На сегодняшний день научными источниками согласно исследуемой теме курсовой работы выделяются несколько подходов в определении объективной оценки финансовых результатов работы предприятия с поправкой на инфляцию:
– оценка объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной способности;
– переоценка объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость;
– переоценка активов, выраженных в национальной валюте, по курсу твердой валюты [5. С. 143].
Рассмотрим более детально характеристику каждого из подходов, суть которых детально раскрыта в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика подходов в оценке финансовых результатов работы предприятия с поправкой на инфляцию
Подход | Характеристика | ||
Оценка объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной способности | Подход рассматривает оценку капитала, как вложенных в предприятие денежных средств (пассивов). Методика предусматривает периодический ежеквартальный / ежегодный пересчет по общему индексу цен активов и обязательств предприятия, который проводится с учетом изменения покупательной способности денежной единицы. | ||
Переоценка объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость | Подход рассматривает оценку капитала, как совокупность определенных материальных и нематериальных ценностей (активов). Методики предусматривает пересчет всех статей актива, согласно ценам реализации. Превышение показателей активов над показателями пассивов относят на статью «нераспределенная прибыль». | ||
Переоценка активов, выраженных в национальной валюте, по курсу твердой валюты | Этот метод требует особого внимания к его применению, т.к. он может значительно исказить интерпретацию результатов деятельности предприятия (особенно в условиях всоких темпов инфляции). Ошибка может возникнуть в результате недостаточности плказателей темпов роста по курсам валют в соответствии с темпами роста цен. | ||
Примечание: Составлено автором по источнику данных: Дворянкин С.В. Влияние инфляции на показатели финансовой устойчивости предприятия: Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал». №9 - 2009 (1). Экономические науки // [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.e-magazine.meli.ru/vipusk9.htm
|
Следует отметить, что сегодня не существует единой практики использования оценки влияния инфляции на финансовые показатели деятельности предприятий. Наиболее часто прибегают в практике использвания системы оценки эффективности работы компании в целом. Однако, стоит заметить, что современный инструментарий оценки эффективности бизнеса достаточно широк: от набора классических финансовых показателей до новых концепций экономической добавленной стоимости (EVA) и сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard).
|
|
С другой стороны, чем выше темпы инфляции, тем значительнее степень искажения и активов, и пассивов баланса. Игнорирование влияния инфляции в отечественном бухгалтерском учете и отчетности, игнорирование методик расчета инфляционного воздействия на предприятия приводят к тому, что фактическая эффективность финансово-хозяйственной деятельности искажается. Отражаясь в «кривых зеркалах» системы бухгалтерского учета и статистики, показатели финансового состояния предприятия уже не могут служить объективной основой для принятия верных управленческих решений. Качество финансового менеджмента в связи с этим снижается до опасного предела. [3. С. 3].
В статье известных российских учёных-экономистов Давыдовой Л.В. и Федина Д.А. [6] предлагаются унифицированные схемы расчетов и необходимых инструментов для оценки степени влияния инфляции с указанием источников информации. Так, в статье отмечается, что базовыми показателями, используемыми в измерении инфляции на уровне предприятий, являются результативные показатели работы предприятий и индексы цен. При измерении влияния инфляционных процессов на финансовые результаты производственной деятельности нефинансовых предприятий необходимо исходить в первую очередь из объема и структуры их доходов и расходов [6. С. 85].
В таблице 2 представлены базовые показатели и перечень индексов цен, по которым проводят оценку уровня влияния инфляции на финансовые показатели деятельности предприятия.
В таблице 3 предлагается пример расчёта влияния процессов инфляции на прибыльность и рентабельность предприятия А, произведённый балансовым методом с учётом факторов изменения его прибыли и рентабельности под воздействием инфляции (факторный анализ).
Таблица 2. Показатели, используемые для измерения уровня влияния инфляционных процессов на финансовое положение предприятий
Категории показателей | Характеристика применения | |||
Базовые показатели | ||||
– валовой выпуск произведенной продукции, работ, услуг; – себестоимость реализованной продукции по основным ее элементам (промежуточные затраты (потребление), зарплата с начислениями, амортизационные отчисления, прочие материальные затраты); – стоимость основных производственных средств на начало и конец года; – стоимость активов предприятий на конец года (нематериальные активы, – материальные запасы и затраты, денежные и прочие средства); – капитальные вложения, авансы и др. | Все эти показатели в обычном порядке определяются на всех предприятиях в фактически действующих ценах в отчетный период. На основе вышеуказанных показателей рассчитываются показатели прибыли, рентабельности и эффективности производства, а также факторы, влияющие на их изменение также в фактических ценах. Задача состоит в переоценке всех этих показателей в постоянные цены с целью измерения и устранения влияния повышения цен (инфляции) на их рост. | |||
Показатели индексов цен | ||||
– индексы цен на капитальные вложения; – индексы цен производителей (оптовых цен) на промышленную продукцию; – индексы средних цен на сельскохозяйственную продукцию; – индексы потребительских цен; – индексы средней номинальной заработной платы; – индексы цен внешней торговли (импорт-экспорт); | Расчеты состоят в делении величины каждого показателя в фактических ценах отчетного периода на соответствующий индекс цен. Так определяется величина данного показателя в постоянных ценах. Результат вычитания из стоимостного объема данных показателей, оцененных в фактически действующих ценах, стоимости и объема, определенного в постоянных ценах (т.е. объема показателей, рассчитанного без влияния роста цен), показывает объем роста каждого показателя под влиянием инфляции.
| |||
Примечание: Составлено автором по источнику данных: Давыдова Л.В., Федин Д.А. Финансове последствия инфляции в анализе и оценке финансовых результатов деятельности промышленного предприятия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. Т. 19. №13-1 (108). С. 84-89. | ||||
Таблица 3. Факторы изменения прибыли и рентабельности предприятий под воздействием инфляции (тыс. руб.)
Наименование фактора | Отчетная величина | Пересчитанная величина | Величина фактора (гр. 2 - гр. 3) | Доля инфляции, % (гр. 4: гр. 2) |
1. Изменение цен на продукцію предприятия | 156000 | 67532 | 88468 | 56,71 |
2. Изменение цен на материальные затраты | 98400 | 44524 | 53876 | 54,75 |
3. Изменение оценки основных фондов и капиталовложений | 6150 | 3378 | 2772 | 45,07 |
4. Изменение средней заработной платы в связи с инфляцией | 18450 | 9412 | 9038 | 48,98 |
5. Себестоимость - всего | 123000 | 57315 | 65685 | 53,4 |
6. Прибыль от реализации продукции | 33000 | 10217 | 22784 | 69,04 |
7. Доля прибыли в себестоимости продукции, в% (стр. 6: стр. 5) | 15,31 | 12,48 | - | - |
Согласно данных таблицы 3 вытекает, что в отчетном периоде под влиянием инфляции прибыльность предприятий понизилась на 12 пунктов. Влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции в размере 65685 тыс. руб., что носит отрицательнй характер, было больше, чем влияние инфляции на изменение цен на продукцию предприятия, чо носит положительный характер, в размере 27783 тыс. рублей, то есть понижение прибыльности предприятия на 12 пунктов соответствует понижению на 25,75%.
Аналогично можно выполнять анализ влияния инфляции на общую рентабельность предприятия, рентабельность собственного капитала, материалоемкость и фондоемкость продукции, производительность труда, эффективность производства т.д.
Поэтому, если ставить цель объективной оценки состояния финансовых показателей предприятия, то просто необходимо рассчитывать влияние инфляции на основные показатели финансово-экономической деятельности компании.
|
|