Роль физического воспитания несовершеннолетних осужденных с учетом этапов становления системы исполнения наказаний

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в формировании личности несовершеннолетних осужденных очень велика. Ведь несовершеннолетний, совершивший преступление и осужденный судом, отбывает наказание в воспитательной колонии.

Семья, общество, близкое окружение, школа и т.д. играют важную роль в формировании личности. однако несовершеннолетний осужденный имеет ограниченные связи с семьей и друзьями, а уровень образования не совпадает с уровнем образования его сверстников. Поэтому образовательная среда воспитательной колонии заполняет пробелы в развитии и обучении несовершеннолетних осужденных и помогает им ресоциализоваться после освобождения из тюрьмы.

Процесс становления личности осуществляется в различных социальных, политических и идеологических отношениях. Существует органическая прямая связь и взаимозависимость между обществом и личностью. Однако человек не является пассивным объектом определенных отношений; он активно взаимодействует с обществом как система этих отношений, является субъектом в системе деятельности, порождаемой теми или иными отношениями. Процесс становления личности длителен, сложен и носит исторический характер. Подросток - это человек, который еще не до конца развит для того, чтобы считаться взрослым, и в то же время настолько развит, что способен сознательно вступать в отношения с другими людьми и следовать требованиям социальных норм и правил в своих действиях и поступках [1, с. 76].

Воспитание — это ситуационный, целостный, синергетически откорректированный процесс передачи социального опыта, условий и нюансов формирования антропологически детерминированной системы ценностей, определяющих и подтверждающих возможность принятия и распространения культурных норм, приоритетов развития личности и общества, особенности и особенности продуктивного самоутверждения и самореализации личности в модели ведущей деятельности, обеспечивающие развитие личностных и профессиональных качеств в системно модифицированной матрице идей и практик, определяющей возможность социализации и самореализации личности в контексте принятия идеи нормального распределения способностей [1][3, с. 127].

Целью образовательной работы является формирование уважительного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого сообщества, повышение их образовательного и культурного уровня (ст. 109 УК РФ). В целях исправления несовершеннолетних осужденных и подготовки их к самостоятельной жизни в воспитательных колониях организуется единый воспитательный процесс, направленный на формирование законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональную подготовку, повышение образовательного и культурного уровня подростков. Целью единого образовательного процесса является исправление осужденного, его ресоциализация и подготовка к самостоятельной жизни в условиях свободы. Такой подход предполагает в качестве конечного результата формирование у осужденного моральных качеств и желания добиться определенными материальными благами собственного труда [2][2, с. 33].

Воспитательная работа как особый вид педагогической деятельности осуществляется специалистом в системе профессиональных отношений и направлена на улучшение отношений между людьми, создание благоприятных условий для развития личности, оздоровление окружающей среды, микроклимата сообществ, в которые входит обучающийся [3][4, с. 97]. Формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого сообщества, в соответствии с законом "о параллельных действиях" А. С. Макаренко, происходит не только и не столько через убеждение, внушение, разговоры и другие методы формирования сознания личности, сколько косвенно - через организацию окружающего социального окружения. Социальная среда - социальные материальные и духовные условия, окружающие существование и деятельность человека. Это важнейший фактор развития личности. А. С. Макаренко писал, что "человек не может воспитываться под непосредственным воздействием одного человека, какими бы качествами он ни обладал". Воспитание - это социальный процесс в самом широком смысле... со всем сложным миром окружающей действительности ребенок вступает в бесконечное число отношений, каждая из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, осложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка... Весь этот "хаос", казалось бы, не поддаётся никакому учету, тем не менее, в каждый момент он порождает определённые изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя» [4][4, с. 101]. В организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными необходимо учитывать такие структурные компоненты социальной среды, как воспитательные возможности материально-бытовых условий (дизайн помещений, наличие образовательных организаций, производственных мастерских, спортивных площадок, кружков и др.), привлечение родителей и других родственников и близких людей к воспитанию, участие социальных и образовательных учреждений и организаций, благоприятный социально-психологический климат в среде сотрудников и воспитанников [5] [4, с. 98].      Образовательная работа осуществляется в трех основных формах: индивидуальной, групповой и массовой. Разумеется, наиболее эффективной из них является индивидуальная воспитательная работа. Ни один осужденный не должен оставаться без внимания, даже при кажущемся на первый взгляд позитивном поведении. Вся эта работа должна быть поручена очень ответственным сотрудникам воспитательных колоний в лице психологов, педагогов и других лиц, способных работать с трудными подростками. Основными направлениями воспитательной работы являются моральное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УК РФ).

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает приобщение их к нравственным ценностям человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его социального положения, утверждение в сознании осужденного нравственных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений. Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование элементарной правовой культуры и правового сознания, уважения к закону, стремления к его точному и непоколебимому соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и положительного опыта законопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение новых преступлений, совершаемых осужденными как во время отбывания ими наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы - это процесс формирования трудовых навыков и способностей осужденных, развития их психологической готовности и потребности трудиться на благо общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни является для них единственным правильным и приемлемым способом продвижения вперед. Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных спортивно-массовых и спортивных мероприятий. Она направлена не только на организацию свободного времени осужденных, но и на развитие навыков через физическую активность поддерживать организм в хорошем состоянии при отбывании наказания в виде лишения свободы[6] [5, с. 77].

Личностное развитие в социальной среде образовательной колонии имеет свои условия, например, возможность выбора видов деятельности, умение общаться с представителями различных социальных групп, таких как родительский комитет, общественные наблюдательные комиссии и т. д., возможность изменения своих социальных ролей (ученик — работник), выбор коллектива развития и общения, освоение всего коммуникативного пространства.

Таким образом, образовательная среда помогает несовершеннолетнему осужденному: в адаптации к местам лишения свободы; образовательная среда позволяет несовершеннолетнему осужденному заполнить недостающие знания, обучить его в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к обучению в школе; учителя школы готовят осужденных к выпускным экзаменам, в том числе и к сдаче единого государственного экзамена, а также помогают подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения; Сотрудники воспитательных, психологических и других служб, а также преподаватели школ в воспитательных колониях работают с каждым несовершеннолетним осужденным, помогая ему стать полноправным членом современного общества, обладающим ценностями, образовательными стандартами, образованием после освобождения из тюрьмы.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: