double arrow

Понятие и место учебно-воспитательной составляющей в воспитательном процессе с осужденными

2

 

Согласно ст.ст. 112, 113 УИК РФ, стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения. Поэтому добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения и учитывается при определении степени их исправления[14].

Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления в случае применения к ним мер поощрения, перевода в более легкие условия содержания при возбуждении ходатайства о помиловании, замене наказания в виде лишения свободы более мягким, при условно-досрочном освобождении.

Осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет, в соответствии со ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ имеют право на получение, в исправительных учреждениях, общего образования.

Кроме того, получение образования является конституционным правом осужденного, оно же выступает в качестве одного из основных средств исправления. Получение общего образования как средство исправления применяется только в отношении осужденных к лишению свободы.

Организацию получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях, тюрьмах, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее - учреждения УИС) определяет ст. 112 УИК РФ и совместный Приказ Министерства Юстиции России и Минобрнауки России от 06.12.2016 № 274/1525.

В связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2006 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» в статью 141 УИК РФ были внесены изменения, которыми были сняты возрастные ограничения для несовершеннолетних осужденных в области образования[15].

После передачи уголовно-исполнительной системы из ведения МВД РФ в ведение Минюста России (с чего и началось реформирование уголовно-исполнительной системы) наблюдается тенденция по улучшению условий отбывания наказания и обеспечения гарантированности конституционных прав данной категории граждан. Так, например, впервые в истории уголовно- исполнительного законодательства администрации исправительного учреждения прямо предписано оказывать содействие осужденным в получении среднего (полного) общего и высшего профессионального образования.

Еще одним важным решением явилась передача профессиональных образовательных учреждений в исправительных учреждениях в ведение ФСИН России, что позволило улучшить материально-техническую базу этих учреждений.

Следует согласиться с Д.И. Ивашиным, который считает, что Конституция РФ не содержит исчерпывающего перечня элементов содержания права на образование, и, помимо этого, входящие в нее нормы включают весьма расплывчатые формулировки и довольно нечеткие гарантии реализации права граждан на получение различных видов образования[16].

В настоящее время получение образования, в том числе и отбывающими наказание в виде лишения свободы, становится особо актуальным. Во всех сферах деятельности работодатель от своего потенциального работника требует наличие у последнего определенного уровня знаний, как правило, наличие высшего образования (такое положение дел наблюдается зачастую в относительно небольших городах, где существует большая конкуренция на рынке труда). В связи с этим в условиях рыночных отношений возрастает потребность у населения в предоставлении этого вида услуг. Как известно, спрос рождает предложение. И, как следствие, появление на рынке услуг все большего количества учебных заведений (как государственных, муниципальных, так и коммерческих) обусловлено потребностями населения.

С.Х. Шамсунов считает, что процесс исправления осужденных - «сложное и многообразное дело, ведущая роль в котором отведена духовно- нравственному воспитанию. Формирование у осужденных моральных принципов и положительных социальных установок - задача исключительной важности, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал приводит людей к преступлению»[17].

Законодатель к основным средствам исправления относит:

а) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);

б) воспитательную работу;

в) общественно полезный труд;

г) получение общего образования;

д) профессиональную подготовку;

е) общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ)[18].

Все вышеперечисленные средства являются «элементами единого комплекса - карательно-воспитательного процесса».

Роль образования, на наш взгляд, заключается в том, что осужденные к лишению свободы значительную часть времени заняты учебной деятельностью, которая, прежде всего, отвлекает от пустого времяпровождения и помогает в переосмыслении своих жизненных позиций. Необходимо отметить, что во время занятий администрации ИУ легче контролировать действия осужденных, что очень важно для укрепления режима. В этом аспекте образование (прежде всего общее) можно рассматривать как средство, способствующее достижению такой цели уголовного наказания, как частная превенция. Также большое значение образования осужденных состоит в облегчении адаптации последних к условиям жизни на свободе.

Образование оказывает влияние на личность не изолированно, а во взаимодействии с другими компонентами воспитательной системы. Воспитательная работа в исправительных учреждениях организуется и проводится дифференцированно, с учетом нахождения осужденного в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима колонии, и учетом особенностей личности осужденного.

Образование, взаимодействуя с другими средствами воздействия, способно оказать на осужденных интенсивное влияние, содействующее достижению целей уголовного наказания. Между низким культурным уровнем личности и преступностью, по различным криминологическим исследованиям, существует определенная связь. В связи с этим можно утверждать, что повышение культурного уровня осужденных в процессе обучения способствует в определенной степени позитивному изменению их личности.

Позитивное влияние на осужденных процесс обучения оказывает еще и потому, что в ходе его осуществления формируются положительные интересы и потребности осужденных. В общем виде образовательный процесс представляет неразрывное единство двух сторон - передачи учащимся знаний, умений и навыков (образование) и формирования у них определенных качеств личности (воспитание)[19]. В условиях изоляции осуществляется не столько воспитание, сколько перевоспитание, достигаемое устранением негативных и формированием общественно полезных ценностных ориентаций, интересов, потребностей. Способствует осуществлению этого процесса в определенной мере повышение осужденными образовательного уровня.

Процесс получения образования преступивших закон развивает такие качества личности, как настойчивость, дисциплинированность и др., что, в свою очередь, является важным фактором для регуляции осужденными своего поведения.

Известно, что изоляция от общества влечет за собой возникновение негативных психологических последствий. В этом свете, образовательный процесс частично отвлекает осужденных от их переживаний. Далее необходимо выделить такую воспитательную роль образования (прежде всего, общего), как выработка позитивных мотивов общественно полезной деятельности - учебной и трудовой у учащихся осужденных. Рассматривая вопрос о месте образования в системе основных средств исправления, следует отметить, что оно является ее самостоятельным компонентом, что определяется в первую очередь той специфической ролью, которое оно выполняет в воспитательном процессе.

«Конституционное право на образование является основным и обладает естественно-правовой природой, а его реализация требует от государства создания определенной системы образования, финансирования ее, поддержания и развития, то есть требует предоставления повышенных гарантий», - считает М.В. Смирнова[20]. От того, насколько реально это право, зависит реальность других прав граждан, ведь образование является необходимым элементом существования человека в современном обществе.

Образовательная деятельность положительно влияет на формирование системы жизненных ценностей и поведение осужденных. Среди них наблюдается повышение дисциплины, ответственности за свои поступки, в коллективах улучшается микроклимат. Практика показывает, что рецидив преступности среди обучающихся в 5-6 раз ниже, чем у лиц, не обременявших себя учебой в период отбывания наказания. Кроме этого, повышение образовательного уровня существенно влияет на отношение отбывающих наказания в виде лишения свободы к труду. Как правило, те, кто задействован в образовательном процессе, добросовестно относятся к труду.

В советское время считалось, что в процессе обучения осужденных расширяется их кругозор, формируются новые потребности, предоставляются возможности по-новому понимать и оценивать окружающую действительность, к тому же повышение общеобразовательного и профессионального уровня осужденных оказывает существенное влияние на повышение их трудовой активности. В свою очередь, трудовая деятельность также оказывает воздействие на рассматриваемую категорию граждан, побуждая их повышать свой общеобразовательный и профессиональный уровень: включение осужденных в сложные трудовые процессы побуждает их повышать свои знания и в школе, и в системе профтехобучения; учебный труд и труд производственный тесно между собой переплетаются. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что образование в то время рассматривалось как предпосылка для более продуктивной трудовой деятельности. Трудовая занятость осужденных превалировала над иными занятиями, и обучение осужденных должно было всячески способствовать работе производственного сектора исправительных учреждений[21].

На современном этапе развития общества «обучение призвано не только обеспечивающим получение и усвоение осужденными определенных знаний, но и активно влияющим на формирование мировоззрения, нравственных качеств, положительных мотивов социально полезной деятельности, а также воспитывающим их в духе уважения к правам, законным интересам, чести и достоинству других граждан. По мере повышения образовательного уровня развиваются такие качества как целеустремленность, умение преодолевать трудности, обеспечивается формирование положительного отношения к ним». Образованию осужденных и воспитательной работе с ними отводится особая роль в решении проблемы прав человека в уголовно-исполнительной системе. Образование открывает перспективы позитивной социальной реабилитации и, соответственно, расширяет их возможности реализовывать свои основные права законным и социально приемлемым путем.

Следует отметить, что в большинстве международных актов образованию осужденных уделяется особое внимание. Так, согласно Европейским пенитенциарным правилам, принятым в феврале 1987 года (в ред. 2006 года), образование наравне с трудом, а также с другими видами деятельности и подготовкой к освобождению должно быть включено в индивидуальные планы отбывания наказания, в составлении которых имеют право принимать участие сами заключенные. Это подтверждает важность образования осужденных и ориентирует исправительные учреждения на улучшение работы в этом направлении[22].

Образование осужденных (в самых разных его формах), как говорилось выше, способствует их интеллектуальному, нравственному, культурному развитию. Это, в свою очередь, является не только реализацией подопечным права на образование, но и необходимым условием понимания им сущности прав человека, побуждения его ориентироваться в своей жизни на права человека как высокую социальную ценность. Последнее весьма важно, так как практика показывает - одной из предпосылок совершения преступлений в наше время является социальная неразвитость, ущербность конкретной личности.

Кроме общего образования (основного и дополнительного), согласно ст. 9 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» реализуется и профессиональное образование. К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования.

Так как темой нашей работы не предусмотрено изучать профессиональное образование, остановимся на его особенностях тезисно.

Законодатель профессиональное образование и профессиональную подготовку осужденных рассматривает не самостоятельно, а в контексте с регулированием их трудовых отношений. В ст. 108 УИК РФ, в частности, устанавливается, что в исправительном учреждении организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в ИУ и после освобождения из него. Согласно закону, начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установленного образца. Осужденные получают его через систему профессиональных училищ[23].

Таким образом, в УИК РФ три статьи полностью касаются образовательного процесса осужденных - это ст.ст. 108, 112, 141. Причем, расположены они в разных разделах кодекса. В статье 108 УИК РФ (которая включена в главу 14: Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы) законодатель говорит о возможности получения осужденными к лишению свободы профессионального образования (а в отношении осужденных, не имеющих профессии (специальности), по которой они смогут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него - обязанности получить начальное профессиональное образование или профессиональную подготовку).

Кроме этого, в ст. 112 УИК РФ (которая включена в главу 15: Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы) говорится о категориях осужденных к лишению свободы, подлежащих обязательному обучению. Так, согласно ч. 1 ст. 112 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет, обязаны получить общее образование. Однако, в силу прямого закрепления в законе (ч. 2 ст. 112 УИК РФ) для неграмотных лиц старше 30 лет, отбывающих наказание в местах лишения свободы и для осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, получение образования - это право, а не обязанность. Указанные категории осужденных получают образование по их желанию. Этот порядок, как справедливо утверждает Л.В. Комарова, «преследует гуманные цели, чтобы получение образования в местах лишения свободы не несло элементов кары и дополнительного принуждения»[24].

В ст. 141 УИК РФ (которая включена в главу 17: Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях) говорится об организации единого учебно-воспитательного процесса в отношении несовершеннолетних осужденных. 3 апреля 2006 года вступил в действие ФЗ № 46-ФЗ, который внес изменения в УИК РФ. Данные изменения были инициированы ФСИН России. В ст. 141 УИК РФ («Организация учебно- воспитательного процесса») снято возрастное ограничение для несовершеннолетних, которым разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Ранее это право имели только осужденные, достигшие 16 лет.

Исходя из сказанного, можно заключить, что получение основного общего образования (9 классов школы) для граждан РФ является их обязанностью в силу прямого указания ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, а всех иных видов образования - правом россиян. Однако для осужденных граждан помимо общего обязательным еще является получение начального профессионального образования (ч. 1ст. 108 УИК РФ). Отметим, что Федеральным законом от 21.07.2007 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» ч. 1 ст. 112 УИК РФ была изменена и теперь обязательным для осужденных является получение не просто 9 классов школы, а 11 классов.

Итак, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Образование (как общее, так и профессиональное) играет немаловажную роль в исправлении осужденных и их последующей социальной реабилитации.

2. Образование - это средство, которое способно оказать нравственно- психологическое воздействие на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

3. Образование осужденных способствует нейтрализации и искоренению негативных и формированию положительных потребностей, установок и интересов. Повышение образовательного и культурного уровня осужденных стимулирует сам процесс исправления последних.

4. Образование служит средством, помогающим устранить отрицательные переживания осужденных, связанные с отбыванием наказания в виде лишения свободы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: