По какому основанию выделяются уровни становления системы? Какой признак проявляет уровень системы?

Критерии результативности вопитательной системы школы:

1. Критерий факта. Показатели критерия:

1. Упорядоченность жизнедеятельности школы.

2. Наличие единого воспитательного коллектива.

3. Интеграция педагогических воздействий.

2. Критерий качества. Показатели:

1. Степень приближенности системы к поставленым целям.

2. Реализация педагогической концепции.

3. Общий психологический климат школы - стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт.

 

 

В школе живет и трудится единый сплоченный одной целью коллектив учащихся, учителей и родителей, который освоил воспитательное пространство социума, объединив усилия всех его структур на достижение поставленной цели. Сформированы системообразующие связи с другими видами деятельности: интеллектуальной, духовной, культурной, в которых раскрываются способности и таланты учащихся, они готовятся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В этой деятельности школа сотрудничает с семьями детей, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Учащимся раскрываются истинные нравственные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

 

Выбор системообразующего вида деятельности зависит от:

- интересов и потребностей учащихся;

- особенностей педагогического коллектива;

- типа учебного заведения;

- традиций школы и окружающего социума;

- финансово-материальных возможностей школы.

Следует отметить, что системообразующая деятельность не исчерпывает весь диапазон деятельности педагогов, учащихся и родителей. Существуют и другие виды деятельности, которые способствуют упорядочению и интеграции компонентов воспитательной системы.

 

Специфической особенностью школы как воспитательной системы является реализация в ее жизнедеятельности воспитательных комплексов как форм интеграции воспитательных влияний на личность.

 

В процессе создания и развития воспитательной системы решает ряд задач:

- формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира;

- формирование гражданского самосознания;

- приобщение к общечеловеческим, нравственным ценностям;

- формирование самосознания, осознания собственного «я», возможность самопознания, самореализации, саморазвития.

 

В развитии гуманистической воспитательной системы В.А. Караковский выделяет следующие этапы:

I. этап – становление системы. На этом этапе идет формирование цели, отрабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, определяются системнообразующие виды деятельности, типы воспитательных комплексов.

Внутренние связи системы слабы.

II. этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Утверждаются системнообразующие виды деятельности, отрабатываются эффективные формы и методы воспитания. Идет интенсивное развитие школьного коллектива. Организуется межвозрастное общение, коллектив сплачивается по вертикали, усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность. Это самый важный этап в развитии системы, определяющий, насколько она может состояться как воспитательный феномен.

III. этап, завершающий. Система функционирует в заданном режиме. Упорядочивается жизнь школы, в системе которой в каждый элемент занимает свое место; крепнут связи между элементами. Интегрируется учебный и внеучебный процесс. Школьный коллектив выступает как единое целое. Формируется «чувство школы». Заметно усиливается внимание ученического коллектива к личности. Доминирует педагогика отношений. Наблюдается процесс педагогизации ученической среды. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на реализме, глубоком самоанализе и педагогическом творчестве. Возрастает интенсивность самоуправление и саморегуляции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: