Анализ динамики прибыльности и рентабельности

 

Оценка прибыльности деятельности предприятия предполагает, во-первых, проведение анализа структуры и динамики прибыли, во-вторых, расчет и оценку показателей рентабельности.

В таблице 27 представлен анализ структуры и динамики прибыли ЗАО «Цифроград».

 

Таблица 27. Анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО «Цифроград»

Наименование показателя Код строки За аналогичный период предыдущего года За отчетный период Уд.вес на начало периода, % Уд.вес на конец периода, % Отклонение, тыс.руб Отклонение, уд. вес,% Темпы роста

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей) 10 613 709 597 037 100 100 -16 672 0 97,28
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 20 -599 567 -578 058 -97,69 -96,8 21 509 0,89 96,41
Валовая прибыль 29 14 142 18 979 2,3 3,18 4 837 0,88 134,2
Коммерческие расходы 30 0 0 0 0 0 0 0
Управленческие расходы 40 0 0 0 0 0 0 0
Прибыль (убыток) от продаж 50 14 142 18 979 2,3 3,18 4 837 0,88 134,2
Прочие доходы и расходы                
Проценты к получению 60 0 0 0 0 0 0 0
Проценты к уплате 70 -1 435 -1 411 -0,23 -0,24 24 -0,01 98,33
Доходы от участия в других организациях 80 0 0 0 0 0 0 0
Прочие доходы 90 3 407 1 388 0,56 0,23 -2 019 -0,33 40,74
Прочие расходы 100 -4 846 -4 696 -0,79 -0,79 150 0 96,9
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 11 268 14 260 1,84 2,39 2 992 0,55 126,55
Отложенные налоговые активы 141 0 0 0 0 0 0 0
Отложенные налоговые обязательства 142 0 0 0 0 0 0 0
Текущий налог на прибыль 150 -3 291 -4 413 -0,54 -0,74 -1 122 -0,2 134,09
Обязательные платежи в бюджет 180 0 -89 0 -0,01 -89 -0,01 0
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 190 7 977 9 758 1,29 1,63 1 781 0,34 122,33

 

Как следует из таблицы 27, за 2008 год выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг по сравнению с 2007 годом сократилась на 16 672 тыс. руб. (или на 2,72%). Прибыль от продаж составила 18 979 тыс. руб. (увеличившись на 34,2% за счет снижения темпов роста себестоимости продукции над темпами роста выручки от реализации).

В 2008 году произошло превышение прочих расходов над соответствующими доходами на сумму 3 308 тыс. руб., в то время как в 2007 г. превышение составляло 1 439 тыс. руб. По результатам деятельности ЗАО «Цифроград» за 2008 г. сформировалась прибыль до налогообложения в сумме 14 260 тыс. руб.

После начисления налога на прибыль и иных обязательных платежей, чистая (нераспределенная) прибыль составила 9 758 тыс. руб., увеличившись на 1 781 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.

В общем случае эффективность (экономическая целесообразность) функционирования коммерческой организации измеряется абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект - это абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности (валовой доход от реализации продукции, прибыль).

Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта (показатели рентабельности). Экономический смысл показателей рентабельности заключается в подсчете прибыли, приходящейся на рубль выручки от продаж, расходов, активов, капитала. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия.

Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:

· долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности;

· предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести

· к потере финансовой устойчивости;

· расчет рентабельности капитала основывается на учетных,

· а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результат.

Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие.

В отчете о прибылях и убытках выделяются следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж продукции, работ, услуг, прибыль отчетного периода (до налогообложения), чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода. В зарубежной аналитической практике для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли, при этом рассчитываются: рентабельность совокупного капитала (ROA), рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность продаж (ROS).

В таблице 28 представлены основные показатели рентабельности предприятия.

 

Таблица 28. Показатели рентабельности предприятия

Наименование показателя Порядок расчета Характеристика
1. Чистая прибыль - Характеризует прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия
2. Рентабельность продаж (ROS) Прибыль от продаж / Выручка от реализации×100% или с.050 (ф.2) / с.010 (ф.2) Показывает объем прибыли, приходящейся на 1 руб. выручки
3. Рентабельность основной деятельности (рентабельность продукции) Прибыль от продаж / Затраты на производство и сбыт продукции×100% или с.050(ф.2)/(с.020 + с.030 + с. 040) (ф.2) Показывает объем прибыли, приходящейся на 1 руб. затрат
4. Рентабельность активов (ROA) Чистая прибыль / Средняя стоимость активов ×100% или с.190(ф.2) / ((с.300н.п. + с.300к.п.)/2)(ф.1) Отражает эффективность использования всего имущества предприятия
5. Рентабельность собственного капитала (ROE) Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала ×100% или с.190 (ф.2) / ((с.490н.п.+ с.490к.п.)/2)(ф.1) Отражает эффективность использования собственного капитала
6. Фондорентабельность Прибыль от продаж / Средняя стоимость основных средств ×100% или с.050(ф.2)/((с.120н.п.+ с.120к.п.) /2) (ф.1) Отражает эффективность использования основных средств предприятия

 

Наибольший интерес для имеющихся и потенциальных владельцев обыкновенных и привилегированных акций представляет показатель рентабельности собственного капитала (ROE). От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является экономическая рентабельность (рентабельность активов или рентабельность совокупного капитала). Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества.

Показатели рентабельности предприятия ЗАО «Цифроград», рассчитанные на основе формул из таблицы 28, представлены в таблице 29.

 

Таблица 29. Анализ рентабельности ЗАО «Цифроград», %

Показатели 2007 2008 Отклонение
1. Чистая прибыль 7 977 9 758 1 781
2. Рентабельность продаж (ROS) 2,3 3,18 0,88
3. Рентабельность основной деятельности (продукции) 2,36 3,28 0,92
4. Рентабельность активов (ROA) 6,27 7,67 1,4
5. Рентабельность собственного капитала (ROE) 11,86 14,51 2,65
6. Фондорентабельность 71,92 113,81 41,89

 

Относительно прошлого года прибыль от продаж увеличилась на 4 837 тыс. руб.: выручка от продаж снизилась на 2,72%, себестоимости реализованной продукции - 3,59%. Следовательно, рентабельность продаж увеличилась на 0,88%, а рентабельность продукции - на 0,92%. По той же причине увеличился и показатель фондорентабельности на 41,89% (рис. 6).

 

Рис. 6. Показатели рентабельности ЗАО «Цифроград»

 

На увеличение показателей рентабельности активов и собственного капитала повлияло увеличение чистой прибыли предприятия на 1 781 тыс. руб.

Оборачиваемость текущих активов уменьшилась по этой же причине.

Скорость оборота собственных средств (собственного капитала), отражающая эффективность их использования, также снизилась, что вызвано уменьшением выручки от продаж.

На снижение оборачиваемости дебиторской задолженности повлияли следующие факторы: увеличение средней величины дебиторской задолженности на 40,9%, снижение выручки от продаж на 2,72%. Таким образом, оборачиваемость обязательств дебиторов снизилась, период погашения увеличился на 1день и составил 35 дней в 2008 г. (в 2007 г. - 34 дня).

Повышение средней величины кредиторской задолженности (на 26,1%) на фоне снижения объема выручки от продаж привело к уменьшению оборачиваемости и увеличению периода погашения кредиторской задолженности на 1 день (с 29 дней в 2007 г. до 30 дней в 2008 г.).

При сравнении показателей оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей в среднем интервал поступления денежных средств от погашения задолженности дебиторами и период осуществления платежей ЗАО «Цифроград» по обязательствам перед кредиторами к концу отчетного периода увеличились на 1 день. (35 и 30 дней соответственно).

Продолжительность операционного и финансового цикла также увеличилась, что рассматривается как отрицательная тенденция.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: