Палимпсест (проблемный конспект)

Магистранты КОДЫ КЛАССИКИ весенний семестр

аудит. зан. – 10 ч.

 

Тема 1.

«Вечные» мотивы как коды классики

На общее обсуждение (практическое занятие №1): Мотив молчания в поэзии Ф. Тютчева, Э. По, О. Мандельштама, В. Шаламова и его художественная трансформация.

 

Индивидуальные сообщения (на выбор магистранта – один из подразделов любого раздела):

Антивоенная традиция русской лирики как код

-  Державная, романтическая, антивоенная традиция русской лирики (публицистические стихотворения В. И. Лебедева-Кумача «Священная война», Б. Л. Пастернака «Победитель», А. И. Безыменского «Песня о соколах», А.Т.Твардовского «Партизанам Смоленщины» и др.).

-  Романтическая линия русской антивоенной лирики (лирические песни М. В. Исаковского, К. И. Симонова, Д. С. Самойлова, Л. И. Ошанина, А. А. Суркова, А. И. Фатьянова).

-  Антимилитаристская лирика поэтов военного поколения как продолжение традиций пацифистской лирики В. В. Маяковского («Мама и убитый немцами вечер», 1914, «Вам!», 1915): П. Н. Шубина, С. С. Орлова, С. П. Гудзенко, М.А.Светлова, Н. П. Майорова, П.Д. Когана, А. П. Межирова, Б. А. Слуцкого, Ю. В. Друниной и др.

 

Код «русская усадьба» в контексте культуры

-  Художественное осмысление кода русской усадьбы в XVIII — XIX вв. как символ родного дома, «гнезда» (обзор).

- Особое пространство и время, система ценностей, этикет и нормы поведения в создании образа русской усадьбы (поместья Лариных и Онегиных; «дворянские гнёзда» Лаврецких, Калитиных, Кирсановых; имения Ростовых и Болконских и пр.)

- Трансформация смыслового поля образа русской усадьбы на рубеже XIX–XX («Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол» И.А. Бунина)

- Усложнение мотива вырождения «дворянских гнёзд» мотивом разрушения в творчестве А.П. Чехова («Драма на охоте», «Чёрный монах», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад»).

-  Русская усадьба как код «родового», «домашнего» в лирике А. Ахматовой.

Мотив судьбы поколения как код

-  Тема судьбы поколения в лирических произведениях поэтов XIX – ХХ вв.: М. Ю. Лермонтова («Монолог», «Дума»), С. А. Есенина, А. А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака.

-  Традиционная трактовка мотива судьбы в стихих А.А. Вознесенкого и Р.И. Рождественского.

- Переосмысление традиции в стихотворении Е. А. Евтушенко «Шестидесятники».

 

Национальный образ природы как код, как «сверхобраз» художественного сознания

1. Отражение разных типов пейзажей в русской лирике.

2. Отражение стихий в русской лирике.

3. Особенности ландшафтов в русской лирике.

4. Приемы изображения природы в русской лирике как код (мифологизация, олицетворение, монологи от имени природы, пародии на пейзажную лирику и пр.).

Литература:

1. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.

2. Павлович Н.П. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 2004.

3. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о национальном пейзаже. М., 1972.

4. Эпштейн М. Стихи и стихии. Природа в русской поэзии. Самара, 2007.

5. Разработка иных мотивов (кодов) классики:

- Мотив дуэли в  русской прозе и поэзии.

-  Мотив дома / домашнего очага/ дома у дороги в русской литературе.

-  Мотив авиатора/ полета авиатора в русской литературе.

- Мотив маскарада…

- Мотив преступления и наказания…

- Мотив блудного сына…

- Мотив дороги…

Тема 2.

«Вечные» образы как коды классики

На общее обсуждение (практическое занятие №2):

«Код маленького человека и его модификации в современной русской прозе»

 

1. Тема «маленького человека» в литературе предшествующих периодов:

А. Пушкин «Станционный смотритель»,

Н. Гоголь «Шинель»,

Ф. Достоевский «Бедные люди» и пр.,

  А. Чехов «Человек в футляре», «Смерть чиновника»...,

 М. Зощенко, В. Войнович, В. Шукшин…(дать общее представление о термине и его наполнении с привлечением материалов этих произведений)

 2. Трансформация /эволюция «кода» маленького человека» в современной литературе:

 

1) Молчаливые «маленькие люди» Л. Петрушевской (рассказы «Акакий», «Глазки», «Надька»)

2) Пародийность «маленького человека» в рассказе Е. Чижовой «Нюточкин дом».

3) Особенные герои рассказов Т. Толстой («Соня», «Ночь», «Спи спокойно, сынок»)

 

Индивидуальные сообщения (на выбор магистранта – один из подразделов):

1. Образ Гамлета в русской поэзии 19-20 вв. (А. Григорьев, А. Блок, М. Цветаева, Б. Пастернак, В. Высоцкий).

Тексты:

 Блок А. «Я — Гамлет...»

 Высоцкий В. Мой Гамлет.

 Григорьев А. «Я помню бледный лик Гамлета...»

 Пастернак Б. «Гамлет».

 Цветаева М. Диалог Гамлета с совестью. Офелия в защиту королевы.

 

2. Образ Дон-Жуана в лирике поэтов серебряного века (К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Цветаева, И. Северянин).

Тексты:

Цветаева М. Дон Жуан.

 Брюсов В. Дон Жуан.

 Бальмонт К. Дон Жуан.

 Гумилев Н. Дон Жуан.

 Северянин И. Дон Жуан.

 

3.   Образы Ромео и Джульетты  как код  двух несчастных влюбленных

«Метаморфозы» П. Овидия

Стихотворение М. Алигер «Ромео и Джульетта»

Новелла К. Чапека «Ромео и Джульетта»

 

4. Образ Офелии  в лирике (А. Фет, А. Рембо, А. Блок, А.Ахматова, М. Цветаева)

 

5.  Образ Дон Кихота в искусстве:

- интерпретация образа в живописи и графике (О. Домье, П. Пикассо, С. Бродский. С. Дали и др.)

- балет Л. Минкуса «Дон Кихот» и его связь с романом Сервантеса

- Стихи Ф. Соллогуба

- Новелла Борхеса «Дон Кихот»

Тема 3.

Ремейковые стратегии

Палимпсест как вариант проявления кода

На общее обсуждение (практическое занятие №3)

1) Использование ремейковых стратегий в произведении А. Козырева «Дружок@ РУ. Киноповесть-пародия» // Нева, 2016, №5 (сравнение с повестью  М. Булгакова «Собачье сердце»).

2) Обсуждение статей:   1. Загидуллина М. Ремейки или экспансия классики//Новое литературное обозрение, 2004, №4 - http://magazines.russ.ru/nlo/2004/69/za13.html.

 

2. Фрумкин К. Ремейк, фанфикшн, мэшап: литература эпохи повторения

(обе статьи у меня в файле «коды классики материал»)

 

Палимпсест в художественной структуре романа Т. Толстой «Кысь»

Палимпсест: В литературоведении этот термин используется для характеристики способа взаимодействия современной литературы с традицией.

Литература:

Текст романа «Кысь»

Воробьева С.Ю. Палимпсест в художественной структуре романа Т. Толстой «Кысь» // Вестник ВолГУ. Сер.8. Вып.5. 2006.

 

Индивидуальные сообщения (на выбор магистранта – один из подразделов любого раздела):

Ремейки

- Феномен современного ремейка на материале романа Дмитрия Стахова «Генеральская дочка»

- Сюжеты мировой литературы в цикле Л. Петрушевской «Настоящие сказки»

- Феномен современного ремейка на материале пьесы Б.Акунина «Чайка»

Палимпсест (проблемный конспект)

- Нарративный палимпсест (палимпсест имен в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»: Поэтика «Доктора Живаго» в нарротологическом прочтении. М., 2014. Гл. 5. (могу предоставить текст статьи)

- ПОЭТИКА ПАЛИМПСЕСТА В ЛИРИКЕ ХХ ВЕКА
(на примере поэтических произведений А. Кушнера и Д. Самойлова) (статья в интернете).

- Палимпсест в творчестве Х.Л. Борхеса.

- Екатерина Дмитриева. Н.В. ГОГОЛЬ: ПАЛИМПСЕСТ СТИЛЕЙ / ПАЛИМПСЕСТ ТОЛКОВАНИЙ // НЛО, 2010, №104.

 


Тема 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: