double arrow

Метод контрольных вопросов

2

 

Метод контрольных вопросов (МКВ) - это своего рода краткая памятка изобретателю, "изобретательская шпаргалка". Умение задавать и правильно ставить вопросы ценится очень высоко. Например, философ Сократ (470-399 годы до н. э.), считал, что он умеет в жизни делать хорошо только од­но - задавать вопросы. В самом деле, ответ можно искать и найти, только если поставить вопрос. Правильно сформулированные и поставленные вопросы (список вопросов) позволяют в какой-то мере управлять своим мышлением в процессе поиска решения.

Списков контрольных вопросов предложено довольно много. Какой из них выбрать - это зависит от вида (типа) решаемой задачи. А. Осборн предложил список, состоящий из девяти групп вопросов:

1) как по-новому применить объект;

2) как упростить объект;

3) как модифицировать объект,

4) что можно увеличить в объекте;

5) что можно уменьшить;

6) что можно заменить;

7) что можно преобразовать;

8) что можно перевернуть наоборот;

9) какие можно составить комбинации элементов объекта.

Каждая из этих групп включает 5-10 вопросов. В итоге получается довольно значительное количество вопросов.




Списки (перечни) контрольных вопросов используются не по всякому поводу и при решении не каждой задачи. Потребность в них возникает, когда все традиционные методы испробованы и не дали результатов. Поэтому применение списков иногда относят к методам ликвидации тупиковых ситуаций.

Один из наиболее полных и удачных списков вопросов принадлежит английскому изобретателю Т. Эйлоарту.  Вот некоторые из этих вопросов:

1) набросать фантастические, биологические, экономические, моле­кулярные и другие аналогии;

2) попробовать различные виды материалов и энергии;

3) узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных людей;

4) устроить "сумбурное" групповое обсуждение, выслушать каждую идею без критики;

5) попробовать "национальные" решения: хитрое шотландское, все­объемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское;

6) бродить среди стимулирующей обстановки: на свалках лома, в тех­нических музеях, в магазинах дешевых вещей;

7) определить идеальное решение и т. д.

Г. С. Альтшуллер считает, что МКВ внутренне противоречив. Действительно, в основе МКВ лежит метод проб и ошибок, и частично используются элементы мозгового штурма и синектики. Некоторое полезное воздействие МКВ основано на психологическом влиянии: есть список, есть вопросы - это подталкивает продолжить перебор вариантов, не дает возможности остановиться.

МКВ имеет и другой принципиальный недостаток: вопросы относятся к одиночным изменениям объекта. Между тем для решения сложных задач нужна комбинация изменений. Списки, включающие такие комбинации, практически невозможно составить, они получились бы чрезвычайно громоздкими. Если же попытаться их как-то сжать, свернуть, мы придем к морфологическому ящику. С другой стороны, МКВ помогает в какой-то мере уменьшить инерцию мышления.



Разрушение инерции мышления

   Пример 1. Сколько пальцев на руках - 10. А на 10 руках?

    Пример 2. В магазин входит немой человек. Как он сообщит продавцу, что ему нужен молоток?

Пример 3. В магазин входит слепой человек. Как он сообщит продавцу, что ему нужны ножницы?

Пример 4. У некоторых народов принято строить свои дома так, что все четыре окна смотрят только на юг. Где и как на земном шаре можно построить такой дом?

Игра: Вопросы – ответы.

Цель: разрушение инерции мышления, получение навыков правильно ставить вопросы, предполагать ответы, умение логически мыслить, Игра ведется в виде диалога с компьютером (ведущим), который может отвечать:

"Да", "Нет" или "Не могу ответить".

Пример 6. "Неизвестное число".

На листе бумаги ведущий записывает число от 1 до 100. Игроки, задавая вопросы, должны установить его за минимальное количество попыток. Вопросы должны быть отсекающие и уточняющие.

 



2




Сейчас читают про: