Данное задание является индивидуальным для каждого студента-практиканта.
Для его выполнения каждый студент наблюдает за конкретным ребенком группы/ класса, к которой/ому он прикреплен.
В бланке индивидуального задания конкретизируется детская деятельность, в ходе которой осуществляется наблюдение за ребенком (игровая, коммуникативная, двигательная, бытовая, трудовая, продуктивная, др.).
Студентом-практикантом самостоятельно разрабатывается детализированная схема (программа) наблюдения за конкретным видом деятельности ребенка, которая утверждается руководителем практики.
Наблюдение за ребенком осуществляется в течение различных режимных моментов в течение всей практики. Результаты наблюдения фиксируются в тетради.
Целесообразно обращать внимание на все внешние проявления ребенка и фиксировать их в тетради. Это поможет в дальнейшем выявить индивидуальные особенности ребенка.
В ходе анализа особенностей деятельности ребенка важно определить специфические особенности ребенка, обусловленные определенным нарушением развития.
|
|
Составьте аналитическую справку по результатам наблюдения, в которой будет дана подробная картина всех проявлений ребенка, характеризующих конкретную его деятельность.
В конце справки пропишите выводы по результатам наблюдения за конкретной (написать деятельность) деятельностью ребенка. Данные выводы лягут в основу отчета по индивидуальному заданию.
Ниже перечислен ряд параметров наблюдения за ребенком и анализа его деятельности. Их можно взять за основу, но при этом самостоятельно расширить область наблюдаемых проявлений ребенка и отразить это в схеме (программе) наблюдения.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ
Продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка, ручной труд) – по Белобрыкиной О.А.:
– длительность;
– разнообразие;
– насыщенность (содержательность);
– преобладающие изображения; характеристика изображений;
– партнерство;
– степень концентрации внимания на деятельности;
– самостоятельность, активность, инициативность;
– наличие интереса к результату.
Игровая деятельность (Белобрыкина О.А.):
– виды предпочитаемых игр (лингвистические, подвижные, музыкальные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивно-строительные);
– сюжетное и тематическое разнообразие;
– атрибутизация (реальные предметы, игрушки, предметы-заместители);
– формы организации (совместно-групповая, индивидуальная, малая группа);
– стабильность игровых объединений (устойчивость или ситуативность состава играющих);
|
|
– длительность (длительные, кратковременные);
– ролевое разнообразие.
Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности (Белобрыкина О.А.)
Организация: ребенка приглашают в «игровую комнату» и предлагают поиграть с заранее подготовленным набором предметов и игрушек.
Оборудование: на столе разложены разнообразные атрибуты (игрушки, спичечные коробки, палочки, строительный материал, элементы костюмов, лото, материал для изобразительной деятельности, детские книжки и т.п.), часть из которых хорошо знакома ребенку, а часть представлена впервые.
Наблюдение и анализ проводится на основе следующих показателей:
1. Проявление интереса к игровым материалам и степень его устойчивости.
2. Содержание деятельности (игра, манипуляция и т.п.).
3. Направленность деятельности (индивидуальная или стремление привлечь взрослого в партнеры).
4. Общительность ребенка (замкнутость или потребность в деловых, личностных контактах).
5. Количество и характер задаваемых вопросов (познавательные, коммуникативные).
6. Поведение ребенка в процессе деятельности (самостоятельность, инициативность, активность, пассивность, тревожность, недоверие, доброжелательность).
7. Предпочитаемая атрибутика.
8. Длительность деятельности.
Игровая деятельность (Л. Денякина):
– умение ориентироваться в игровой задаче;
– умение строить по чертежу;
– умение отражать реальные факты или события знаний о профессии взрослых;
– умение в процессе игры регулировать свои желания;
– умение анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы, умозаключения;
– проявление творчества в создании игры (выбор тем);
– умение ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.
– проявление чувства ответственности за выполнение порученной ему роли.
Коммуникация (Белобрыкина О.А.):
– эмоциональная насыщенность (наличие доброжелательности или негативных тенденций);
– компетентность (умение слушать, действовать совместно, договариваться и пр.);
– выразительность (разнообразие средств общения: слово, жесты, мимика, пластика);
– статусность (лидер, отвергнутый, пренебрегаемый, др.);
– направленность (с кем предпочитают чаще вступать в контакт – со взрослыми или сверстниками);
– содержание (по поводу чего происходит общение, чем интересуются в процессе коммуникации);
– длительность и стабильность коммуникативных контактов;
– инициативность (кто инициатор общения – ребенок или взрослый).