Метод контрольных вопросов (МКВ) - это своего рода краткая памятка изобретателю, "изобретательская шпаргалка". Умение задавать и правильно ставить вопросы ценится очень высоко. Например, философ Сократ (470-399 годы до н. э.), считал, что он умеет в жизни делать хорошо только одно - задавать вопросы. В самом деле, ответ можно искать и найти, только если поставить вопрос. Правильно сформулированные и поставленные вопросы (список вопросов) позволяют в какой-то мере управлять своим мышлением в процессе поиска решения.
Списков контрольных вопросов предложено довольно много. Какой из них выбрать - это зависит от вида (типа) решаемой задачи. А. Осборн предложил список, состоящий из девяти групп вопросов:
1) как по-новому применить объект;
2) как упростить объект;
3) как модифицировать объект,
4) что можно увеличить в объекте;
5) что можно уменьшить;
6) что можно заменить;
7) что можно преобразовать;
8) что можно перевернуть наоборот;
9) какие можно составить комбинации элементов объекта.
Каждая из этих групп включает 5-10 вопросов. В итоге получается довольно значительное количество вопросов.
Списки (перечни) контрольных вопросов используются не по всякому поводу и при решении не каждой задачи. Потребность в них возникает, когда все традиционные методы испробованы и не дали результатов. Поэтому применение списков иногда относят к методам ликвидации тупиковых ситуаций.
Один из наиболее полных и удачных списков вопросов принадлежит английскому изобретателю Т. Эйлоарту. Вот некоторые из этих вопросов:
1) набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии;
2) попробовать различные виды материалов и энергии;
3) узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных людей;
4) устроить "сумбурное" групповое обсуждение, выслушать каждую идею без критики;
5) попробовать "национальные" решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское;
6) бродить среди стимулирующей обстановки: на свалках лома, в технических музеях, в магазинах дешевых вещей;
7) определить идеальное решение и т. д.
Г. С. Альтшуллер считает, что МКВ внутренне противоречив. Действительно, в основе МКВ лежит метод проб и ошибок, и частично используются элементы мозгового штурма и синектики. Некоторое полезное воздействие МКВ основано на психологическом влиянии: есть список, есть вопросы - это подталкивает продолжить перебор вариантов, не дает возможности остановиться.
МКВ имеет и другой принципиальный недостаток: вопросы относятся к одиночным изменениям объекта. Между тем для решения сложных задач нужна комбинация изменений. Списки, включающие такие комбинации, практически невозможно составить, они получились бы чрезвычайно громоздкими. Если же попытаться их как-то сжать, свернуть, мы придем к морфологическому ящику. С другой стороны, МКВ помогает в какой-то мере уменьшить инерцию мышления.
Разрушение инерции мышления
Пример 1. Сколько пальцев на руках - 10. А на 10 руках?
Пример 2. В магазин входит немой человек. Как он сообщит продавцу, что ему нужен молоток?
Пример 3. В магазин входит слепой человек. Как он сообщит продавцу, что ему нужны ножницы?
Пример 4. У некоторых народов принято строить свои дома так, что все четыре окна смотрят только на юг. Где и как на земном шаре можно построить такой дом?
Игра: Вопросы – ответы.
Цель: разрушение инерции мышления, получение навыков правильно ставить вопросы, предполагать ответы, умение логически мыслить, Игра ведется в виде диалога с компьютером (ведущим), который может отвечать:
"Да", "Нет" или "Не могу ответить".
Пример 6. "Неизвестное число".
На листе бумаги ведущий записывает число от 1 до 100. Игроки, задавая вопросы, должны установить его за минимальное количество попыток. Вопросы должны быть отсекающие и уточняющие.