Определение девиантного поведения: суть, причины, виды

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ урок № 7

Рудненский музыкальный колледж

Марта 2020 г.

Время (4 курс) 17.40- 19.15

Преподаватель ООД: Н.С.Усенов

Лекционный материал:

Тема: Девиантное поведение. Понятие «аномия».

Лекция: «Девиантное поведение как социальное явление»

1. Определение девиантного поведения: суть, причины, виды.

2. Понятие социальной нормы.

3. История формирования теорий девиации. Современные теории.

4. Формы и типы девиации.

Определение девиантного поведения: суть, причины, виды.

В спец. литературе довольно часто встречаются термины: «социальная патология», «девиантное поведение», «негативные явления»…. И мы понимаем, что это нечто плохое, причиняющее вред обществу и мешающее нам жить.

Но прежде чем раскрыть сущность и содержание этих социальных отклонений, определимся с терминологией. Так, термин «соц. патология» более медицинский, чем юридический и социологический. Мы объясняем это физиологической или психологической природой человека. Понятие «антиобщественное поведение» используется юристами, подчеркивая тот вред, который асоциальные формы поведения и преступность причиняют обществу.

Понятие «негативные явления», наиболее широкое по своему объему, охватывает все отрицательное, включая природные, социальные и другие явления, встречающиеся в обществе и причиняющие ему вред.

В социологии мы будем использовать термин отклоняющееся (девиантное) поведение, т.к. это наиболее общее понятие, кот. охватывает все формы нарушений - моральные, правовые, социальные, кот. могут принимать самые разнообразные формы: это преступники, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-экспрессионисты, убийцы.

Дев. повед. (лат. Deviatio-отклонение) – такое, кот. не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Людей, чье поведение отклоняется от общепринятых норм наз. девиантами.

Социализация приобретает свою целостность при дос­тижении личностью социальной и нравственной зрелости. В этом случае человек обретает интегральный социальный статус. Однако в процессе социализации возможны откло­нения, дезинтеграция индивида. Такие явления называют­ся девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, которые следуют такому поведению, называют девиантами. К ним относятся: преступники из молодежной среды, убий­цы, отшельники, грешники, святые, гении, художники-новаторы и т.д.

К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства. Девиантность определяется соответствия­ми и несоответствиями поступков социальным ожиданиям. Один человек может иметь отклонения в социальном пове­дении, другой - в структуре своей психики, третий одновременно в том и другом. Можно наблюдать личностную дезорганизацию и групповые отклонения в поведении людей. Личностная дезорганизация (индивидуальное отклонение) возникает тогда, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры.  встать на преступный путь.

Но отклоняющееся поведение имеет не только негатив­ный характер, но и позитивный. Оно может выступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутвер­ждению в социальнополезных видах деятельности. Это мо­жет быть героизм, альтруизм, самопожертвование, сверх­трудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся науч­ное открытие, изобретение и т.д.

В нормально развивающемся обществе 10 - 12% насе­ления приходится на отрицательную девиацию и столько же на положительную. Оставшаяся часть - немногим бо­лее 70% населения составляют люди без отклонений в по­ведении.

Групповые отклонения рассматриваются как коллектив­ное поведение членов девиантной группы и их заинтерисованное отношение к собственной субкультуре. Подростки из трудных семей ведут «подвальный образ жизни», кото­рый осуждается нормативной доминирующей моралью об­щества. У молодых людей свои правила, нормы и культур­ные комплексы. В данном случае мы имеем дело с группо­вым отклонением, доминированием собственной «подваль­ной» культуры, пересечением множества субкультур, при­внесенных индивидуальными девиантами.

Становление личности девианта проходит два этапа:

• первичное отклонение, когда поведение в целом соот­ветствует, культурным нормам, ошибки незначительны, по­ступки терпимы и, они представляют собой результат лишь отдельных проявлений отрицательных акцентуаций харак­тера индивида; в данном случае совершаемые индивидом отклонения вполне терпимы и еще не называются девиантными;

• вторичное отклонение, когда индивид совершает уже существенные отклонения от принятых в данной группе норм и его действия квалифицируются как девиантные; к нему приклеивается ярлык девианта, что зачастую стано­вится поворотным пунктом в его судьбе.

Совершивший первичное отклонение индивид продол­жает жить по-прежнему, без особых изменений. Он занима­ет тот же социальный статус, выполняет те же роли. Но си­туация резко меняется, когда индивид получает ярлык де­вианта. Многие социальные связи сразу прерываются, пре­стиж и статус падают, возможна даже изоляция от социаль­ной группы. Такой человек может быть отстранен от люби­мой работы, профессии. Другими словами, вторичные от­клонения, как правило, изменяет весь жизненный сцена­рий человека. Могут создаваться условия для повторения акта отклоняющегося поведения. Индивид становится уяз­вимым, другие девианты начинают использовать факт ин­дивидуального отклонения, отдаляя все более и более чело­века, попавшего в беду, от общества и прививая ему нормы и ценности своей субкультуры. В то же время к человеку начинают применяться более жесткие меры социального контроля.

В любом обществе, или на различных этапах его исто­рического развития вырабатываются свои критерии оцен­ки поведения сограждан или групп людей. Одни отклоне­ния могут осуждаться, другие - поощряться. Такой девиант, как странствующий монах, в одном обществе считается свя­тым, а в другом - никчемным бездельником. В нашем обще­стве герои, выдающие ученые, известные артисты, лидеры, защитники Отечества - это социально одобряемые девиан-гы. При этом акценты социальной поддержки меняются. Если, например, появляется потребность в защите страны, го на первое место выходят военные полководцы, в другое время - политические лидеры, деятели культуры или уче­ные.

Для отдельных статусов и ролей существуют свои оцен­ки со стороны, а для других - другие оценки. Например, такое свойство личности, как «сверхинтеллектуальность», не всегда приводит к социальной поддержке. Для ученого, культурного деятеля она необходима, а для актера, спорт­смена, бухгалтера, политического лидера, министра менее необходима, а в отдельных случаях даже является помехой. Фактор «сверхинтеллектуальности» не популярен в наро­де. Больше ценится твердый мужской характер, волевая лич­ность, практическая ориентация. Преобладание подобных качеств в человеке воспитывает время, историческая эпоха.

Личностные качества и свойства способствуют возвы­шению человека, усилению его положительной девиации. Например, мужество и отвага открывают солдату путь к успеху, признанию, но они не столь важны для художника или поэта. Общительность, твердость характера в трудных ситуациях необходимы политику и предпринимателю, но не имеют особого значения в творческом пути писателя, ху­дожника или ученого.

Общественное мнение выработало множество традици­онных стереотипов восприятия индивидуальных качеств, которые способствуют утверждению индивида в различных сферах деятельности. Например, ученый должен якобы быть отрешенным от окружающих, несколько странным, эруди­рованным и оригинальным; артист должен обладать фан­тазией, быть раскованным, живым и общительным. Данные стереотипы являются фикциями, заведомо ложными, но со­здаются для самооправдания и рекламы профессии или рода деятельности. Но, тем не менее, в них есть и доля истины.

Личностные качества - это важный фактор достижения превосходства, а зачастую даже самый важный. Неслучайно многие великие люди обладали теми или иными выдаю­щимися личностными качествами. Безусловно, что не толь­ко социальная поддержка, но и высокие мотивы движут ве­ликими делами людей. Мотивы - это побуждения к совер­шению поведенческого акта, действия. За любым действи­ем скрыты определенные цели-желания, компенсация за прошлые неудачи, нереализованные возможности, обиды, физические недостатки, несправедливое к себе отношение. Такова природа человека, его стремление к превосходству над самим собой и доминированию над другими.

Существует точка зрения, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти над людьми в результате одиночества, испытанного им в детстве. Непри­влекательные внешние данные и отсутствие внимания и оценки со стороны окружающих в детстве стали основой для сверхмотивации Ричарда III. Николло Паганини посто­янно стремился к признанию и славе в результате испытан­ной им в детстве нищеты и незаслуженных обид со стороны родителей и сверстников. Известно, что агрессивность у че­ловека часто проявляется из-за сверхстрогости родителей. Таким образом, чувство беззащитности, замкнутости, воз­мущения или враждебности помогает иногда найти выход в индивидуальных усилиях, направленных на личностные достижения.

Социальные отклонения могут иметь для общества двоякое значение, т.к. отклонения от «нормы» могут быть как в «+», так и в «-» стороны.

Знаком «+» обозначаются те отклонения, которые не соответствуют обще-принятым соц. нормам. Позитивные девиации служат средством прогрессивного развития соц. системы. К ним можно отнести все видысоциального творчества: техническое, научное, общественно-политическое, художественное, изобрази-тельное и т.д., а также людей, попадающие под определение гения, лидера.

Это одобряемые отклонения. Они связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над др., что и составляет основу отклонения.

Им присущи определенные качества и способы поведения:

1. сверх интеллектуальность – крупные ученые, культурные деятели.

2. особые склонности – проявляются в узких, специфических участках деятельности: возвеличивание спортсмена, актера, балерины, художника – здесь больше зависимости от особых склонностей, чем от интеллекта – здесь проявляется специфический талант.

3. сверх мотивация – высокая мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности:

= Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного в детстве;

= непривлекательная внешность и отсутствие внимания со стороны окружающих в детстве породили Ричарда III – Львиное сердце;

= Николо Паганини стремился к славе и почету в результате испытанной в детстве нужды и насмешек сверстников.

= известно, также, что у детей в последующем воинственность часто проявляется из-за строгости родителей.

4. личностные качества – часто самый важный фактор достижения возвышения:

= смелость и отвага открывают солдату путь к успеху, славе.

= общительность, умение заводить знакомства, твердость характера в трудных ситуациях нужны политику и предпринимателю.

5. счастливый случай (фарт) – хотя и не сделает из дебила гения, но выявляет способности человека в определенных видах деятельности:

= был бы Наполеон императором, если бы не Великая франц-я революция?

«-» девиации нарушают функционирование соц. системы, они противоречат принятым в обществе ценностям и нормам, а также причиняют вред личности и обществу в целом. К таким отклонениям относят: преступления, суицид, пьянство и наркомания, проституция и др. аморальное поведение.

Наибольшую опасность представляет собой преступность Так, по сведениям ОВД РСО-А о н/летних, доставленных за правонарушения за 2008 зарегистрировано 2028 чел. от 15 до 18 лет. (каждый 16). А 30 % всей молодежи РСО-А являются постоянными потребителями наркотических средств, и это только те, которые зарегистрированы МВД.

 

ПОНЯТИЕ НОРМЫ

Для понимания предмета отклонений нужно в первую очередь определиться в таких понятиях как «норма» и «отклонение», т.е. что считать «нормой», а что - «девиантом». По мнению Я.И. Гилинского, специфика девиантного поведения исторически изменчива и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.

=> исходным для понимания отклонений служит понятие нормы.

Понятие «норма» трактуется весьма широко. Существует множество различных дефиниций социальных норм, остановимся на одной из них:

Соц. норма – предел, интервал, мера допустимого, должного или дозволенного поведения, деятельности людей, соц. групп, исторически и культурно сложившихся в конкретном обществе.

Рассмотрим такой пример:

Когда речь заходит о потреблении алкоголя, то задают вопрос: «Где эта самая норма?». Узнав российские данные о количестве пьющих, выпивающих по праздникам, и количестве взрослого населения, вообще не употребляющего спирантные напитки, можно ужаснуться. Ведь 97 % современных россиян в малых или больших дозах, часто или редко, но употребляют алкоголь и лишь 3% являются абсолютными трезвенниками. Ясно, что эти цифровые крайности не могут служить нормой.

Т.о. «нормой» признается такое поведение, которое соответствует так называемой «средней линии», которой придерживается большинство членов общества. Регулирование поведения осущ-ся господствующим классом, который вырабатывает свою идеологию, ценности и нормы.

Соц. норма возникла с появлением человеческого общества и меняется с его развитием. (юбки/брюки на Кавказе).

Давайте обратимся к истории, чтобы понять насколько эти представления отличаются друг от друга в разные эпохи и культуры. Ведь то, что вчера считалось нормой, сегодня может стать девиантом и наоборот.

Напр. проституция в древности во многих странах Малой Азии, Греции, Египте была легальной, сущ. даже религиозная проституция при храмах, которые процветали за счет женского тела. Известен и такой исторический факт, когда Хеопс сделал проституткой свою дочь с целью добывать средства для окончания постройки пирамиды. Вот что рассказывает об этом Геродот: «Разорившись от 20-х колоссальных затрат на постройку пирамиды, Хеопс поместил свою дочь в притон и велел ей вытягивать из своих любовников как можно больше денег. Я не знаю как велики были эти суммы – жрецы этого не сказали. Девушка не только исполнила приказания отца, но и сама решила воздвигнуть памятник и каждого из своих посетителей просила приносит ей хоть по одному камню для постройки. По словам жрецов, одна из трех пирамид была построены именно из этих камней. По числу камней в этом памятнике можно составить себе представление о числе ласк, которыми дочь Хеопса одарила поданных своего царственного отца; достаточно только сказать, что ее пирамида имела 147 метров в высоту.

Этот пример свидетельствует не только о широком распространении, но и легальности такого поведения, которое в те времена считалось нормальным. Но в тоже время на территории Малой Азии проституцию неоднократно запрещали, считали ненормальным явлением, т.к. начались массовые заболевания венерическими болезнями.

2. Основные понятия. Природа девиантного поведения.

Термин «девиация» является общепринятым прежде всего в таких науках, как физика и биология. В социологию он пришел сравнительно недавно и используется главным образом для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.

Отклоняющееся (девиантное) поведение представляет собой «социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам)».

История свидетельствует, что общество во все времена пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве осуждаемых обществом носителей нежелательного поведения нередко почти в равной степени оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы – причем как в положительную, так и в отрицательную сторону – грозят нарушению стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.

Термин «девиация» употребляется в отечественной социологии в двух значениях - широком и узком. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным (т.е. соответственно юридическим и моральным), начиная с самых незначительных проступков, например, нарушения пропускного режима в учреждении или опоздания на службу и заканчивая самыми серьезными преступлениями, например, убийством. Традиция расширительного употребления данного термина берет начало из зарубежной социологии, которая, естественно, не использует наше словосочетание «отклоняющееся поведение». Когда американские социологи пишут о том, что девиантное поведение принимает такие формы, как криминал, героические поступки, самоубийство, бунт, гениальность, растрата чужих денег, сексуальные приставания, наркомания, воодушевляющее лидерство и т.д., то они, по существу, говорят о девиантности в широком смысле.

В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Сюда можно было бы отнести: мелкое хулиганство, мелкое хищение продуктов в магазине покупателем (хищение продавцом считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др. Поэтому делинквентное поведение – составная часть девиации. Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется еще и законом, - делинквентным. Однако неодобрение еще не означает наступление наказания. Возможность применения уголовного наказания проводит границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, состоящие на учете в комнате милиции, - делинквенты, но еще не преступники. Таковыми они будут считаться, если попадут в тюрьму.

Нарушения молодежью социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Примеры такого поведения.

Алкоголизм. Алкоголик – не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Пьянство, алкоголизм, токсикомания – социальные пороки, которые «вписаны» в общественную жизнь достаточно основательно. Данные пороки были присущи России всегда и во все времена. Об этом свидетельствует история, об этом говорят статистические данные. В данные формы отклоняющегося поведения были вовлечены представители всех групп и слоев населения.

Наркомания. Атмосфера самоуспокоенности в 1960-1970-е годы оказалась одной из главных причин того, что в обществе не замечали нарастающую острую социальную проблему – наркоманию. Как показывает анализ реально сложившегося положения, она не замыкается в рамках каких-то общностей, члены которых полностью деградировали в социально-нравственном отношении. Это зло охватило практически все общественные группы и поразило представителей наиболее дееспособной части населения.До недавнего времени закон считал наркоманов преступниками, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние.

Самоубийство. Свободное и намеренное прекращение своей жизни – девиация. Но убийство другого человека – преступление.

Районы проживания с высокой плотностью делинквентного и криминального поведения называются криминогенными. А категории населения, которые более других склонны совершать криминальные, или делинквентные, поступки называются группами риска. Особенно часто делинквентное поведение наблюдается среди подростков и молодежи.

Один из распространенных примеров делинквидности – вандализм футбольных фанатов. Под вандализмом понимают бессмысленное уничтожение материальных и духовных памятников. Название произошло от германского племени вандалов, которые

в V веке н.э. напали на Римскую империю и разгромили ее. Сегодня к вандалам относят всех, кто без всякой выраженной цели бьет стекла, режет сиденья в поездах, обстреливает вагоны.

Делинквентное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по целому ряду причин. Самая главная из них – социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, в гипертрофированном желании к независимости. Большинство подростков еще не соответствуют требованиям, которые предъявляет к ним общество, они еще не готовы к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от них окружающие. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиями общества – с другой, служит реальным источником девиации.

Социологи установили такую тенденцию: человек в тем большей степени усваивает образцы делинквентного поведения, чем чаще он с ними сталкивается и чем моложе его возраст.

Раньше социологи были уверены, что молодежная преступность – это не что иное, как побочный продукт бедности. Выходцы из низов имеют меньше возможностей получить образование и работу, они в большей степени не удовлетворены жизнью в целом. Однако недавние исследования показали, что молодежная преступность практически равномерно распределяется по всем социальным слоям. Выяснилось, в частности, что учащиеся, принадлежащие к верхнему слою среднего класса и высшему классу, чаще участвуют в актах школьного вандализма, чем дети из более бедных семей.

По мнению социологов, основная причина подростковой преступности – повышенное стремление к удовольствиям, которое обеспечивается богатством. Современная молодежь имеет в своем распоряжении автомобили, алкоголь, наркотики и карманные деньги. Жизнь молодых протекает весьма активно – свидания, танцы, пикники и сборища в излюбленных местах. Причем наибольшая активность подростков приходится на вечернее и ночное время, что толкает их на хулиганство, акты вандализма или даже преступления просто ради развлечения.

У выходцев из социальных низов причиной делинквентного поведения выступают иные факторы, нежели богатство и гедонизм. Школьные «достижения» – плохие отметки, плохое поведение, нежелание учиться или неспособность осилить школьную программу, неумение найти общий язык с педагогами и родителями, негативное влияние одноклассников – все это способствует вовлечению учеников в противоправную деятельность. Они начинают прогуливать уроки, употреблять наркотики и алкоголь. Распавшиеся семьи, напряженные отношения между членами семьи, недостаток взаимопонимания и взаимной доброжелательности также в значительной степени способствует приобщению молодых людей к противоправной деятельности.

Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичная девиация», когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначи-тельными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящие к нарушению общественной морали.

Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с опреде-ленной реакцией на его действия.

При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы – преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.

Вместе с тем нельзя всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.

Отклонения от норм поведения могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Положительная девиация – сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной группой отклонений.

Примерами положительных девиаций могут быть самопожертвование, сверхтрудолюбие, излишняя преданность своему делу, гениальность, талант. Отрицательная девиация – сфера негативных, осуждаемых обществом или социальной группой отклонений: преступность, воровство, самоубийство, алкоголизм, наркомания. Носителями положительных девиаций являются национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, передовики труда и др. Образцами отрицательной девиации можно считать революционеров, террористов, политических эмигрантов, предателей, преступников, циников, нищих и т.д. Специальные исследования показывают, что в нормально развивающемся обществе на лиц, склонных к положительной или отрицательной девиации, приходится по 10-12% населения. Остальные 75-80% - «твердые середняки», т.е. люди, у которых нет отклонения в поведении.

В оценке отклоняющегося поведения существуют два подхода: относительный и абсолютный. При относительном – поведение считается отклоняющимся с точки зрения одного человека или группы индивидов. С точки зрения других такое поведение является нормальным. Например, такие поступки как попрошайничество и ложь «во спасение» по-разному оцениваются индивидами и их группами. Нарушение правовых норм может быть только абсолютным и оценивается на основе действующих законов. Таким образом, девиация представляет собой не только отрицательное, но и положительное начало. Она способствует социальному изменению, открывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм.

Вряд ли какая-нибудь область социальных исследований привлекала к себе внимание социологов больше, чем проблема девиантного поведения и связанные с ним причины и мотивы. Отклоняющееся поведение людей, во-первых, существует потому, что новая социальная система возникает не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов прежней, разрушенной системы – идет ли речь о людях или об элементах производительных сил, духовной или материальной культуры. Во-вторых, процесс развития новой социальной системы обычно неравномерен, а это порождает диспропорции в соотношении ее элементов и приводит к отставанию некоторых из них и тем или иным дефектам функционирования. В-третьих, может наблюдаться неполная адаптация развивающейся системы к внешним и внутренним условиям ее существования. Говоря иными словами, социальное, культурное или техническое развитие может подчас не поспевать за вновь возникающими общественными, духовными или экономическими потребностями. В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов случайные события. Все это в совокупности и служит конкретным источником различных негативных явлений.

Основное, что не следует упускать из виду, это существование различных форм социального неравенства. А они продолжают существовать, причем вызваны они не объективно обусловленными различиями, а деформированными общественными отношениями: принадлежностью к власти, причастностью к теневой экономике, которая, по подсчетам специалистов, обладает огромным финансовым капиталом.

В условиях «дикого капитализма», в которых находится Россия, эти причины стали еще нагляднее и явственнее. Более того, имеются утверждения, что вся экономика России приобрела криминальный характер, когда теневая экономика вытесняет официальную, а масштабы социального неравенства поражают воображение и позволяют сравнивать ситуацию в стране с режимом бывших колониальных стран Африки.

Источником отклоняющегося поведения в советский период были противоречия между квалифицированным и неквалифицированным, престижным и непрестижным трудом, создававшие предпосылку для противоречивых действий людей. Конечно, и среди тружеников низкой квалификации подавляющее большинство жило и живет с чувством общественного долга, ответственности. Вместе с тем криминологические исследования в 1970 - 1980-х годах фиксировали тесную взаимосвязь между содержанием труда и преступным поведением. Лиц с высокой производственной квалификацией среди преступников было в 6 раз меньше, чем работников этой квалификации в общей структуре населения.

В середине 1990-х годов эти противоречия были вытеснены другими причинами, которые порождаются массовой безработицей. Она стала питательной средой для формирования групп с отклоняющимся поведением - бомжей, бродяг, наркоманов и преступников.

При анализе условий и причин отклонений нельзя забывать о противоречиях интересов различных слоев и групп населения. Современное общество несвободно от обострений и столкновений интересов, которые могут возникать в процессе взаимодействия различных социальных институтов, социальных групп, общества и государства.

Несвоевременное и неадекватное разрешение противоречий накладывает отпечаток на сознание и поведение людей. На почве пренебрежения общественными интересами произрастают разрыв между словом и делом, социальная апатия. Видя бесхозяйственность, махинации, приписки, безразличие руководства к материальным ценностям, люди начинают пассивно относиться к призывам, ищут пути облегчить свой труд за счет общества. Источником отрицательных явлений становятся ошибки и извращения в управлении, нарушения законности, принципов демократии и справедливости.

И наконец, отклоняющееся поведение связано с неадекватным отражением в сознании части людей процесса развития и функционирования общественных отношений. Можно выделить два вида такого несоответствия. Во-первых, взгляды и настроения, сложившиеся на предыдущем этапе общественного развития, нередко вступают в противоречие с новыми условиями. Во-вторых, в ходе практической деятельности возникают или оживляются представления, которые односторонне трактуют смысл и направленность преобразований.

Моральные коллизии можно разделить на внешние (между людьми) и внутренние (когда у человека происходит борьба мотивов). Внешние коллизии свидетельствуют о расхождении направленности ценностных ориентаций (вплоть до их противоположности), которые проявляются в общественных отношениях как столкновение различ-ных моральных систем. Источником межиндивидуальных раздоров могут быть и различия в нравственных позициях, обусловленные несовпадением уровней личной культуры, конкретных жизненных целей и выбора средств их достижения.

Природа внутренних конфликтов другая. Они определяются противоречивостью индивидуального морального сознания. Чаще всего это столкновение между мотивами общественного долга и мотивами, выражающими групповые, семейные, личные интересы. Внутренние коллизии могут перерастать во внешние конфликты.

Иногда отклоняющееся поведение типологизируют по другому основанию – противоправное и аморальное, - исходя из того, что нормы, стандарты и правила определяются двумя главными регуляторами жизнедеятельности людей: нравственностью и правом. Граница между ними условна, тем не менее ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося поведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: