помогающие усвоить грамматику, приветствуются 8) Попытки общаться идут с самого начала обучения 9) Если надо, возможен и перевод на РЯ, и толкование на РЯ 10) Чтение и письмо сразу, если есть необходимость 11) Конечная цель – формирование коммуникативной компетенции 12) Главное для обучаемых - беглость и приемлемый язык (fluency and acceptable language) |
Категория коммуникативности в методике достаточно размыта и окончательно не определена. Наиболее яркое определение коммуникативного метода мы находим у Е.И. Пассова: «учить общению через общение».
Существует масса интерпретаций этого подхода. Так, Sandra Savignon видит в этом вариацию прямого метода, его дальнейшее развитие на современном этапе, и включает версию learning by doing (научить действовать).
Что же объединяет разные версии в единый подход? Это теория языка, рассматривающая язык как общение.
Где используется язык? Каковы его функции? Делл Хаймз определил семь таких функций, а именно: инструментальную, регуляторную, интерактивную, личностную, эвристическую, имажинативную и репрезентационную. По его мнению, каждая функция используется говорящим для решения конкретных задач.