Причины отклоняющегося повеления

Социологи пытаются объяснить истоки и причины от­клоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрас­положены к определенным стилям поведения по своей био­логической природе и что «криминальный тип» является результатом агрессивности и деградации. Другие связыва­ют девиантное поведение с особенностью строения тела человека, аномалиями его половых хромосом. Третьи - нахо­дят описание девиации, обосновывая ее «дегенеративное тью», «слабоумием», «психопатией», т.е. ее «умственными дефектами», предопределенностью отклонений. Существу­ют и культурологические объяснения девиации, строящие­ся на признании «конфликта между нормами культуры», проявления стигматизации (наклеивания ярлыков).

Наиболее аргументированной точкой зрения объясне­ния причин появления девиантной личности является нару­шение хода ее социализации.

Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, тогда у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как спра­ведливых. Когда же ребенка окружает непонимание, неспра­ведливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отноше­ние к другим, отсутствие ориентации на будущее, беспокой­ство и тревога, отклоняющееся поведение.

Однако бывают случаи негативного поведения детей-подростков из вполне благополучных семей, ведь семья не единственный источник и причина социализации ребенка в сложном, противоречивом, постоянно изменяющемся обще­стве. Многие нормы из различных субкультур часто проти­воречат друг другу. Воспитание ребенка в семье вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институ­тов. Родители вынуждены сталкиваться с чрезмерной идео­логизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, нестабильностью по­литического положения и т.д. Неизбежно возникают про­тиворечия между нормами и ценностями. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт от­цов и детей, их субкультур. Сейчас в нашем обществе суще­ствует множество противоречащих друг другу нормативных образцов, которые способствуют появлению феномена от­слоняющего поведения.

Существование в реальной жизни большого числа противоречащих друг другу норм и неопределенность социального контроля порождают трудности возможного выбора линии индивидуального поведения, что приводит к явлению, названному Э. Дюркгеймом «аномия общества» (состояние отсутствия норм), при которой личность не имеет уверенности и надежности в выборе линии нормативного поведения.

По Э. Фромму, человек в этой ситуации утрачивает чувство преданности и принадлежности обществу, идентичности с группой и с самим собой, утрачивает потребность в установлении связей, испытывает чувство одиночества и отчуждения, обособление от экономики, политических и нравственных норм.

Т. Парсонс описывает состояние аномии, при котором подавляющее число индивидов находится в положении дезинтеграции с социальными институтами, что отрицательно влияет на формирование чувства безопасности и психологического здоровья.

Э. Мертон отмечает, что аномия является результатом е свободы выбора, а невозможности множества индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит основную причину трудностей в дисбалансе между культурными целями и легальными (инструментальными средствами), с помощью которых эти цели реализу­йся. Например, в то время как государство поддерживает усилия своих граждан в их стремлении к повышению благосостояния и к высокому социальному положению, легальные возможности членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены. Социальное неравенство, которое существует в обществе, является той причиной, которая заставляет человека искать нелегальные средства до­стижения цели, то есть отклонятся от общепринятых куль­турных норм и ценностей. Когда человек не может достиг­нуть своих целей с помощью способностей или таланта, он может прибегать к нелегальным средствам (обману, подло­гу или воровству), не одобряемым обществом.

Главную причину девиации Мертон видит в разрыве между целевыми установками общества и социально одоб­ряемыми средствами их осуществления. Исходя из этого, он выделяет следующие типы поведения, которые выступают и способами социализации или, наоборот, ее угасания:

  • конформность - утверждает поведение, соответствую­щее культурным целям и средствам их достижения;
  • инновация - предполагает согласие с целями, но в то
    же время отрицает социально одобряемые средства их до­стижения; поддерживая, например, цель достижения богат­ства, представители низшего класса не могут пользовать­ся такими средствами, как занятие престижной деятельно­стью, экономический успех, образование; отсюда возни­кает предрасположенность к незаконным способам дости­жения цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле нар­котиками;
  • ритуализм как поведение акцентирует свое внимание, наоборот, на отрицаний целей, но принятии традиционно одобряемых обществом средств их достижения; он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встре­чается у представителей низшего слоя среднего класса; это и может являться источником девиантного поведения, на­ пример, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры;
  • ретретизм - предполагает отрицание цели и средств; более всего он характерен для лиц, оказавшихся за чертой социальных интересов: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на человеческое достоинство;

• бунт - означает отчуждение от господствующих целей, стандартов и формирование новых целей и средств их дос­тижения.

Девиация начинается с фрустрации, с возникновения социального напряжения, невозможности для индивида ре­ализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, которая направ­лена на других или на самого себя. Если человек длитель­ное время не выходит из этого состояния, то формируется невроз - болезнь, которая возникает в результате конфлик­та человека с социальной средой, столкновений желаний человека и реальной действительности, которая его не удов­летворяет. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. В данном случае имеет место бесконфликтная девиация. Если же субъекты идут на прямую конфронтацию, борьбу и таким образом пытаются добиться своих целей, то это уже будет конфликтная девиация. В данной ситуации выделяет­ся несколько этапов: становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, послеконфликтное развитие. Если в ходе разрешения конфликта требования и цели ущемлен­ной или наступающей стороны удовлетворяются, то девиа­ция прекращается. Если нет, то она продолжается в формах делинквентного поведения человека или группы людей, что означает серьезные нарушения, подпадающие под катего­рию противоправных действий и социально наказуемые.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: