Критерии результативности вопитательной системы школы:
1. Критерий факта. Показатели критерия:
1. Упорядоченность жизнедеятельности школы.
2. Наличие единого воспитательного коллектива.
3. Интеграция педагогических воздействий.
2. Критерий качества. Показатели:
1. Степень приближенности системы к поставленым целям.
2. Реализация педагогической концепции.
3. Общий психологический климат школы - стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт.
В школе живет и трудится единый сплоченный одной целью коллектив учащихся, учителей и родителей, который освоил воспитательное пространство социума, объединив усилия всех его структур на достижение поставленной цели. Сформированы системообразующие связи с другими видами деятельности: интеллектуальной, духовной, культурной, в которых раскрываются способности и таланты учащихся, они готовятся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В этой деятельности школа сотрудничает с семьями детей, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Учащимся раскрываются истинные нравственные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
|
|
Выбор системообразующего вида деятельности зависит от:
- интересов и потребностей учащихся;
- особенностей педагогического коллектива;
- типа учебного заведения;
- традиций школы и окружающего социума;
- финансово-материальных возможностей школы.
Следует отметить, что системообразующая деятельность не исчерпывает весь диапазон деятельности педагогов, учащихся и родителей. Существуют и другие виды деятельности, которые способствуют упорядочению и интеграции компонентов воспитательной системы.
Специфической особенностью школы как воспитательной системы является реализация в ее жизнедеятельности воспитательных комплексов как форм интеграции воспитательных влияний на личность.
В процессе создания и развития воспитательной системы решает ряд задач:
- формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира;
- формирование гражданского самосознания;
- приобщение к общечеловеческим, нравственным ценностям;
- формирование самосознания, осознания собственного «я», возможность самопознания, самореализации, саморазвития.
В развитии гуманистической воспитательной системы В.А. Караковский выделяет следующие этапы:
I. этап – становление системы. На этом этапе идет формирование цели, отрабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, определяются системнообразующие виды деятельности, типы воспитательных комплексов.
|
|
Внутренние связи системы слабы.
II. этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Утверждаются системнообразующие виды деятельности, отрабатываются эффективные формы и методы воспитания. Идет интенсивное развитие школьного коллектива. Организуется межвозрастное общение, коллектив сплачивается по вертикали, усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность. Это самый важный этап в развитии системы, определяющий, насколько она может состояться как воспитательный феномен.
III. этап, завершающий. Система функционирует в заданном режиме. Упорядочивается жизнь школы, в системе которой в каждый элемент занимает свое место; крепнут связи между элементами. Интегрируется учебный и внеучебный процесс. Школьный коллектив выступает как единое целое. Формируется «чувство школы». Заметно усиливается внимание ученического коллектива к личности. Доминирует педагогика отношений. Наблюдается процесс педагогизации ученической среды. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на реализме, глубоком самоанализе и педагогическом творчестве. Возрастает интенсивность самоуправление и саморегуляции.