double arrow

Главные философские направления.

2

 

Вкратце рассмотрим основные идеи каждого из названных направлений на примере одного из течений, представляющих ту или иную линию развития современной западной философии.

1.Экзистенциализм или философия существования вполне отражает критическую линию.

Его основными представителями по праву являются Мартин Хайдеггер (1889-1976), Карл Ясперс (1883-1969), Жан- Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960).

Основной объект исследований экзистенциалистов – человек и смысл его существования. По их мнению, изначально человек ничего собой не представляет, нет никакой сущности определяющей бытие человека. Следовательно, существование предшествует сущности. Человек обретает себя в процессе своего бытия, создает себя. Поэтому он сам несет ответственность за себя и за окружающую его действительность. Эта ответственность – бремя, которое он несет на протяжении всей жизни.

Несмотря на то, что человек живет в обществе, он абсолютно одинок, ему неоткуда ждать поддержки и понимания, поэтому его жизнь проходит в страхе, заботе, тревоге, заброшенности и т.д. Это – основные экзистенциалы человеческого бытия. Экзистенциалисты полагают, что человек это великая тайна, которую можно лишь разгадывать, а не рационально познавать. Поэтому научное знание о человеке принципиально невозможно. Значит, задачей философии является ненаучное осмысление человеческого бытия.

Экзистенциалисты критически относились к научному знанию, поскольку полагали его беспомощным и бесполезным. Наука – это не благо для человечества, а зло, потому что она избавляет людей от иллюзий, заблуждений, которые облегчает человеческое существование. Отсутствие необходимости научного знания связано с тем, что, по мнению данных философов, абсолютной и объективной истины не существует, поскольку каждый человек индивидуально воздействует на развитие мира, и индивидуально его воспринимает. Субъективная истина формируется в результате творческого освоения действительности каждым отдельным индивидом.

Важнейшей категорией данного направления является экзистенция – существование, связанное с переживанием, ощущением субъектом своего бытия. А бытие у экзистенциалистов сводится к бытию человека – это позиция субъективного идеализма. Согласно К. Ясперсу, «субъект творит свой мир таким, каким его хочет видеть», соответственно бытие объекта немыслимо без бытия субъекта.

Во враждебном ему мире человек может спастись только через осознание своей «самости» - уникальной неповторимости и свободы, которая реализуется в свободном выборе.

Высшей свободой является смерть, к которой стремиться человек в силу абсурдности своего существования. По мнению А. Камю, «есть только один действительно серьезный вопрос, - это вопрос о самоубийстве. Судить о том, что жизнь стоит или не стоит того, чтобы жить, - это значит отвечать на основной вопрос философии». Проблемы жизни и смерти предстают как наиболее значимые для человека.

Примером второй линии (традиционной) могут служить современные формы позитивизма, в частности, постпозитивизм.

Постпозитивизм есть общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену неопозитивизму.

Сам термин указывает на общую черту, объединяющую постпозитивистов: все они в той или иной мере отталкиваются в своих рассуждениях от позитивистской методологии и начинают с ее критики

Постпозитивизм не представляет собой особого философского направления или школы, он суть этап в развитии философии науки. Его наступление было ознаменовано выходом в 1959 г. книги«Логика научного открытия» Карла Поппера (1902-1994), а также в 1963 г. работы «Структура научных революций» Томаса Куна (1922-1996). Позднее появились концепции научно-исследовательских программ Имре Лакатоса (1922-1974), неявного знания Марка Полани (1891-1976), стандартов рациональности и понимания Стивена Тулмина (1922-2009), истории науки Джозефа Агасси (род. 1927) и другие.

Авторы этих концепций создают весьма разнообразные образы науки и ее развития. Главной темой становится история науки, процесс возникновения, развития и смены научных идей и теорий. Постпозитивисты основной проблемой философии науки делают понимание закономерностей развития научного знания.

Их интересуют следующие вопросы: как возникает новая теория? Как она добивается признания? Каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих научных теорий? Возможна ли коммуникация между сторонниками альтернативных теорий? Можно ли предвидеть научные открытия и т.п.

Особенностью большинства постпозитивистских концепций является отказ от принципа кумулятивизма в понимании развития знания. Они признавали, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда происходит пересмотр ранее признанного и обоснованного знания (теорий, фактов, методов, мировоззренческих установок). Поэтому нельзя говорить о линейном, поступательном развитии науки.

Многие представители постпозитивизма предпочитают говорить не о развитии, а об изменении научного знания. Человек существо ошибающееся, поэтому ясное, вечное знание не может быть достигнуто, одна парадигма неминуемо сменяет другую. Поэтому невозможен позитивистский идеал общепризнанной теории науки.

В качестве иллюстрации третьего синтетического подхода можно использовать современный космизм.

Речь идет, в частности, об учении французского философа, ученого и теолога Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955). Его знаменитый труд «Феномен человека», переведен на многие языки, в том числе на русский (М., 1987).

Учение Тейяра де Шардена противостоит ортодоксальным статичным представлениям о мире и человеке, отвергающим идею эволюции. Философ претендовал на создание «научной феноменологии», синтезирующей данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека. Он рассматривает человека с его духовностью и сознанием как заранее запланированный свыше итог эволюции космического целого.

Его учению присущи принципы пантеизма, растворяющего Бога в мире, и панпсихизма, утверждающего присутствие духовного начала в универсуме, направляющего его развитие.

Шарден использовал понятие «энергия» как свойство как свойство материи, неотрывное от нее и одновременно предстающее в качестве духовной движущей силы, задающей импульс эволюции космоса.

Процесс эволюции подчинен, по мнению ученого, своему регулятору и финальной цели – «точке Омега». Этот пункт символизирует собой Христа, сопричастного мирозданию и одновременно трансцендентного ему. Таким образом, космогенез отождествляется с христогенезом.

Эволюция Вселенной разделяется на стадии «преджизни», «жизни», «мысли» и «сверхжизни». На этапе «мысли» появляется человек, сгущающий в себе психическую энергию, творящий «ноосферу», персонализирующий мир. «Сверхжизнь» знаменует собой состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе.

Человечество движется в ходе истории по пути универсализации связей между странами и народами к состоянию «большой монады». Философ верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты, выдвигал идею единения науки и мистики в качестве панацеи от всех бед современности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: