ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ.. 7
1.1 Понятие и место учебно-воспитательной составляющей в воспитательном процессе с осужденными. 7
1.2. Развитие образования в местах лишения свободы России и зарубежных странах 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в том, что образование, в отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных (речь в данном случае идет об общем образовании).
Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (статья 43 Конституции Российской Федерации), однако механизм его реализации имеет свои особенности в отношении осужденных к лишению свободы. В данном исследовании предпринята попытка изучить проблемы реализации этого очень важного в условиях рыночных отношений социально-экономического права осужденных к лишению свободы. Образование является не только средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым фактором формирования личности[1].
Действующее уголовно-исполнительное законодательство основано на качественно новой идеологии - уважении и защите прав, свобод и законных интересов осужденных (статья 10 УК РФ)[2]. Одним из наиболее важных направлений реформирования пенитенциарной системы является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами. В то же время правоприменительная практика показывает, что для более полной реализации законодательных положений, касающихся реализации прав и законных интересов осужденных в процессе отбывания наказания, необходимо совершенствование механизмов их реализации.
Учитывая вышесказанное, актуальность исследования заключается в изучении проблем регулирования и организации образования осужденных к лишению свободы в контексте реформирования пенитенциарной системы и использования новых образовательных технологий. Необходимость изучения этой темы также определяется тем, что ранее в литературе этому вопросу уделялось явно недостаточное внимание.
В ходе исследования особое внимание было уделено анализу работы ученых исправительных учреждений, занимающихся проблемами правового статуса осужденных, реализации и гарантирования их прав и свобод, в том числе такого социально-экономического конституционного права, как право на образование.
Вопросы правового положения осужденных к лишению свободы были предметом научной разработки в ряде диссертаций, монографий, других трудов советских и российских ученых - Ю.М. Антоняна[3], А.А. Беляева[4], М.Г. Деткова[5], А.И. Зубкова[6], С.И. Кузьмина[7] и других ученых.
Основой для анализа теоретических аспектов конституционного права осужденных к лишению свободы на образование и его реализации послужили работы Ю.А.Алферова[8], А.А.Беляева[9], Т.С.Румянцевой[10], М.С.Рыбака[11], В.И.Селиверстова[12], Н.А.Тюгаевой[13] и др.
Сложность возникающих при организации образовательного процесса в местах лишения свободы проблем вызывает необходимость их всестороннего изучения на основе исторического и зарубежного опыта, а также с учетом сложившейся в настоящее время практики.
Объектом исследования выступает общее образование осужденных в системе воспитательной работы.
Предмет исследования - процесс организации и совершенствование вопросов получения общего образования осужденных к лишению свободы.
Цель исследования заключается в разработке и совершенствовании вопросов получения образования осужденными, отбывающими наказание в исправительных учреждениях.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
- определить, какое место занимает образование среди иных средств исправления осужденных к лишению свободы;
- изучить исторический аспект развития норм, закрепляющих возможность получения образования осужденными к лишению свободы, на разных этапах формирования уголовно-исполнительной системы;
- изучить зарубежный опыт организации образования осужденных;
- изучить практическую деятельность исправительных учреждений в сфере организации образовательного процесса осужденных и предоставлении возможностей для реализации права на получение образования;
- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности исправительных учреждений по реализации права осужденных на образование.
В работе использованы общенаучные и частно- научные методы научного познания: исторический, конкретно-социологический, статистический, сравнительно-правовой и др.
Положения и выводы основаны на изучении источников конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и других отраслей российского права, а также основных международно-правовых документов в области защиты прав лиц, отбывающих наказание.
Эмпирическая база создавалась посредством опроса и интервьюирования осужденных. В работе использовались также эмпирические данные, полученные исследованиями Ю.М. Антоняна, А.С. Михлина, В.И. Селиверстова, Ф.Р. Сундурова, И.В. Шмарова и других ученых.
Нормативную базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», другие федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы реализации и обеспечения конституционных прав и свобод осужденных, а также проблемы соотношения средств правовой защиты при исполнении различных типы предложений.
Практическая значимость заключается в возможности использования содержащихся в нем выводов и предложений в процессе совершенствования образования лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы; в правоохранительной и организационной деятельности персонала пенитенциарной системы; в учебном процессе в юридических вузах при преподавании уголовного права; при проведении юридической подготовки заключенных, приговоренных к лишению свободы.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ