Методические рекомендации для осуществления наблюдения за ребенком в различных видах деятельности

Данное задание является индивидуальным для каждого студента-практиканта.

Для его выполнения каждый студент наблюдает за конкретным ребенком группы/ класса, к которой/ому он прикреплен.

В бланке индивидуального задания конкретизируется детская деятельность, в ходе которой осуществляется наблюдение за ребенком (игровая, коммуникативная, двигательная, бытовая, трудовая, продуктивная, др.).

Студентом-практикантом самостоятельно разрабатывается детализированная схема (программа) наблюдения за конкретным видом деятельности ребенка, которая утверждается руководителем практики.

Наблюдение за ребенком осуществляется в течение различных режимных моментов в течение всей практики. Результаты наблюдения фиксируются в тетради.

Целесообразно обращать внимание на все внешние проявления ребенка и фиксировать их в тетради. Это поможет в дальнейшем выявить индивидуальные особенности ребенка.

В ходе анализа особенностей деятельности ребенка важно определить специфические особенности ребенка, обусловленные определенным нарушением развития.

Составьте аналитическую справку по результатам наблюдения, в которой будет дана подробная картина всех проявлений ребенка, характеризующих конкретную его деятельность.

В конце справки пропишите выводы по результатам наблюдения за конкретной (написать деятельность) деятельностью ребенка. Данные выводы лягут в основу отчета по индивидуальному заданию.

Ниже перечислен ряд параметров наблюдения за ребенком и анализа его деятельности. Их можно взять за основу, но при этом самостоятельно расширить область наблюдаемых проявлений ребенка и отразить это в схеме (программе) наблюдения.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка, ручной труд) – по Белобрыкиной О.А.:

– длительность;

– разнообразие;

– насыщенность (содержательность);

– преобладающие изображения; характеристика изображений;

– партнерство;

– степень концентрации внимания на деятельности;

– самостоятельность, активность, инициативность;

– наличие интереса к результату.

Игровая деятельность (Белобрыкина О.А.):

– виды предпочитаемых игр (лингвистические, подвижные, музыкальные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивно-строительные);

– сюжетное и тематическое разнообразие;

– атрибутизация (реальные предметы, игрушки, предметы-заместители);

– формы организации (совместно-групповая, индивидуальная, малая группа);

– стабильность игровых объединений (устойчивость или ситуативность состава играющих);

– длительность (длительные, кратковременные);

– ролевое разнообразие.

Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности (Белобрыкина О.А.)

Организация: ребенка приглашают в «игровую комнату» и предлагают поиграть с заранее подготовленным набором предметов и игрушек.

Оборудование: на столе разложены разнообразные атрибуты (игрушки, спичечные коробки, палочки, строительный материал, элементы костюмов, лото, материал для изобразительной деятельности, детские книжки и т.п.), часть из которых хорошо знакома ребенку, а часть представлена впервые.

Наблюдение и анализ проводится на основе следующих показателей:

1. Проявление интереса к игровым материалам и степень его устойчивости.

2. Содержание деятельности (игра, манипуляция и т.п.).

3. Направленность деятельности (индивидуальная или стремление привлечь взрослого в партнеры).

4. Общительность ребенка (замкнутость или потребность в деловых, личностных контактах).

5. Количество и характер задаваемых вопросов (познавательные, коммуникативные).

6. Поведение ребенка в процессе деятельности (самостоятельность, инициативность, активность, пассивность, тревожность, недоверие, доброжелательность).

7. Предпочитаемая атрибутика.

8. Длительность деятельности.

Игровая деятельность (Л. Денякина):

– умение ориентироваться в игровой задаче;

– умение строить по чертежу;

– умение отражать реальные факты или события знаний о профессии взрослых;

– умение в процессе игры регулировать свои желания;

– умение анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы, умозаключения;

– проявление творчества в создании игры (выбор тем);

– умение ставить перед собой цель, находить средства для ее осуществления, преодолевать трудности.

– проявление чувства ответственности за выполнение порученной ему роли.

 

Коммуникация (Белобрыкина О.А.):

– эмоциональная насыщенность (наличие доброжелательности или негативных тенденций);

– компетентность (умение слушать, действовать совместно, договариваться и пр.);

– выразительность (разнообразие средств общения: слово, жесты, мимика, пластика);

– статусность (лидер, отвергнутый, пренебрегаемый, др.);

– направленность (с кем предпочитают чаще вступать в контакт – со взрослыми или сверстниками);

– содержание (по поводу чего происходит общение, чем интересуются в процессе коммуникации);

– длительность и стабильность коммуникативных контактов;

– инициативность (кто инициатор общения – ребенок или взрослый).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: