Тема 4. Cовременная западная философия.
1. Общая характеристика.
2. Основные принципы философского понимания мира.
3. Главные философские направления.
Общая характеристика.
Говоря о современной западной философии, мы имеем в виду сравнительно небольшой в историческом плане временной отрезок, охватывающий конец Х1Х, ХХ столетие и начало ХХ1 века. Однако его значение в мировой истории не исчисляется количеством десятилетий. ХХ век коренным образом изменил судьбы, как европейской цивилизации, так и мирового сообщества в целом.
В области экономики ХХ столетие характеризуется развитием мирового рынка, формированием единого экономического пространства, переходом от индустриального к постиндустриальному типу общества, процессом глобализации и т.д.
В сфере политики происходит обострение общественных отношений как внутри государств, так и между ними. Целый ряд революций, гражданских войн, крушение колониальной системы, две мировые войны, распад великих держав и возникновение новых государств и т.п.
В социальной сфере идет процесс урбанизации, возрастает социальная мобильность населения, нарастают миграционные процессы, усиливаются стратификация и социальное неравенство, остро встает вопрос о социальной справедливости и др.
В сфере духовной жизни, с одной стороны, наблюдается рост научного знания, распространение доступного массового образования, высокие достижения в области искусства, с другой, рождение массовой культуры, кризис традиционной системы ценностей, усиление отчуждения человека и пр.
Эти и другие явления и события общественной жизни не могли не отразиться на содержании философских концепций, на способах и принципах философского понимания мира и человека. Специфика современной западной философии обусловлена целым рядом характерных признаков.
1. Для нее характерно многообразие школ, направлений, проблематики (за счет развития самой философии и усложнения социального опыта).
2. Вместе с тем данной философии присуща общность идейно-теоретических корней (идейные истоки большинства современных концепций лежат в философии Нового времени, особенно Х1Х века.).
3. Усиливается взаимосвязь науки и философии (научные открытия обуславливают развитие философии и наоборот).
4. Происходит отказ от рационализма как единственного способа философствования (идет поиск нового типа рациональности как синтеза научного и ценностного подходов).
5. В ряде философских школ усиливается иррациональный подход к пониманию мира и человека.
6. Растет сомнение в социальном и научном прогрессе, возможности достижения социальной справедливости, безграничности человеческих возможностей.
7. Идет отказ от демаркации философских школ и направлений по принципу идеализм или материализм (условность деления на основные течения и направления).
8. Стремление уйти от догматизма в философии (отрешение от авторитетов, господствовавших в философском мышлении ранее).
9. Мировоззренческий плюрализм, выраженный в сосуществовании школ различной направленности (философия не навязывает одной единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции).
10. Завершается антропологический поворот в философии (обостряется интерес к проблемам смысла жизни человека, его познавательных и творческих возможностей и т.п.).
11. Утверждение антропного принципа в философии (человек рассматривается как смысловая ось Вселенной).
12. Лавинообразное расширение предмета философии, которое состоит в возникновении новых разделов философского знания, таких как философия культуры, политики, науки, техники и т.д.
13. Современность: данная философия является способом самопознания человечества в ХХ1 веке, попыткой адекватно отразить меняющиеся представления о мире и месте в нем человека, осмыслить такие процессы как НТП и НТР, мировые войны, освоение космоса, глобальные проблемы и т.п.
14. Происходит дальнейшая специализация философской мысли (завершается становление философии как особой формы духовной деятельности, относительно обособленного профессионального сообщества).
15. Возрастает аксиологическая направленность философских учений, в связи с нарастанием духовного кризиса и дегуманизацией системы ценностей современного общества.
Таким образом, в ХХ в. произошли кардинальные изменения в самих основаниях философской мысли. Философия отказалась от претензий на роль универсального учения, размежевалась с религией и идеологией как догматическими и не терпящими критики формами духовной жизни. В этом столетии завершилось становление профессиональной философии как сообщества мыслителей со своими специфическими отношениями, своим особым языком, проблематикой и способами общения.
Основные принципы философского понимания мира.
Специфика современной западной философии находит свое выражение в господствующих принципах философского понимания мира и человека. Условно их можно подразделить на следующие группы:
· - рационализм и иррационализм;
· - антропоцентризм и социоцентризм;
· - сциентизм и антисциентизм.
Рационализм – философский принцип, признающий за человеческим разумом высшее и решающее значение в познании и практической жизни людей.
Как целостная концепция сложился в Новое время. Сегодня он представлен такими течениями и школами как
· неопозитивизм и постпозитивизм (Б. Рассел, Т. Кун, И. Лакатос),
· неогегельянство (Б. Кроче, Ф.Г. Бэдли),
· критический рационализм (К. Поппер),
· феноменология (Дж. Остин),
· философия науки (П. Фейерабенд) и др.
Общее название – аналитическая философия.
Представители ее действуют в рамках классической академической традиции и сосредоточены, как правило, на философских факультетах университетов. Главное внимание уделяют проблеме познания, сохраняя вместе с тем традиционную метафизическую проблематику философии (во всех англоязычных университетах метафизика преподается как отдельная дисциплина). Основной объект познания – наука. Предметом стали проблемы языка науки, ее истории, определение особенностей научного познания, выявление структуры и динамики научного знания и т.п.
Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) – философский принцип, который ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и практической деятельности людей.
Он делает основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, например, такие формы человеческого сознания как представление, воображение, воля, переживание, а также бессознательные элементы психики, как то инстинкт, озарение, интуиция, инсайт, сатори, ясновидение и т.п.
Наиболее ярко данный принцип представлен в таких направлениях, как
· философия жизни (А. Бергсон, В. Дильтей),
· экзистенциализм (А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М.Хайдеггер),
· психоанализ (М. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм),
· философии «чувства и веры» Г. Якоби,
· постмодернизм (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез) и др.
Большинство философов – иррационалистов локализованы вне академической среды, вне философских факультетов, на западе чаще всего они работают на факультетах английского языка и литературоведения.
В центре внимания такой философии – проблемы человеческого бытия (отношение человека к действительности, проблемы смысла жизни, свободы и ответственности, творчества, целей и мотивов человеческой деятельности и пр.). Иррационалисты ориентированы на исследование внутреннего мира человека как исключительного феномена Вселенной. Основную задачу философии они видят не в познании законов объективного мира, а в определении форм и норм построения субъективного мира личности, Человек рассматривается, главным образом, как субъект общения (коммуникации). Цель философии состоит в выработке нравственных установок для ориентации в межличностных отношениях.
Антропоцентризм - принцип, рассматривающий человека как смысловую ось Вселенной, утверждающий, что изучая человека, можно познать как возник наш мир и как он продолжает эволюционировать.
Для данной установки характерно перенесение акцента в оппозиции «мир – человек» на второй элемент.
Помимо вышеназванных философских течений данный принцип разделяют представители таких направлений, как
· персонализм (Н.А.Бердяев, Э. Мунье, Ж. Лакруа),
· философская антропология (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер),
· прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи),
· неотомизм (Э. Жильсон, Ж.Маритен),
· философия встречи (М. Бубер, Э. Левинас, М. Бахтин),
· феноменология (В. Гуссерль) и т.д.
Многие из них рассматривают человека как высшее и совершенное произведение природы и общества, познание которого дает ключ к тайнам мироздания. Объективный мир выступает как нечто производное от человеческой сущности и вторичное по отношению к ней.
Социоцентризм (социологизм) – философский принцип, зародившийся в конце Х1Х в., утверждающий первостепенное и исключительное значение социальной реальности и социальных методов в объяснении бытия человека и его среды.
Человек всецело социальное существо. Общество не только форма бытия людей в мире, но и главное условие человеческого существования. Становление человеческой личности происходит только в социальной среде. «Мы ничего не можем сказать о человеке как таковом, его нравственная природа целиком определяется культурными стандартами», - утверждал Г. Спенсер.
Подобный взгляд на человека и общество представлен в следующих направлениях:
· философия истории (О. Шпенглер, А.Д. Тойнби),
· неомарксизм (Т.Адорно, Г.Маркрузе, А. Грамши),
· рациовитализм (Х. Ортега-и-Гассет),
· философия культуры (М.Вебер, А.Вебер, П.Сорокин),
· структурализм (К. Леви-Стросс, Ж.Лакан) и др.
Сциентизм (от лат. scientia – наука) – принцип, абсолютизирующий место и роль науки в жизни современного общества.
Он возник в результате НТР как некритическая уверенность в способности науки решить все социальные проблемы, как идеология «чистой», ценностно-нейтральной «большой науки». В качестве идеала сциентизм ориентируется, прежде всего, на результаты и методы естественных и технических наук.
Наука – высшая ступень человеческого разума, которую следует тщательно оберегать от ненаучных влияний и распространять на все виды деятельности и общения людей. Все виды деятельности и типы знания приемлемы и совершенны постольку, поскольку они копируют науку.
Сциентизм ярко выражен в таких концепциях как
· технократический детерминизм (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл),
· теория индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу),
· информационного общества (А. Тоффлер, Дж. Несбит),
· неопозитивизм (Р. Карнап, К. Поппер)
· постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос) и т.п.
Антисциентизм – противоположный принцип, подвергающий критике науку и технику и пессимистически настроенный в отношении способностей НТР обеспечить социальный прогресс.
Во многом сама идея общественного прогресса, как якобы обязанная НТП, подверглась отрицанию, также как и понятия истины, рациональности, социального согласия, ценностного универсализма и т.п. Исходя из очевидных негативных последствий НТР, антисциентизм требует ограничить социальную экспансию науки, уравнять ее с другими формами общественного сознания – религией, мифом, искусством, а в своих крайних формах – вообще отказаться от науки и связанной с ней техникой под флагом возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.
Антисциентизм получил выражение в
· экзистенциализме,
· теориях социально-франкфуртской школы,
· философии техники М. Хайдеггера, К.Ясперса и Н. Бердяева, Ж. Эллюля,
· контркультуре и идеологии «зеленых»,
· концепции «человеческой революции» А. Печчеи,
· теории «мегамашины» Л. Мэмфорда и др.
Следует не забывать, что данное деление по принципиальным основаниям носит достаточно условный характер, схематизируя и упрощая многообразие авторских мировоззренческих систем.
Кроме того, в учебной и справочной литературе можно встретить и иные классификации современных философских школ и течений по различным критериям.
В частности, можно указать и на более общее деление на основании такого критерия как отношение к истории философской мысли.
Согласно ему некоторые исследователи считают, что в западной философии ХХ века сложились три основные линии развития. Условно их можно обозначить как критическое, традиционное и синтетическое направления. Философское знание современности проделало значительную эволюцию даже по сравнению с Х1Х веком, избавившись от многих иллюзий и идеологических штампов.
Критическое направление характеризует критика и отказ от классического рационализма.
К данной линии можно отнести философию жизни, философию воли, философию диалога, экцистенционализм, неофрейдизм и некоторые другие. В рамках данного направления человек рассматривается как субъект коммуникации, а не познания. Разум отходит на второй план, а на первый выходят иные, иррациональные начала: воля, жизненный порыв, интуиция, экзистенция, бессознательное и т.п. Главное внимание уделяется внутреннему миру человека, субъективной реальности.
Традиционное направление отличают защита и возрождение классического рационализма.
Представителями данной линии развития можно считать неокантианство, неогегельянство, неопозитивизм и постпозитивизм, аналитическую философию, неомарксизм и пр. Они сосредотачивают внимание на традиционной гносеологической проблематике, рассматривая науку как основной способ познания природы и общества и их преобразования. Человек выступает, прежде всего, как субъект познания внешнего мира, объективной реальности.
Синтетическое направление отличает стремление к объединению классической рациональности, иррациональной метафизики, научных и религиозных теорий на базе эзотерики. Сюда можно отнесли космизм, теософию, Учение Храма, Учение Живой Этики, теорию Единой Идеи и др. В данных учениях различные познавательные парадигмы не противостоят друг другу, а объединяются. Рационализм дополняется иррационализмом, религиозное мировоззрение объективизмом науки. Основное внимание уделяется эзотерической проблематике. Эзотерика– общее название тайных (скрытых) философских учений, малодоступных широким массам. Источник знаний о космосе как основном объекте познания – Шамбала (Духовная обитель великих учителей человечества).