Магистранты КОДЫ КЛАССИКИ весенний семестр
аудит. зан. – 10 ч.
Тема 1.
«Вечные» мотивы как коды классики
На общее обсуждение (практическое занятие №1): Мотив молчания в поэзии Ф. Тютчева, Э. По, О. Мандельштама, В. Шаламова и его художественная трансформация.
Индивидуальные сообщения (на выбор магистранта – один из подразделов любого раздела):
Антивоенная традиция русской лирики как код
- Державная, романтическая, антивоенная традиция русской лирики (публицистические стихотворения В. И. Лебедева-Кумача «Священная война», Б. Л. Пастернака «Победитель», А. И. Безыменского «Песня о соколах», А.Т.Твардовского «Партизанам Смоленщины» и др.).
- Романтическая линия русской антивоенной лирики (лирические песни М. В. Исаковского, К. И. Симонова, Д. С. Самойлова, Л. И. Ошанина, А. А. Суркова, А. И. Фатьянова).
- Антимилитаристская лирика поэтов военного поколения как продолжение традиций пацифистской лирики В. В. Маяковского («Мама и убитый немцами вечер», 1914, «Вам!», 1915): П. Н. Шубина, С. С. Орлова, С. П. Гудзенко, М.А.Светлова, Н. П. Майорова, П.Д. Когана, А. П. Межирова, Б. А. Слуцкого, Ю. В. Друниной и др.
|
|
Код «русская усадьба» в контексте культуры
- Художественное осмысление кода русской усадьбы в XVIII — XIX вв. как символ родного дома, «гнезда» (обзор).
- Особое пространство и время, система ценностей, этикет и нормы поведения в создании образа русской усадьбы (поместья Лариных и Онегиных; «дворянские гнёзда» Лаврецких, Калитиных, Кирсановых; имения Ростовых и Болконских и пр.)
- Трансформация смыслового поля образа русской усадьбы на рубеже XIX–XX («Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол» И.А. Бунина)
- Усложнение мотива вырождения «дворянских гнёзд» мотивом разрушения в творчестве А.П. Чехова («Драма на охоте», «Чёрный монах», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад»).
- Русская усадьба как код «родового», «домашнего» в лирике А. Ахматовой.
Мотив судьбы поколения как код
- Тема судьбы поколения в лирических произведениях поэтов XIX – ХХ вв.: М. Ю. Лермонтова («Монолог», «Дума»), С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака.
- Традиционная трактовка мотива судьбы в стихих А.А. Вознесенкого и Р.И. Рождественского.
- Переосмысление традиции в стихотворении Е. А. Евтушенко «Шестидесятники».
Национальный образ природы как код, как «сверхобраз» художественного сознания
1. Отражение разных типов пейзажей в русской лирике.
2. Отражение стихий в русской лирике.
3. Особенности ландшафтов в русской лирике.
4. Приемы изображения природы в русской лирике как код (мифологизация, олицетворение, монологи от имени природы, пародии на пейзажную лирику и пр.).
|
|
Литература:
1. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.
2. Павлович Н.П. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 2004.
3. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о национальном пейзаже. М., 1972.
4. Эпштейн М. Стихи и стихии. Природа в русской поэзии. Самара, 2007.
5. Разработка иных мотивов (кодов) классики:
- Мотив дуэли в русской прозе и поэзии.
- Мотив дома / домашнего очага/ дома у дороги в русской литературе.
- Мотив авиатора/ полета авиатора в русской литературе.
- Мотив маскарада…
- Мотив преступления и наказания…
- Мотив блудного сына…
- Мотив дороги…
Тема 2.
«Вечные» образы как коды классики
На общее обсуждение (практическое занятие №2):
«Код маленького человека и его модификации в современной русской прозе»
1. Тема «маленького человека» в литературе предшествующих периодов:
А. Пушкин «Станционный смотритель»,
Н. Гоголь «Шинель»,
Ф. Достоевский «Бедные люди» и пр.,
А. Чехов «Человек в футляре», «Смерть чиновника»...,
М. Зощенко, В. Войнович, В. Шукшин…(дать общее представление о термине и его наполнении с привлечением материалов этих произведений)
2. Трансформация /эволюция «кода» маленького человека» в современной литературе:
1) Молчаливые «маленькие люди» Л. Петрушевской (рассказы «Акакий», «Глазки», «Надька»)
2) Пародийность «маленького человека» в рассказе Е. Чижовой «Нюточкин дом».
3) Особенные герои рассказов Т. Толстой («Соня», «Ночь», «Спи спокойно, сынок»)
Индивидуальные сообщения (на выбор магистранта – один из подразделов):
1. Образ Гамлета в русской поэзии 19-20 вв. (А. Григорьев, А. Блок, М. Цветаева, Б. Пастернак, В. Высоцкий).
Тексты:
Блок А. «Я — Гамлет...»
Высоцкий В. Мой Гамлет.
Григорьев А. «Я помню бледный лик Гамлета...»
Пастернак Б. «Гамлет».
Цветаева М. Диалог Гамлета с совестью. Офелия в защиту королевы.
2. Образ Дон-Жуана в лирике поэтов серебряного века (К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Цветаева, И. Северянин).
Тексты:
Цветаева М. Дон Жуан.
Брюсов В. Дон Жуан.
Бальмонт К. Дон Жуан.
Гумилев Н. Дон Жуан.
Северянин И. Дон Жуан.
3. Образы Ромео и Джульетты как код двух несчастных влюбленных
«Метаморфозы» П. Овидия
Стихотворение М. Алигер «Ромео и Джульетта»
Новелла К. Чапека «Ромео и Джульетта»
4. Образ Офелии в лирике (А. Фет, А. Рембо, А. Блок, А.Ахматова, М. Цветаева)
5. Образ Дон Кихота в искусстве:
- интерпретация образа в живописи и графике (О. Домье, П. Пикассо, С. Бродский. С. Дали и др.)
- балет Л. Минкуса «Дон Кихот» и его связь с романом Сервантеса
- Стихи Ф. Соллогуба
- Новелла Борхеса «Дон Кихот»
Тема 3.
Ремейковые стратегии
Палимпсест как вариант проявления кода
На общее обсуждение (практическое занятие №3)
1) Использование ремейковых стратегий в произведении А. Козырева «Дружок@ РУ. Киноповесть-пародия» // Нева, 2016, №5 (сравнение с повестью М. Булгакова «Собачье сердце»).
2) Обсуждение статей: 1. Загидуллина М. Ремейки или экспансия классики//Новое литературное обозрение, 2004, №4 - http://magazines.russ.ru/nlo/2004/69/za13.html.
2. Фрумкин К. Ремейк, фанфикшн, мэшап: литература эпохи повторения
(обе статьи у меня в файле «коды классики материал»)
Палимпсест в художественной структуре романа Т. Толстой «Кысь»
Палимпсест: В литературоведении этот термин используется для характеристики способа взаимодействия современной литературы с традицией.
Литература:
Текст романа «Кысь»
Воробьева С.Ю. Палимпсест в художественной структуре романа Т. Толстой «Кысь» // Вестник ВолГУ. Сер.8. Вып.5. 2006.
Индивидуальные сообщения (на выбор магистранта – один из подразделов любого раздела):
Ремейки
- Феномен современного ремейка на материале романа Дмитрия Стахова «Генеральская дочка»
|
|
- Сюжеты мировой литературы в цикле Л. Петрушевской «Настоящие сказки»
- Феномен современного ремейка на материале пьесы Б.Акунина «Чайка»
Палимпсест (проблемный конспект)
- Нарративный палимпсест (палимпсест имен в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»: Поэтика «Доктора Живаго» в нарротологическом прочтении. М., 2014. Гл. 5. (могу предоставить текст статьи)
- ПОЭТИКА ПАЛИМПСЕСТА В ЛИРИКЕ ХХ ВЕКА
(на примере поэтических произведений А. Кушнера и Д. Самойлова) (статья в интернете).
- Палимпсест в творчестве Х.Л. Борхеса.
- Екатерина Дмитриева. Н.В. ГОГОЛЬ: ПАЛИМПСЕСТ СТИЛЕЙ / ПАЛИМПСЕСТ ТОЛКОВАНИЙ // НЛО, 2010, №104.
Тема 4.