Глава 1. Исторические аспекты системы исполнения наказания несовершеннолетних осужденных. Теоретические основы их перевоспитания средствами физического воспитания

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Вологодский институт права и экономики

Федеральной службы исполнения наказаний»

Факультет юридический

Кафедра ________________________________________________________

Специальность: 40.05.02 Правоохранительная деятельность

Специализация: воспитательно-правовая

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ»

  Выполнил ____________________________________ Должность, № группы, специальное звание, Ф.И.О. обучающегося
  Научный руководитель: Должность,ученая степень, ученое звание, специальное звание, Ф.И.О. Рецензент:_________________________ Должность,ученая степень, ученое звание, специальное звание, Ф.И.О.                                                                                                                                                                                                   
  Консультант: ____________________________________ Должность, ученая степень, ученое звание, специальное звание, Ф.И.О.                                                                                                                                                                                                 

Решение начальника кафедры о допуске к защите ___ ______________________

 

Дата защиты _______________________             Оценка____________________

Вологда 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.... 8

1.1. Историко - правовой анализ аспектов становления и развития уголовно-исполнительной системы России........................................................................ 8

1.2. Объективная характеристика личности несовершеннолетних осужденных 15

1.3. Роль физического воспитания несовершеннолетних осужденных с учетом этапов становления системы исполнения наказаний................................................... 20

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В РАМКАХ ЦЕНТРА АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ 26

2.1. Анализ эффективности влияния деятельности центров адаптации и реабилитации на несовершеннолетних осужденных............................................................... 26

2.2. Сильная и слабая модели физического воспитания несовершеннолетних осужденных....................................................................................................... 26

2.3. Стратегия организации физического воспитания несовершеннолетних осужденных в США.......................................................................................... 26

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ.............................................. 27

3.1 Оценка уровня общей физической подготовки......................................... 27

несовершеннолетних осужденных.................................................................... 27

3.2. Показатели психического состояния несовершеннолетних осужденных 27

3.3. Целевое и фактическое значения исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных.................................................................... 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 28

ВЫВОДЫ.......................................................................................................... 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 29



ВВЕДЕНИЕ

Сегодня одной из самых главных задач пенитенциарной системы Российской Федерации в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством является является исправление осужденных, что закреплено в статье 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Это понятие описано в статье 9 вышеуказанного нормативного правового акта, которая содержит следующее определение: "формирование среди осужденных уважительного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого сообщества и поощрение законопослушного поведения". Также законодательно закреплены средства исправления, одним из которых является воспитательная работа.
     Воспитательная работа является особым направлением работы с осужденными и требует ответственного подбора деятельности, организуемой в исправительных учреждениях. В соответствии с законом в статье 110 вышеуказанного нормативного акта определены основные формы (индивидуальная, групповая, массовая) и направления воспитательной работы с осужденными. К последним относятся моральное, правовое, трудовое, физическое и другое воспитание.

Так, в настоящее время администрация учреждения, исполняющего уголовное наказание, имеет право осуществлять другие направления воспитательной работы, наиболее актуальные с точки зрения категорий осужденных, содержащихся в конкретном исправительном учреждении (семейное воспитание - в исправительных колониях, где содержатся осужденные женщины, в воспитательных колониях, где содержатся несовершеннолетние правонарушители, - патриотическое воспитание и т.д.), но четыре направления являются обязательными для всех исправительных учреждений, в том числе и для физического воспитания. Особой категорией специальных воспитателей являются несовершеннолетние, организация работы с которыми в силу их возраста и психологических особенностей имеет свои особенности.
     Актуальность темы исследования. Конечно, именно в воспитательных колониях проблема коррекции осужденных стоит наиболее остро, поскольку подростки, демонстрирующие преступное поведение, как и их законопослушные сверстники, принадлежат к тому поколению, от которого зависит будущее государства, и, следовательно, ресоциализация обеспечивает стабильное развитие общества. Кроме того, образовательная работа направлена на определение и профилактику девиантного поведения в будущем [9]. Вышеизложенное приводит к тому, что необходимость организации физического воспитания несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии особенно актуальна, так как обеспечивает применение здоровьесберегающих технологий, необходимых для сохранения и развития человеческих ресурсов страны.

Сегодня, в связи с гуманизацией и демократизацией уголовной политики исполнительной власти, существует реальная необходимость усиления воспитательной работы по формированию психического и физического здоровья несовершеннолетних осужденных с использованием средств физического воспитания.

Поэтому необходимо организовать образовательный процесс, способствующий созданию условий, позволяющих в полной мере проявить личностные функции человека, развитию его рефлексивных установок в целях дальнейшей эффективной адаптации к современным и перспективным условиям внешней среды. В этой связи процесс формирования духовного, нравственного, психического и физического здоровья несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, с использованием средств физического воспитания приобретает характер актуальной педагогической проблемы.

Степень научной разработанности. Вопросы организации физического воспитания детей - подростков поднимались в научных трудах Александрова Б. В., Воронина Р. М., Кузнецова А. И., Литвишкова В. М., Пестрикова Д. В. и ряда других ученых-юристов.

Бесспорным фактом является необходимость создания условий для воспитательной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы с возможностью интеграции морального, правового, трудового и физического воспитания, в которых осужденные к лишению свободы могли бы стать полноценными субъектами общественной жизни.

Однако, несмотря на то, что физическое воспитание может повлиять на физическое здоровье и психическое состояние несовершеннолетних осужденных, действующая система исполнения наказаний не позволяет эффективно использовать ее огромный гуманистический и социально-культурный потенциал.

В то же время в российской пенитенциарной педагогике отсутствует теоретическая и обоснованная программа физического воспитания, направленная на физическое совершенствование и ценностную ориентацию несовершеннолетних осужденных с учетом специфики исправительных учреждений. До настоящего времени не проводились исследования, направленные на решение вопросов физического воспитания несовершеннолетних осужденных, использования воспитательного потенциала различных форм двигательной активности в процессе коррекции личности несовершеннолетнего осужденного, формирования у него взгляда на жизнь. Содержание и организация физической культуры осужденных несовершеннолетних остаются неразвитыми, а пути ее совершенствования не определены. Все это не позволяет изменить сложившуюся ситуацию в исправительных учреждениях, снижает эффективность воспитательной работы.

Выявленные противоречия, актуальность и отсутствие теоретической проработки определили проблему исследования: каковы содержательные и методологические основы эффективной реализации программы физического воспитания несовершеннолетних правонарушителей в пенитенциарной системе.

Объектом исследования выступает процесс физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии.

Предметом исследования является уровень содержания и организации физического воспитания несовершеннолетних осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Целью исследования является: теоретическое и экспериментальное обоснование содержания и организации физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что внедрение в практику работы учреждений уголовно-исполнительной системы для несовершеннолетних осужденных разработанной автором модели физического воспитания позволит улучшить духовно-нравственное, психическое и физическое состояние воспитанников, а также общий социальный климат, с одной стороны, и повысить эффективность их исправления и перевоспитания - с другой.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ исторического наследия уголовно-исполнительной системы России и проблемы состояния на современном этапе развития, и на этой основе выявить предпосылки развития физического воспитания несовершеннолетних осужденных.

2. Разработать и внедрить модель физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

3. Разработать экспериментальную программу физического воспитания несовершеннолетних осужденных.

4. Экспериментально проверить эффективность модели и программы физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, моделирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: реализация основного направления воспитательной работы физкультуры;

- внедрение модели физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, где физические упражнения как часть процесса физического воспитания создают предпосылки для исправления осужденных, что, в свою очередь, способствует дальнейшей гуманизации их пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

- внедрение в практику учреждений системы уголовной исполнительной власти программы физического воспитания несовершеннолетних осужденных, которая построена на комплексной основе и направлена не только на исправление лиц, отбывающих наказание, но и на улучшение их физического и психического здоровья, а также изменение социально-психологического климата во взаимоотношениях спецконтингента с персоналом колонии; получение общего положительного результата экспериментальной работы.

Структура работы включает введение, три главы, объединяющие девять абзацев, заключение, перечень справочных и информационных источников, приложения.




ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: