МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ПРОГРАММЕ MS EXCEL
Дисциплина «Информационное обеспечение профессиональной деятельности»
Пермь 2017
Методические рекомендации для обучающихся по проведению практических занятий для специальности
«Информационное обеспечение профессиональной деятельности»
(наименование дисциплины)
Рассмотрено на заседании ЦМК __________________________
______________________________________________________
Утверждено научно методическим советом
Составитель: Лутченко Т.В., преподаватель информатики и информационных технологий
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка. 4
Глава 1 Интерфейс программы MS Excel 7
Глава 2 Ввод и редактирование данных. 9
Глава 3 Работа с формулами и функциями. 13
Глава 4 Построение диаграмм.. 17
Практические работы.. 19
Практическая работа: «Создание электронной книги, организация расчетов». 19
|
|
Практическая работа: «Организация расчетов с массивами и использованием функций» 24
Практическая работа «Построение графиков, поверхностей и диаграмм». 28
Практическая работа Вычисления в электронных таблицах с помощью встроенных функций Excel 32
Практическая работа «Применение текстовых и календарных функций». 36
Практическая работа Оценка рентабельности рекламной компании фирмы. 41
Практическая работа Составление сметы расчет стоимости заказов с помощью электронных таблиц MS Ехсеl 45
Практическая работа Создание и технология работы с базами данных в MS Excel. Создание сводных таблиц. 55
Практическая работа Создание штатного расписания с использованием функций подбора параметра. 65
Практическая работа Подбор параметра. Совместное использование функций и формул 69
Практическая работа Составление плана выгодного производства с использованием функции Поиска решения. 71
Практическая работа Решение задач оптимизации (поиск решения). 77
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 83
Пояснительная записка
Методические рекомендации на выполнение практических работ по дисциплине «Информационное обеспечение в профессиональной деятельности» предназначены для обучающихся по основной профессиональной образовательной программе.
Практические работы направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных, профессиональных практических умений, общих и профессиональных компетенций обучающихся и составляют важную часть их профессиональной подготовки. Практические занятия способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности.
|
|
Поскольку главной задачей обучения является подготовка профессионально ориентированных пользователей информационных технологий, то важной особенностью практических работ является ориентация на профессиональные задачи в рамках дисциплин ИТ. В основу обучения положен принцип, который заключается в следующем: информация, с которой работает обучающийся на ПК с помощью того или иного программного средства, связана с профессией. Так, изучение даже инструментальных программных средств, предназначенных для обработки информации любого содержания, таких как текстовой редактор Word, электронные таблицы Excel, СУБД Access, осуществляется посредством рассмотрения задач, отражающих те или иные аспекты профессиональной деятельности, с которыми обучающиеся знакомятся на уроках специальных дисциплин.
Система электронных таблиц Excel является самой объемной и самой существенной частью пакета – это универсальная система обработки данных. В отличие от текстовых редакторов система электронных таблиц позволяет создать документ, который содержит не только текст и графику, но и формулы практически любой степени сложности, которые рассчитываются системой, а результаты расчетов вставляются в документ. Электронные таблицы снабжены мощным набором специальных средств, предназначенных для организации анализа результатов расчеты и принятия управленческого решения.
Методологической основой пособия является идея поэтапной разработки сложных документов. Хотя число и содержание отдельных этапов зависит от характера, объема и сложности документа, в процессе разработки электронного документа можно выделить ряд основных этапов:
- постановка задачи на содержательном уровне;
- выбор аппаратных и программных средств для реализации документа;
- создание дружественной информационной среды;
- ввод, редактирование и форматирование документа;
- расчет и анализ результатов расчета;
- принятие управленческого решения и его оформление;
- сохранение и рассылка документа.
В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одну или несколько практических работ под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Данные методические рекомендации ориентированы на то, что в учебном процессе практические занятия являются основными видами учебных занятий, а практические работы выступают в качестве предметно-содержательной составляющей учебного занятия.
Целями проведения практических занятий являются:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деятельности»;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- формирования общих компетенций по дисциплине;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
В результате изучения дисциплины «Информационное обеспечение в профессиональной деятельности» при выполнении практических работ формируются компетенции:
Общие компетенции:
ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК-2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
|
|
ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК-4. Осуществлять поиск и оценку информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК-6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК-7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК-9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции:
ПК-1.3. Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта;
Каждая практическая работа состоит их двух частей: задания для подготовки к работе и задания для ее выполнения. Поэтому перед занятием студент должен повторить пройденный материал, используя конспекты лекций, теоретическую часть методических указаний, рекомендуемую литературу, указанную в задании к каждой работе, а также ознакомиться с основными сведениями, приведенными в данной работе. Подготовку готовности обучающихся к занятию проводят путем устного опроса, просмотра тетрадей для практических работ, а также контроля самостоятельной работы обучающихся. Обучающиеся, не подготовленные к занятию, к выполнению практической работы не допускаются.
Практические работы в зависимости от их содержания могут выполняться обучающимися индивидуально. Отчет по каждой работе составляется каждым обучающимся самостоятельно.
Отчет должен быть составлен по следующей примерной форме:
- дата;
- наименование темы;
- цель работы;
- ответы на вопросы для подготовки к работе;
- содержание работы;
- литература
Глава 1 Интерфейс программы MS Excel
|
|
Запуск Excel
Для запуска программы может быть использована традиционная команда Пуск, Все программы, Microsoft Office, Microsoft Office Excel 2007. В появившемся окне Excel создает новый документ - рабочую книгу, содержащую по умолчанию три пустых рабочих листа (рис.1).
Строка заголовка |
Кнопка Office |
Панель быстрого доступа |
Ярлыки рабочих листов |
Область документа |
Лента |
Поле имени |
Строка формул |
Ярлыки режимов просмотра |
Элементы управления масштабом |
Рисунок 1 Окно программы с открытым документом Книга 1
Существуют и другие способы запуска программы, например список Недавние документы (Последние элементы) в меню Пуск. При многократном запуске приложения Excel операционная система Windows автоматически поместит ярлык для его вызова в список наиболее часто применяемых приложений. Это позволит начать работу с программой более короткой командой Пуск, Microsoft Office Excel 2007.
Если вы хотите, чтобы ярлык для вызова Excel всегда присутствовал в составе меню Пуск, то подайте следующую команду: Пуск, Все программы, Microsoft Office, Microsoft Office Excel2007. Откройте контекстное меню щелчком правой кнопки по пункту Microsoft Office Excel2007 и выберите в нем соответствующий пункт – Закрепить в меню Пуск. С помощью контекстного меню можно поместить этот ярлык и на панели быстрого запуска, выбрав в контекстном меню команду Добавить на панель быстрого запуска. При использовании различных операционных систем перечисленные команды могут отличаться от приведенных команд, однако эти отличия будут несущественными.
Главное окно Excel 2007
Кнопка Office. Эта кнопка открывает меню Office (рис. 2), в которое входят команды, которые в предыдущих версиях программы располагались в меню Файл.
Панель быстрого доступа. Первоначально эта панель содержит три команды: Сохранить, Отменить последнее действие, Вернуть отмененного действия. Количество команд может быть увеличено за счет команд раскрывающегося списка (рис. 3). Эта панель может быть помещена под ленту.
Рисунок 2 Меню кнопки Office |
Поле имени. Это поле (рис.1) отображает адрес активной ячейки таблицы.
Рисунок 3 Панель быстрого доступа |
Область документа содержит электронную таблицу.
Рисунок 4 Контекстное меню для работы с рабочими листами |
Ярлыки режимов просмотра служат для изменения вида рабочего листа таблицы.
Элементы управления масштабом позволяют изменить объем листа, выводимого на экран.
Глава 2 Ввод и редактирование данных
Ввод данных
В ячейки электронных таблиц можно вводить два типа данных:
Постоянные значения - данные, которые печатаются прямо в ячейку. Это может быть текст или числовое значение, включая дату, время, валютные и процентные значения и др. Постоянные значения не изменяются до тех пор, пока их не изменит пользователь.
Формула - выражение из чисел, ссылок на ячейки, функций и математических операторов.
Ввод чисел. Для ввода числового значения надо установить курсор в требуемую ячейку и напечатать число. Числа могут включать цифры от 0 до 9 и следующие специальные символы: + -., / р. Е е. Запятая в числе вводится как десятичный разделитель.
Ввод текста. Для ввода текста необходимо активизировать ячейку и напечатать текст на клавиатуре. В ячейке может содержаться до 255 символов. Каждый из символов внутри ячейки можно редактировать и форматировать индивидуально.
Текстовые данные могут также содержать цифры или целиком состоять из одних цифр. Например, так вводятся почтовые индексы. В случае ввода текста, состоящего из одних цифр, ввод следует предварить символом «апостроф». Текст, превышающий ширину ячейки, автоматически представляется поверх ячеек справа.