ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Федеральное казенное образовательное учреждение
высшего образования
«Вологодский институт права и экономики
Федеральной службы исполнения наказаний»
Факультет юридический
Кафедра ________________________________________________________
Специальность: 40.05.02 Правоохранительная деятельность
Специализация: воспитательно-правовая
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ»
Выполнил ____________________________________ Должность, № группы, специальное звание, Ф.И.О. обучающегося | |
Научный руководитель: Должность,ученая степень, ученое звание, специальное звание, Ф.И.О. | Рецензент:_________________________ Должность,ученая степень, ученое звание, специальное звание, Ф.И.О. |
Консультант: ____________________________________ Должность, ученая степень, ученое звание, специальное звание, Ф.И.О. |
Решение начальника кафедры о допуске к защите ___ ______________________
|
|
Дата защиты _______________________ Оценка____________________
Вологда 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.... 8
1.1. Историко - правовой анализ аспектов становления и развития уголовно-исполнительной системы России........................................................................ 8
1.2. Объективная характеристика личности несовершеннолетних осужденных 15
1.3. Роль физического воспитания несовершеннолетних осужденных с учетом этапов становления системы исполнения наказаний................................................... 20
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В РАМКАХ ЦЕНТРА АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ 26
2.1. Анализ эффективности влияния деятельности центров адаптации и реабилитации на несовершеннолетних осужденных............................................................... 26
2.2. Сильная и слабая модели физического воспитания несовершеннолетних осужденных....................................................................................................... 26
|
|
2.3. Стратегия организации физического воспитания несовершеннолетних осужденных в США.......................................................................................... 26
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ.............................................. 27
3.1 Оценка уровня общей физической подготовки......................................... 27
несовершеннолетних осужденных.................................................................... 27
3.2. Показатели психического состояния несовершеннолетних осужденных 27
3.3. Целевое и фактическое значения исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных.................................................................... 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 28
ВЫВОДЫ.......................................................................................................... 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 29
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня одной из самых главных задач пенитенциарной системы Российской Федерации в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством является является исправление осужденных, что закреплено в статье 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Это понятие описано в статье 9 вышеуказанного нормативного правового акта, которая содержит следующее определение: "формирование среди осужденных уважительного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого сообщества и поощрение законопослушного поведения". Также законодательно закреплены средства исправления, одним из которых является воспитательная работа.
Воспитательная работа является особым направлением работы с осужденными и требует ответственного подбора деятельности, организуемой в исправительных учреждениях. В соответствии с законом в статье 110 вышеуказанного нормативного акта определены основные формы (индивидуальная, групповая, массовая) и направления воспитательной работы с осужденными. К последним относятся моральное, правовое, трудовое, физическое и другое воспитание.
Так, в настоящее время администрация учреждения, исполняющего уголовное наказание, имеет право осуществлять другие направления воспитательной работы, наиболее актуальные с точки зрения категорий осужденных, содержащихся в конкретном исправительном учреждении (семейное воспитание - в исправительных колониях, где содержатся осужденные женщины, в воспитательных колониях, где содержатся несовершеннолетние правонарушители, - патриотическое воспитание и т.д.), но четыре направления являются обязательными для всех исправительных учреждений, в том числе и для физического воспитания. Особой категорией специальных воспитателей являются несовершеннолетние, организация работы с которыми в силу их возраста и психологических особенностей имеет свои особенности.
Актуальность темы исследования. Конечно, именно в воспитательных колониях проблема коррекции осужденных стоит наиболее остро, поскольку подростки, демонстрирующие преступное поведение, как и их законопослушные сверстники, принадлежат к тому поколению, от которого зависит будущее государства, и, следовательно, ресоциализация обеспечивает стабильное развитие общества. Кроме того, образовательная работа направлена на определение и профилактику девиантного поведения в будущем [9]. Вышеизложенное приводит к тому, что необходимость организации физического воспитания несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии особенно актуальна, так как обеспечивает применение здоровьесберегающих технологий, необходимых для сохранения и развития человеческих ресурсов страны.
Сегодня, в связи с гуманизацией и демократизацией уголовной политики исполнительной власти, существует реальная необходимость усиления воспитательной работы по формированию психического и физического здоровья несовершеннолетних осужденных с использованием средств физического воспитания.
|
|
Поэтому необходимо организовать образовательный процесс, способствующий созданию условий, позволяющих в полной мере проявить личностные функции человека, развитию его рефлексивных установок в целях дальнейшей эффективной адаптации к современным и перспективным условиям внешней среды. В этой связи процесс формирования духовного, нравственного, психического и физического здоровья несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, с использованием средств физического воспитания приобретает характер актуальной педагогической проблемы.
Степень научной разработанности. Вопросы организации физического воспитания детей - подростков поднимались в научных трудах Александрова Б. В., Воронина Р. М., Кузнецова А. И., Литвишкова В. М., Пестрикова Д. В. и ряда других ученых-юристов.
Бесспорным фактом является необходимость создания условий для воспитательной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы с возможностью интеграции морального, правового, трудового и физического воспитания, в которых осужденные к лишению свободы могли бы стать полноценными субъектами общественной жизни.
Однако, несмотря на то, что физическое воспитание может повлиять на физическое здоровье и психическое состояние несовершеннолетних осужденных, действующая система исполнения наказаний не позволяет эффективно использовать ее огромный гуманистический и социально-культурный потенциал.
В то же время в российской пенитенциарной педагогике отсутствует теоретическая и обоснованная программа физического воспитания, направленная на физическое совершенствование и ценностную ориентацию несовершеннолетних осужденных с учетом специфики исправительных учреждений. До настоящего времени не проводились исследования, направленные на решение вопросов физического воспитания несовершеннолетних осужденных, использования воспитательного потенциала различных форм двигательной активности в процессе коррекции личности несовершеннолетнего осужденного, формирования у него взгляда на жизнь. Содержание и организация физической культуры осужденных несовершеннолетних остаются неразвитыми, а пути ее совершенствования не определены. Все это не позволяет изменить сложившуюся ситуацию в исправительных учреждениях, снижает эффективность воспитательной работы.
|
|
Выявленные противоречия, актуальность и отсутствие теоретической проработки определили проблему исследования: каковы содержательные и методологические основы эффективной реализации программы физического воспитания несовершеннолетних правонарушителей в пенитенциарной системе.
Объектом исследования выступает процесс физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии.
Предметом исследования является уровень содержания и организации физического воспитания несовершеннолетних осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Целью исследования является: теоретическое и экспериментальное обоснование содержания и организации физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что внедрение в практику работы учреждений уголовно-исполнительной системы для несовершеннолетних осужденных разработанной автором модели физического воспитания позволит улучшить духовно-нравственное, психическое и физическое состояние воспитанников, а также общий социальный климат, с одной стороны, и повысить эффективность их исправления и перевоспитания - с другой.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ исторического наследия уголовно-исполнительной системы России и проблемы состояния на современном этапе развития, и на этой основе выявить предпосылки развития физического воспитания несовершеннолетних осужденных.
2. Разработать и внедрить модель физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
3. Разработать экспериментальную программу физического воспитания несовершеннолетних осужденных.
4. Экспериментально проверить эффективность модели и программы физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, моделирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: реализация основного направления воспитательной работы физкультуры;
- внедрение модели физического воспитания несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, где физические упражнения как часть процесса физического воспитания создают предпосылки для исправления осужденных, что, в свою очередь, способствует дальнейшей гуманизации их пребывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
- внедрение в практику учреждений системы уголовной исполнительной власти программы физического воспитания несовершеннолетних осужденных, которая построена на комплексной основе и направлена не только на исправление лиц, отбывающих наказание, но и на улучшение их физического и психического здоровья, а также изменение социально-психологического климата во взаимоотношениях спецконтингента с персоналом колонии; получение общего положительного результата экспериментальной работы.
Структура работы включает введение, три главы, объединяющие девять абзацев, заключение, перечень справочных и информационных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИХ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ