Конфликты в Средней Азии после распада СССР

После распада СССР Средняя Азия осталась без квалифицированных специалистов, с множеством проблем уже независимых государств. Бедность, бесправие и диктаторство поглотили эти республики. Началось клановое правление, все деньги, в основном, сосредоточились в руках президентов. Забастовки, митинги, расстрелы показали, что Средняя Азия еще не готова к самостоятельности. Но президенту Казахстана удалось выйти из кризиса благодаря интенсивному развитию отношений с Россией. Н. Назарбаев улучшил жизнь в наиболее крупных городах, однако население в деревнях продолжало бедствовать. И это давало силу исламским радикальным течениям. Со временем Правительству Н. Назарбаева удалось справиться со многими проблемами постсоветского периода Казахстана, в том числе с помощью дружеских политико-экономических отношениях с Россией.

Туркменистан. Это – наркотрафик, культ личности, железный занавес и политика «оболванивания» населения. Если взглянуть на Ашхабад глазами туриста, то можно увидеть красивые мраморные здания, сверкающие от чистоты, женщин в разноцветных нарядах, памятники и фотографии покойного С. Ниязова, постепенно сменяющиеся на Г. Бердымухаммедова, и телевидение, постоянно транслирующее чтение Рухнамы. Но большинство населения не могли позволить себе квартиры в этих сверкающих домах, несмотря на то, что газ, свет, вода для них бесплатны. Изучение Рухнамы включено в образование. Но ничего, ассоциирующегося с действительностью там не было. Зарплаты были довольно низкие: хватало лишь на необходимые вещи (еда, одежда). Выехать за границу люди не в состоянии. Развитый наркотрафик обеспечил доступ молодежи (в частности, мужского населения) к наркотиками. Смертность от употребления наркотиков стала катастрофичной. Выехав за пару километров от Ашхабада можно  было увидеть людей, живущих в пустынях, без водопровода и всех благ цивилизации. Они выживали лишь за счет продажи государству продуктов питания (арбузы, дыни) и крупного рогатого скота. Библиотек, театров, оперы там не было. Интернет провели совсем недавно, но за его деятельностью активно следят. Так же имеет место быть цензура. Так ли хороша политическая система в этом регионе, если народ даже представления не имеет о другой жизни? А теперь самые проблемные регионы: Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Постоянные митинги в Кыргызстане и огромное количество гастарбайтеров в России дают понять об их жизни. При А. Акаеве страна вступила в полосу кризисов, которые углублялись с каждым разом. То же самое происходило при К. Бакиеве. Ни один из них не пытался поднять страну, а лишь заботился о собственном имуществе.

Узбекистан. Он давно находился за чертой бедности, но не признает этого. Во всех СМИ говорится только о процветающей республике. Все митинги жёстко подавляются. Нагнетается негативное отношение к России. В связи с таким положением в Республике, люди ищут любую возможность покинуть страну. Россия, защищая интересы собственного населения, в противовес такой политики Президента Узбекистана, отказала его жителям в получении гражданства, поэтому все стараются переехать в соседний Кыргызстан, чтобы иметь возможность стать гражданином РФ. Однако отношение к вынужденным мигрантам в Узбекистане весьма негативное. К примеру, 4 июня 2013 года, в Ташкенте, Президент Узбекистана Ислам Каримов (умер в 2016 году)называл своих сограждан, трудящихся на заработках в России, «лентяями». Глава государства заявлял, что мигранты «позорят» страну и вызывают отвращение. По данным Федеральной миграционной службы России, из более 10 млн. иностранцев свыше 2 млн. являются гражданами Узбекистана. Они занимают первое место среди всех остальных мигрантов. Согласно только официальным данным Центрального банка РФ, в 2012 году трудовые мигранты из Узбекистана отправили на родину 6,084 млрд. $ Данная цифра почти на 33% больше, чем в 2011 году. В этом отношении узбеки также стоят на первом месте среди представителей других республик. За узбеками следуют граждане Таджикистана, отправившие 3,952 млрд. $, на третьем месте — мигранты с Украины. Они отправили домой только в 2012 году 2,982 млрд. $ (Подробнее: http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/06/24/1144333.html).

Таджикистан. В Республике сложилась так называемая «постсоветская общественно-экономическая модель», которая в общих чертах характерна для всех республик бывшего Союза. Эта модель отличается следующими общими особенностями: 1) недостаточное применение принципа разделения властей; 2) доминирование командно-административного метода управления; 3) непрозрачность власти, сращивание власти и собственности и концентрация и того и другого в руках – относительно узкого круга/группы элит; 4) непропорциональное развитие теневой экономики и так далее.

Вместе с тем таджикская модель (как и все остальные) обладает рядом специфических черт. Основным фактором  явилась гражданская война, продлившаяся более пяти лет. Межтаджикский конфликт до сих пор считается не только одним из самых продолжительных, но и одним из наиболее ожесточенных на постсоветском пространстве. Он привел к следующим последствиям:

1)Масштабная миграция (беспрецедентная по масштабу на всем постсоветском пространстве). В первую очередь речь идет об эмиграции русскоязычного населения. К нему в Таджикистане традиционно относили не только этнических русских, но и выходцев с Кавказа и Поволжья. Также в эту группу попала значительная часть душанбинцев, для которых русский язык стал основным языком общения. В 1990-е же гг. страну покинула и подавляющая часть национальной интеллигенции, сформированной за годы советской власти. Отток образованной части населения привел к резкому, даже по постсоветским меркам, упадку науки и системы образования. Экономика Таджикистана давно упала. Население безграмотно. В деревнях отсутствует даже сотовая связь. Продукты питания очень дорогие, несмотря на мизерные зарплаты. Высокая преступность и национальная нетерпимость делает опасным пребывание в республике. С 1992 г. страной, вместе с наиболее обеспеченной частью населения, управляет Президент Эмомоли Рахмон (Эмомоли Шарипович Рахмонов).

При его управлении, к 2010 г. окончательно оформилась настоящая социально-экономическая модель Таджикистана.

Во-первых, политическая система слабо сбалансирована; власть чрезмерно централизована, оппозиция постепенно уходит на периферию, развитие гражданского общества существенно отстает. При этом доступ к ресурсам сосредоточен в руках относительно небольшой группы элит; в условиях недостатка ресурсов центральные элиты сегодня все дальше идут в регионы, где они сталкиваются с интересами местных региональных элит.

Во-вторых, таджикская экономика является «миграционной (грубо говоря, «гастарбайтерской») экономикой», или «экономикой денежных переводов», которые составляют 60% ВВП страны. По сути дела, это сырьевая экономика. В таджикском варианте в роли сырья выступают человеческие ресурсы. Так, по данным Всемирного банка на 2010 г., по соотношению переводов к ВВП Таджикистан занимал 1-е место в мире.

В 2014 г. таджикская экономика также выживает, по сути дела, благодаря экспорту трудовых ресурсов. При этом денежные переводы из России составляют боле 90% от объема всех переводов.

При этом Республика продает все, что только можно продать. Даже во вред собственному народу. Люди зимуют без отопления, электричество лишь на несколько часов в день, безработица, экстремисты, наркотики. О политической системе можно сказать одно – Эмомоли Рахмон (Эмомоли Шарипович Рахмонов) управляет страной с 1992 г. вместе с наиболее обеспеченной частью населения. Экономика давно упала. Население безграмотно. В деревнях отсутствует даже сотовая связь. Продукты питания очень дорогие, несмотря на мизерные зарплаты. Высокая преступность и национальная нетерпимость делает опасным пребывание в республике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow