Какие эмоции вызывают пауза у зрителя?

Время – царь и бог на телевидении

 

Тот, кто работает на телевидении, очень четко понимает, что такое время. Время – это деньги. Но время – это еще и профессионализм. Иногда прекрасный ведущий говорит важные и точные слова и делает всего одну ошибку – говорит чуть дольше, чем требуется. И эта ошибка перечеркивает все его завоевания. В ситуации прямого эфира каждый раз задача ставится так: сказать единственно верные слова, не торопясь и не растягивая их, выбрать верную интонацию и уложиться во время!

 

Чувство времени

Грамотно работать со временем не означает говорить как можно короче. Нет единого правила «коротко или длинно» – есть требование четкого соответствия содержания, формы и времени. Это закон телевизионной гармонии. Бывает, что ведущий начинает чувствовать время. Такое чувство может появиться после долгого и частого пребывания в эфире. Оно может пропасть после вынужденного перерыва, и многие ведущие очень боятся потерять чувство времени. Очень важно, чтобы зрителю все было понятно и интересно, но при этом чуть-чуть «не хватило» ведущего исключительно потому, что он интересен, приятен, востребован, чтобы хотелось новой встречи.

Недосказанность означает стремление у зрителя увидеть этого человека и программу еще и еще раз. В этом секрет успеха. Сюжет, наиболее профессиональный и динамичный, всегда оценивают короче, чем он есть, а затянутый и попросту скучный оценивают в несколько раз длиннее. Самое интересное, когда выясняется, что все сюжеты по протяженности абсолютно одинаковы.

Зрителю неважно, сколько времени длится рекламный ролик или интересная шоу-программа. Он забросит свои дела, устроится перед телевизором, а потом с ужасом обнаружит, что из-за этого просмотра не сделал чего-то важного. Знать и чувствовать время должен каждый профессиональный работник телевидения.

 

Основные правила

Содержание любой программы, любого сюжета, любого выступления должно четко соотноситься с протяженностью в эфире. Главное и незыблемое правило – правило соответствия: нельзя затягивать и нельзя торопиться. Кроме того:

· надо всегда ориентироваться на время выхода программы в эфир;

· надо всегда учитывать ценность каждой телевизионной минуты и даже секунды;

· надо уметь оценивать содержание в минутах и секундах.

Профессиональные репортеры уже в момент написания закадрового текста всегда знают, на сколько именно секунд рассчитан их текст. Всё, что имеет отношение к телевидению, должно быть взвешено на весах времени.

Профессиональный ведущий каждую секунду должен помнить о времени сразу с нескольких позиций:

· надо выполнить намеченный сценарий и уложиться во время эфира или записи.

· если это не прямой эфир, надо всегда помнить, в какое именно время выйдет данная программа, и держать верную интонацию и темп речи.

· на все, что происходит в студии, надо уметь посмотреть глазами зрителя: интересно ли, не затянуто ли.

Если программа новостей длится дольше или короче, чем это указано в программе, – это огромная ошибка всех, кто ее делает. Это непрофессионализм. Как говорит Виктор Шендерович: «Так можно было поступать в эпоху до изобретения телевизионного пульта».

 

Восприятие времени

Психологическое восприятие времени на телевидении часто расходится со временем реальным. Это могут быть тоскливые секунды ожидания объявленного сюжета, которые ведущему, да и зрителям, показались чуть ли не часом ожидания. И, наоборот, это может быть захватывающее зрелище, которое (как выяснилось) продержало нас у экрана более часа, а показалось, что прошло несколько минут. Н, с другой стороны, плохо, когда и гости, и ведущие во время записи программы или прямого эфира теряют чувство реальности. Им кажется, что все разговоры интересны и программа замечательная, а зрители по другую сторону экрана вообще не понимают, о чем разговор и почему все так долго длится.

 

Вот пример страданий ведущих программы «Вести» телеканала «Россия», когда была привезена и установлена новейшая студийная аппаратура в стиле ньюсрум. Отныне каждый ведущий должен был овладеть компьютером и набирать свои подводки на компьютере, в котором уже находилась подробная информация обо всех сюжетах выпуска. Каждый сюжет был обсчитан «умной машиной», и ведущий имел определенный запас времени на свои выступления. Как только он «перебирал», компьютер выдавал команду сократить текст, причем компьютер учитывал скорость говорения именно данного ведущего. Один из ведущих говорил быстрее всех, и компьютер «разрешал» ему писать подводки чуть ли не вдвое длиннее, чем другим ведущим. Если же в процессе подготовки выпуска появлялись новые сюжеты, то безжалостная машина требовала от ведущего вновь урегулировать свои отношения со временем: что-то убрать или, наоборот, что-то добавить.

 

Великая роль паузы

 

Принято считать, что процесс общения на экране – это прежде всего вопросы и ответы. Но он  мало чем отличается от общения в жизни. Вы прекрасно знаете, как много значит в нашей жизни взгляд, или молчание, или едва уловимая улыбка. Точно так же, а может быть даже еще заметнее, это выглядит на экране.

 

Значение паузы

Есть интонация, и это очень важно. Но есть и паузы. Иногда одна пауза стоит интонации и содержания вместе взятых. На вопрос: «Вы приютили бы у себя Саакашвили?» – ответить сразу трудно. Человек удивлен. Ощущает замешательство. Ищет и не находит слова для ответа. Эта борьба, все эмоции написаны у него на лице и сняты крупным планом. Даже если после этой замечательной сцены без слов человек просто махнет рукой и пойдет дальше, по своим делам, считайте, что вы свою задачу выполнили. Можно вспомнить знаменитые гоголевские сцены, так называемые немые сцены из «Ревизора». Это тоже пауза, но какая.

Виды пауз

· Пауза растерянности. Паузы имеют свое собственное содержание. Хуже всего, когда пауза становится паузой растерянности. Нелепо и комично выглядит ведущий, которому не включили объявленный сюжет, если он растерян, разозлен и совсем не знает, что ему делать, при этом напрочь забывает о зрителе. Еще минуту назад мы видели уверенного и профессионального ведущего, который сообщал нам важную информацию, он был нам интересен и приятен. И вдруг этот же человек нас, зрителей, боится, стесняется и, главное, совсем не хочет или не может общаться с нами, когда возникает проблема. Это пауза растерянности.

· Пауза содержательная. Такие моменты являются лучшим тестом на профпригодность, потому что другой ведущий в такой же ситуации поведет себя совсем иначе: будет общаться с нами, объяснять ситуацию и, доверяя своему зрителю, только выигрывает. Такая пауза становится паузой содержательной.

· Пауза улыбки. Можно перечислить огромное количество телевизионных ведущих, которые прекрасно умеют заполнять собой и своим обаянием такие проблемные технологические паузы. Даже если, объяснив зрителю ситуацию, они молча начинают вместе со зрителем ждать объявленного сюжета, эта пауза становится не паузой растерянности, а паузой уверенности. Если сюжета все же нет и нет, то вполне может появиться новый вид паузы – паузы улыбки. Ведь у всех бывают в работе просчеты, просто на телевидении все это суперзаметно и суперпублично. Зритель улыбается в ответ на невысказанную мысль ведущего. Ведущий, который не общается со зрителем и не втягивает его в такую игру, рискует долгое время вызывать отрицательные эмоции, как будто он обманщик или ханжа: делал вид, что общается со зрителями, а как только возник сбой, стал думать только о себе.

· Пауза-вопрос. Иногда паузу ведущий держит специально, особенно если эта пауза на самом деле не пауза как таковая, а вопрос. Это прекрасный прием, так как гость в студии ожидает каких-то словесных конструкций, вполне к ним готов. Как будто ничего не происходит, но ведущий держит паузу и внимательно смотрит на собеседника, вместо того чтобы задать следующий вопрос. И тогда собеседник вынужден подробнее объяснить свою позицию. Он становится более эмоциональным, более возбужденным, ему труднее контролировать свои слова и эмоции, а это именно тот самый эффект, которого и добивался ведущий. Но паузу надо уметь держать, ее надо уметь ценить, а иногда и специально прогнозировать паузу-вопрос в своем сценарии.

 

Как показать паузу

Обидно, когда такие моменты пропускают операторы, режиссеры, главные редакторы. Паузу надо уметь показать. Здесь важны детали, крупные планы. Начинающий журналист обычно задает много-много вопросов и как бы наезжает своим голосом на ту самую паузу, которая должна была быть, но которой уже нет. Старайтесь ценить паузу – и свою, и чужую.

 

Какие эмоции вызывают пауза у зрителя?

Пауза всегда связана с раздумьями, с поисками нужного слова, нужной мысли. Такие моменты – самые дорогие на экране, потому что все происходит на глазах у зрителей. Зритель невольно втягивается в процесс поиска нужной мысли и нужного слова. Он думает, как бы он сам ответил на месте того человека, который держит содержательную паузу. Пауза растерянности способна вызвать смех и отторжение. Особенно если растерян журналист или ведущий эфира. Содержательная пауза вызывает уважение и интерес. Такую паузу может держать только тот журналист, который умеет слушать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: