Расшифровка интервью

Языковые особенности текста интервью

При расшифровке аудиозаписи беседы нельзя забывать, что, как было отмечено выше, посредством интервью на газетные полосы проникает живая речь. Языковые особенности интервью подчинены этой функции. Вот некоторые наиболее яркие признаки.

1. Использование слов, передающих непосредственный характер общения, контактность речи двух или более собеседников:

– контрвопросы, перебивы, модальные частицы да и нет, модальные слова разумеется, конечно и др., являющиеся реакцией на реплику собеседника;

– использование повторов (полных или частичных) предыдущей реплики собеседника;

– использование указательных и иных местоимений, смысл которых раскрывается предыдущей репликой собеседника.

Валерий, у вас, наверное, самая мелодичная фамилия среди всех сегодняшних артистов музыкального жанра. Это не псевдоним?

Нет, что вы. Меладзе – это моя фамилия, фамилия моих предков. Кстати, многие сове­товали мне ее сменить, взять что-то более славянское. Но я подумал, что слушателям моя национальность не будет так важна, и, мне кажется, не ошибся.

Ходят слухи, что на вопросы о личной жизни вы не отвечаете из принципа. Это так?

– Откуда вы знаете? Да, это так. Потому что у человека должна быть личная жизнь.

– В одном из клипов вы пишете на листе портрет девушки. Вы действитель­но этим увлекаетесь или это задумка режиссера?

Нет. На это меня не хватит. Это просто такая задум­ка, кое-что из, так сказать, творческой кухни. А сам я не художник. <…>

Он не приехал с вами на фестиваль «Ханука в Си­бири»                                                                                                                                                                              – Нет, он сейчас занят. Новые творческие планы, задумки...

Как вам наша аудито­рия? Понравилась?

Понравилась...

(Из интервью В. Меладзе газете «Тюменские ведомости»)

 

2. Подчеркивание неподготовленности речи, ее импровизационного характера, сохранение высказываний, в которых виден поиск слова.

– Зиновий Ефимович, один мой добрый знакомый рассказывал свои впечатления от визита к Гердту. И, между прочим, сказал: «Если бы я пришел к нему со своей дамой, первая мысль была бы – о-то-бьет!» Он не преувеличил?

– (коротко отсмеявшись) Не знаю, не знаю... Видите ли, в моем кругу не принято рассказывать о своих победах над женщинами. А так же пересказывать чужие. Хотя, конечно, у меня есть приемы ухаживания.

– Если не секрет – какие?

– (чуть замявшись) Никому не в обиду, просто для примера. Многие дамы моего круга желали, как бы это сказать... казаться интеллектуалками...

(Из интервью Зиновия Гердта газете «СПИД–Инфо»)

 

3. Использование синтаксиса, передающего устный характер общения:

– неполных предложений;

– бессоюзных связей в предложениях;

– избегание причастных и деепричастных оборотов;

– использование сегментированных, уточняющих конструкций.

– Я без ума от мотоциклов. Абсолютно чокнутый. У меня есть чопперы. У меня есть спортивные. У меня есть кроссовые. У меня есть мотоциклы, собранные специально для меня. Все эти машины – настоящее искусство, как скульптура. Но я не хочу говорить об этом. Просто признаю, что у меня есть такая болезнь. Вот и все.

            (Из интервью Брэда Пита журналу «Эсквайр»)

 

4. Передача индивидуальных особенностей речи собеседника.

Как бы вы на месте Лужкова боролись с терроризмом в Москве?

– Юрий Михайлович ко мне за советом не обращался. А я в принудительном порядке со­ветов не навязываю.

Нравится ли вам идея введения чрезвычайного по­ложения?

– Нравится.

При каких условиях бла­гом для страны станет добро­вольная отставка Бориса Ель­цина, слухи о которой активно циркулируют?

– При любых.

В прошлой президент­ской гонке вы пришли к фи­нишу третьим. Нет желания улучшить результат?

– Есть.

(Из интервью А. Лебедя газете «Аргументы и Факты»)

РЕПОРТАЖ

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX века и происходит от латинского слова «reportare», означающего «передавать», «сообщать».

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. Уже в первой русской печатной газете «Ведомости» можно отыскать его следы: описание Полтавской битвы, празднование дня Святых апостолов Петра и Павла в новой столице России. Образцом репортерского мастерства стало творчество В.А. Гиляровского, признанного современниками «королем репортеров». В конце XIX – начале XX веков Гиляровский писал о трущобах московского Хитрова рынка и его обитателях, о трагедии на Ходынском поле, о жизни рабочих на промышленных предприятиях Москвы и т.д. См: Гиляровский В.А. Катастрофа на Ходынском поле // Русские ведомости. 1896. 20 мая. № 137.

Репортажный стиль с его художественностью позволял оттачивать свое публицистическое мастерство многим русским писателям.

Итак, репортаж – это жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца (Кройчик). В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. По сути дела, репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.

Основные признаки жанра:

1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов). Деталь – один из самых важных элементов репортажа. Цепочка подробностей, выстроенная репортером, создает достоверность и наглядность. См.: Царева Л. Живая мозаика репортажа. Журналист. 2005. № 8. С. 8687.

2. Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).

3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).

Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа).

Мастерство репортера проявляется в умении точно и ясно рассказать о том, что случилось; в способности передать эмоциональное состояние участников событий или его свидетелей; в умении ввести в репортаж высказывания или оценки главных участников события (а для этого – получить их), оттенив субъективность этих оценок своими объективными и короткими комментариями.

Репортажный стиль отличается стремительностью и легкостью. Нужный эффект позволяют создавать ритмические слова и образы, а стилистически окрашенные слова создают специфическую характеристику ритма. Среди лексического запаса репортера не последнее место занимают разговорные и просторечные слова, оживляющие газетную речь, делающие ее более доступной и демократичной. Их использование оправдано в диалогах, комментариях (Туманов). В репортаже используется экспрессивная лексика, динамизм глагольных форм, яркие образы метафор.

Структура репортажа. Репортаж – жанр фабульный, текст, чаще всего, пишется от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах. Репортаж имеет фабулу (точная передача случившегося) и сюжет (литературную форму передачи фабулы), временную протяженность (что было до и что после события). Часто включает зарисовки, диалоги, реплики, комментарии участников, организаторов события, зрителей. При этом нельзя забывать, что репортаж – жанр информационный, важно не исказить факты, не пропустить важные детали, которые позволят объективно показать событие. Объем репортажа часто зависит от того издания, для которого он предназначен. Газетный репортаж обычно имеет объем от нескольких десятков до двухсот строк, репортаж в журнале может занимать несколько разворотов, что позволяет автору глубже разработать тему, использовать больше ярких деталей.

Практические советы. Задача репортера – все происходящее точно зафиксировать, затем уточнить и проверить факты. Нередко начинающий репортер не успевает записать фамилии участников и победителей соревнования или конкурса, их звания, конкурсные номинации. Все это и требует проверки. Нужно обратиться к пресс-релизам мероприятия, информационным письмам или другим документам, рассылаемым организаторами. Не стоит полагаться на информационные агентства, лучше позвонить организаторам, контактные телефоны нужно записать во время предварительного сбора материала или во время самого мероприятия.

Виды репортажей.

Событийный репортаж – оперативно отражает общественно–значимое событие в хронологической последовательности. Это рассказ очевидца, точный, документальный, объективный, чем–то напоминающий серию картинок с натуры, сменяющих друг друга. Здесь журналист использует и короткие интервью по ходу действия, и специфические формы отчета о своих ощущениях. Журналист не ограничивается простой передачей информации о событии. Чтобы читатели поняли суть явления, уловили его логическую связь с другими фактами и явлениями, в полной мере оценили значимость происходящего, бывает недостаточно простой фиксации. Для этого репортер и дополняет увиденное и услышанное собственным комментарием, дает аналитическую оценку событию (Туманов).

Репортажи этого вида можно разделить на подвиды по характеру события. В центре внимания репортера могут быть происшествия, стихийные и техногенные катастрофы, то есть события непредвиденные, незапланированные. Они фиксированы в пространстве и времени, то есть имеют ясное начало и конец, часто это «мгновенные», быстро завершающиеся происшествия и события. Их освещение требует мобилизации всех репортерских качеств: наблюдательности, умения быстро анализировать ситуацию, соотносить факты и явления, впечатление от события и его суть. Не лишними здесь будут физическая и психологическая подготовка, ведь репортеру часто приходится работать в экстремальных условиях.

Обращаясь к такому непредвиденному событию, в первую очередь необходимо определить, каково его общественное значение. От этого зависит и жанр, который выберет журналист. В одних случаях можно обойтись заметкой, строчкой хроники, в других нужен репортаж. Как отмечает А. Тертычный, «чем большее число людей затрагивает то или иное событие, чем актуальнее их потребности, связанные с ним, тем более оно значимо и тем большего внимания заслуживает со стороны журналиста» (Тертычный). См.:Хрестоматия:Соколова М., Сазонов Е. Авиакатастрофа под Смоленском // Комсомольская правда. 2010. 10 апреля.

Репортаж может быть посвящен и ожидаемому, запланированному событию. Чаще всего это различные праздничные мероприятия, демонстрации, конкурсы, фестивали, соревнования. Не с каждого мероприятия можно написать репортаж. Если в качестве предмета отображения выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией – всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр., то более подходящим жанром будет отчет. Предмет отображения в репортаже – событие, наполненное действиями, динамично сменяющими друг друга.

Журналист, планируя освещение такого события, имеет возможность подготовиться, собрать материал. Нужно обратиться к различным источникам информации: документам, пресс-релизам, заручиться поддержкой организаторов. Трудности у начинающих журналистов часто возникают на этапе уточнения информации и структурирования текста. В первом случае можно дать только один совет: проверить все, обращаясь к нескольким источникам информации (не менее трех). Во втором, важно помнить, что все имена победителей, участников, спонсоров, выступающих «официальных лиц» перечислять не обязательно. В репортаже главное не итог мероприятия, а само событие, его атмосфера. С «официальными лицами» и спонсорами вопрос решается довольно просто – указываете те выступления, которые важны для передачи фактической информации и не нарушают динамику повествования. У других можно взять в ходе мероприятия комментарий. Сложнее дело обстоит с победителями. В каком месте репортажа их назвать, зависит от многих факторов: от уровня мероприятия, его общественного значения, от издания, освещающего событие. Например, если репортаж о международном или всероссийском конкурсе размещается в местной (областной, городской, районной), студенческой, корпоративной газете, то чаще всего в лиде или в заголовочном комплексе указываются достижения своей (областной, городской, университетской и т.п.) команды. См.: Хрестоматия:Калачёв А. Серебро с золотым отливом // Тюменские известия. 2010. № 75 (5052).

 Если журналист такого издания пишет о конкурсе, фестивале местного уровня, и для него все победители важны и равны, то стоит сосредоточиться на самом событии, а победителей назвать или по ходу рассказа о мероприятии, или сделать врезку, или перечислить в конце репортажа. См.: Хрестоматия:Алексеева Л. Спортсменки, активистки, красавицы // Голышмановский вестник. 2010. 12 января.

 Лид в таком репортаже соответствую по стилистике всему тексту, в нем может быть дана интригующая подробность, яркая деталь, может быть задан риторический вопрос и т.п. Основная задача лида – привлечь внимание читателя к событию.

В центре событийного репортажа может быть планируемое событие, содержащее в себе ряд событий, каждое из которых важно показать, чтобы сложилась целостная картина. События могут происходить в различных местах и длиться несколько дней и даже недель. Такие репортажи включают развернутые диалоги и монологи участников, свидетелей, рассуждения автора, дополнительные факты и цифры. См.: Хрестоматия:Вернидуб А. Доехали до Берлина // Русский Newsweek. 2005. 1 мая.

Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д. Автор рассказывает о производственном или творческом процессе, при этом сообщая такие детали и подробности, которые показывают его специфику. Познавательный репортаж расширяет кругозор читателя, показывает новые для него сферы деятельности, новые технологии и научные достижения. Оперативность подобных материалов бывает снижена.

Время в познавательном репортаже дискретно, автор делает различные отступления, рассказывает об истории события или явления, о людях, имеющих отношение к предмету отображения. Репортаж может приобретать некоторые черты очерка или корреспонденции. При этом в познавательном репортаже особенно сильно авторское начало, журналист показывает событие или явление через призму личного восприятия. См.: Хрестоматия:Тарасевич Г. НИИЧАВО XXI века //Русский репортер. 2010. 29 апреля. № 16 (144); Павлова О. На задворках фабрики грез // Русский репортер. 2010. 19 марта.

Проблемный репортаж. Проблема в таком репортаже ставится и рассматривается на конкретных фактах. Репортаж несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.

Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. В репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти элементы объединяет тема, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис – аргумент – вывод. Поэтому в проблемном репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, произошедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в проблемном репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы.

В отличие от других разновидностей, в проблемном репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных. См.: Хрестоматия:Еремеева Л. В Герасимовку, за смыслом жизни // Тюменские известия. 2009. № 52 (4794).

Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. Метод эксперимента, используемого в этом виде репортажа, применяют для того, чтобы проверить наличие каких-либо предполагаемых, но скрытых взаимосвязей, явлений, продемонстрировать отношения, существующие между людьми, и т.п. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Или надевает «маску», представляется бедным студентом, капризным покупателем, гламурной дамой и т.д., то есть испытывает на себе определенные роли. Журналист таким образом стремится выявить и показать читателю какие-то ситуации, характерные для той «среды обитания», в которую внедрился. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.

Традиционно, использование метода эксперимента добавляет ве­сомости суждениям журналиста по конкретной ситуации. Противники этого метода уверены, что журналисты не имеют права об­манывать людей ни при каких обстоятельствах. Известно, однако, кредо од­ного из классиков метода, Гюнтера Вальрафа: «Чтобы сорвать маску с этого общества, надо замаскироваться». Метод этически оправдан, если цель его использования – защита общественных интересов.

Репортаж-эксперимент выдвигает дополнительные требования к профессионализму журналиста: тут подразумевается особый актерский талант, требуется психологическая выдержка, подчас – физиче­ская выносливость. И конечно же – повышенная осмотрительность и обо­стренное этическое чутье. См.: Хрестоматия: Новиков А. Свобода, равенство, одиночество // Аргументы и факты в Западной Сибири. 2010. № 16.

ХРЕСТОМАТИЯ

ЗАМЕТКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: