1) Типы склонения имен существительных.
В немецком языке все существительные делятся на три рода: существительные мужского рода (Maskulimun), существительные женского рода (Femininum), существительные среднего рода (Neutrum). Существительные мужского и среднего родов делятся на существительные слабого и сильного склонения.
Характерным признаком сильного склонения является - окончание -(e)s в родительном падеже единственного числа.
Склонение существительных мужского рода сильного склонения
с определенным артиклем | с неопределенным артиклем | |
Nom (им.п.) | der Vater | ein Vater |
Gen (род.п.) | des Vater s | eines Vater s |
Dat (дат.п.) | dem Vater | einem Vater |
Akk (вин.п.) | den Vater | einen Vater |
Склонение существительных среднего рода сильного склонения
с определенным артиклем | с неопределенным артиклем | |
Nom (им.п.) | das Kind | ein Kind |
Gen (род.п.) | des Kind es | eines Kind es |
Dat (дат.п.) | dem Kind | einem Kind |
Akk (вин.п.) | das Kind | ein Kind |
Отличительным признаком слабого склонения является окончание -(е)n во всех падежах кроме именительного.
|
|
Склонение существительных слабого склонения
с определенным артиклем | с неопределенным артиклем | |
Nom (им.п.) | der Junge | ein Junge |
Gen (род.п.) | des Jung en | eines Jung en |
Dat (дат.п.) | dem Jungen | einem Jungen |
Äkk (вин.п.) | den Jungen | einen Jungen |
По данному типу склоняются существительные мужского рода,
- оканчивающиеся на -е: der Knabe, der Junge;
- оканчивающиеся на -ent, -ant, -and, -ist: der Student, der Doktorant, der Musikant, der Polizist;
- обозначающие профессию: der Biologe, der Diplomat.
Склонение существительных женского рода
с определенным артиклем | с неопределенным артиклем | |
Nom (им.п.) | die Frau | eine Frau |
Gen (род.п.) | der Frau | einer Frau |
Dat (дат.п.) | der Frau | einer Frau |
Akk (вин.п.) | die Frau | eine Frau |
Характерным признаком женского склонения является то, что существительные не получают окончание. К этому типу относятся все существительные женского рода.
Склонение существительных смешанного типа
с определенным артиклем | с неопределенным артиклем | |
Nom (им.п.) | der Name | ein Name |
Gen (род.п.) | des Name ns | eines Name ns |
Dat (дат.п.) | dem Nam en | einem Nam en |
Akk (вин.п.) | den Nam en | einen Nam en |
Отличительным признаком данного типа склонения является прибавление окончания -ns в родительном падеже и окончания -n в дательном и винительном падежах.
Название лиц получают только в родительном падеже -s, если они употребляются без артикля:
Anna s Vater, Ira s Buch.
2) C клонение имен существительных во множественном числе.
Все существительные в немецком языке во множественном числе получают одинаковые артикли, независимо от рода.
Nom (им.п.) | die Väter | Kinder | Jungen | Frauen |
Gen (род.п.) | der Vater | Kinder | Jungen | Frauen |
Dat (датл.) | den Väter n | Kinder n | Jungen | Frauen |
Akk (вин.п.) | die Väter | Kinder | Jungen | Frauen |
Если существительное имеет во множественном числе окончание -е, -d, -er, то в дательном падеже оно получает окончание -n. Если существительное во множественном числе имеет окончание -еn, или -s, то оно при склонении не получает никаких окончаний.
|
|
Во множественном числе существительные мужского н среднего родов получают окончание -е, либо нулевое окончание, исключение -er. Существительные женского рода во множественном числе получают окончание -еn.
3) У потребление существительных без артикля.
В немецком языке без артикля употребляются существительные, обозначающие названия, имена собственные, названия городов, населенных пунктов:
Anna, Olga, Petrow, Barnaul, Russland.
Исключения составляют названия стран (женского рода): die Türkei, Die Tschehische Republik, die Bundesrepublik Deutschland, die Schweiz.
Übungen
I. Поставьте существительные в скобках в нужном падеже:
1. Sie arbeitet in (die Nacht).
2. Wir unternehmen (eine Fahrt) aufs Land.
3. Im Garten wächst (ein Baum).
4. Sie kauft im Kiosk (eine Zeitung) und (eine Zeitschrift).
5. Hat er (ein Bruder)?
6. Jeden Tag bekommen die Schüler (die Hausaufgabe).
II. Поставьте существительные в скобках во множественное число:
1. In diesem Laden verkauft man (der Mantel, das Hemd, das Kleid, der Schuh).
2. Er hat zwei (der Bruder).
3. In unserem Land sind viele (das Gebirge, der Wald).
4. Mein Bruder liest (der Roman) mit Vergnugen.
5. Ich bekomme oft (der Brief) von (die Eltern).
III. Употребите имена собственные в нужном падеже:
1. Das bekannteste Museum (Dresden) ist die Gemäldegalerie.
2. Ich lese gern die Werke (Heine).
3. Die Hauptstadt (Russland) ist (Moskau).
4. (Gerhard) schreibt eine interessante Erzählung.
5. Er kennt die Sehenswürdigkeiten (Berlin).
6. (Puschkin) Märchen gefallen mir sehr.
IV. Tecm 1. Определите правильно падеж существительного:
1. Die Firma sucht...
1. eines Architekten
2. ein Architekt
3. einen Architekten
2. Er blättert jeden Tag in alten...
- Büchern
2. Bücher
3. Buch
3. Wir treffen uns in der Nahe...
a) dem Bahnhof
b) den Bahnhof
c) des Bahnhofs
4. Dieses Land liegt im... Europas.
a) Herzen
b) Herzens
c) Herz
5. Ich kenne... nicht.
- diesen Mensch
- dieser Mensch
- diesen Menschen
6. Das ist Frau Muller mit...
a) ihrer Kinder
b) ihren Kindern
c) seinen Kindern
7. Viele... sind verschmutzt.
a) 1.Flusse
2.Flussen
3. FluB
8. Alle machten ernste...
a) Gesichte
b) Gesichtern
c) Gesichter
9. Er liest...
- Zeitung
- Zeitunge
- Zeitungen
10. Alle schutterten...
1) die Kopfe
2) die Kopfe
3) die Kopfen
4) Отрицание nicht, kein.
В немецком языке существует два отрицания: nicht, kein.
Отрицание kein употребляется с существительными, в предложении оно ставится перед существительным; во всех других случаях употребляется отрицание nicht, оно может ставится после глагола, либо в конце
предложения.
Er hat heute keine Vorlesung. - У него сегодня нет лекции.
Er übersetzte diesen Text nicht. - Он не перевел этот текст.
Übungen
I. Употребите отрицание nicht:
1. Es friert.
2. Wir können das ohne seine Hilfe machen.
3. Er fährt mit uns.
4. Sie kauft dieses Kleid.
5. Die Sonne scheint.
1) Das ist schwere Aufgabe.
2) Er vergass seinen Kugelschreiber.
II. Сделайте предложения отрицательными, употребив отрицание kein:
1. Wir haben heute ein Seminar.
2. Die Studenten brauchen für die Stunde ein Wörterbuch.
3. Sie schreiben heute eine Nacherzählung.
4. Die Schüler unternehmen in dieser Woche eine Reise.
5. Ich habe ein Telefon zu Hause.
6. Heute findet eine Versammlung statt.
III. Тест 2. Поставьте отрицание nicht или kein:
1. In unserem Haus gibt es... Fahrstuhl.
a) kein
b) nicht
2. Weisst du... genau, wie spat es ist.
a) kein
b) nicht
3. Die Versammlung findet... heute statt.
a) nicht
b) kein
4. Du hast... mein Worterbuch gebracht.
a) nicht
b) kein
5. Dieses Buch bekommst du in... Bibliothek.
a) kein
b) nicht
Числительное (Numeralien/Zahlwörter)
В немецком языке различают три группы числительных:
1. Количественные (vier);
2. Порядковые (der vierte);
3. Дробные (zwei Viertel).
1) Количественные числительные
Числительные от 0 до 12 являются корневыми.
1 eins | 7 sieben |
2 zwei | 8 acht |
3 drei | 9 neun |
4 vier | 10 zehn |
5 fünf | 11 elf |
6 sechs | 12 zwölf |
Для образования числительных от 13 до 19 к корню числительного прибавляется числительное zehn:
13 drei+zehn=dreizehn |
14 vier+zehn=vierzehn |
15 fünf+zehn=fünfzehn |
18 acht+zehn=achtzehn |
19 neun+zehn=neunzehn |
HO: 16-sechzehn, 17 siebzehn |
Целые десятки от 20 до 90 образуются путем прибавления к корню числительного суффикса -zig:
40 vier+zig=vierzig |
50 fünf+zig=fünfzig |
60 sech+zig=sechzig |
70 sieb+zig=siebzig |
80 acht+zig=achtzig |
90 neun+zig=neunzig |
HO: 20 – zwanzig, 30 dreißig |
Двузначные числа от 21 до 99 образуются путем соединения числа единиц с числом соответствующего десятка при помощи союза und. Такое числительное читается в обратном порядке:
|
|
21 - einundzwanzig |
32 - zweiunddreiBig |
43 - dreiundvierzig |
54 - vierundfünfzig |
65 - fünfundsechzig |
76 - sechsundsiebzig |
87 - siebenundachtzig |
100 - hundert |
1000 - tausend |
1000000 - eine Million |
Все числительные от 21 до миллиона в немецком языке пишутся одним словом.
155 einhundertfünfundfünfzig |
1155 eintausendeinhundertfünfundfünfzig |
3551155 drei Millionen fünfhunderteinundfünfzigtausendeinhundertfünfundfünfzig |
2) Порядковые числительные:
Порядковые числительные образуются от количественных числительных путем прибавления к ним:
1. суффиксов -t от 20 и -st с 20;
2.окончаний, совпадающих с окончаниями прилагательных; перед числительным ставится определенный артикль der, die, das соответственно роду существительного, к которому числительное относится:
fünf: der (die, das) fünfte (пятый, -ая, -ое),
fünfzig: der (die, das) fünfzigste (пятидесятый, -ая, -ое),
HO: der (die, das) erste (первый), der dritte (третий).
Обозначение дат
Для обозначения дат, указывающих день месяца, употребляется порядковые числительные. Если при письме дата обозначена цифрой, то после нее ставится точка, заменяющая суффикс -t или -st и соответствующее падежное окончание:
Der 1. September (der erste September) - первое сентября;
Am 7. Mai (am siebenten Mai) - седьмого мая.
Для обозначения дат, указывающих год, называется сначала количество сотен, затем единиц и десятки. Слово "год", "в году" в немецком языке часто опускается:
В 1995 году - im Jahre neunzehnhundertfünfundneuzig,
В 1985 году - neunzehnhundertfünfundachtzig.
3) Дробные числительные
Дробные числительные образуются от количественных числительных.
От 1/4 (ein Viertel) до 1/19 (ein Neunzehntel) в знаменателе к названию
целого числа прибавляется суффикс - tel:
2/5-zwei Fünftel;
5/20 - fünf Zwanzigstel;
HO: 1/2 - ein halb (половина);
1/3 - ein Drittel (треть).
Начиная с 1/20 (ein Zwanzigstel) и далее, в знаменателе к названию целого числа прибавляется суффикс - stel:
1/21 - ein Einundzwanzigstel;
НО: 1/2-eine Hälfte (половина);
1,1/2-anderthalb или eineinhalb (полтора);
Десятичные дроби читаются:
0,5 - Null Komma fünf; 1,120 - Eins Komma hundertzwanzig.
Übungen
I. Напишите даты:
1. 3-е сентября 1997 года;
2. 10-го мая 1990 года;
|
|
3. в 1918 году;
4. 17-е июня 1967 года;
5. 30-го сентября 2001 года;
6. в 1996 году.
II. Переведите на немецкий язык:
1. четыре человека;
2. пятому мужчине;
3. седьмой ряд;
4. четвертое письмо;
5. третья весна;
III. Напишите дроби:
3/5, 1/2, 3/15, 4/18, 20/30, 1/10, 2/3.
IV. Тест. Определите правильный вариант написания числительных:
1. 3е июня
1. der dritte Juni;
2. am dritten Juni;
3. dritte Juni.
2. 10го мая
1. der zehnte Mai;
2. der zehn Mai;
3. am zehnten Mai.
З. в 1995 году
1) im neunzehnhunderfünfundneunzig Jahre;
2) im Jahre neunzehnhunderfünfundneunzig;
3) neunzehnhunderfünfundneunzigsten.
4. 1350 книг
1. dreizehnhundertfünfzig Bücher,
2. eintauseuddreihundertfünfzig Bücher,
3. tausenddreihundertfünfzig Bücher.
5. 3е сентября
1. dritte September,
2. der dritte September,
3. der dritte September.
6. 1,6
1. ein Komma sechs;
2. eins Komma sechs;
- 2/5
7. 20-го июня
a) der zwanzigste Juli;
b) zwanzigste Juli;
c) am zwanzigsten Juli.
8. 10-е марта
1. der zehnte März;
2. am zehnten März;
3. zehnte März.
9. в 1917 году
1. im Jahre eintausendneunhundertsiebzehn;
2. im eintausendneunhundertsiebzehn Jahre;
3. im Jahre neunzehnhundertsiebzehn.