В рамках этой модели депрессии можно выделить два этапа исследований. На первом этапе в эксперименте с болевым воздействием участвовало три группы животных. Было обнаружено, что у группы собак, которые не могли избежать болевого воздействия, несмотря на длительные усилия, впоследствии формировалось поведение, получившее название «выученной беспомощности» — пассивное и покорное страдание без попыток избавиться от источника боли (см. подробнее т. 1, гл. 4).
168
Как полагали авторы концепции, психофизиологическое состояние выученной беспомощности у животных можно рассматривать как аналог депрессии у человека. Кульминационной точкой этого этапа стало исследование С.Хирото, который про-Юлил с людьми эксперименты, совершенно аналогичные опытам М.Селигмена с собаками, только вместо болевого шока использовались неприятные слуховые стимулы. Испытуемые, которые Никак не могли избежать их воздействия, в дальнейших испытаниях становились пассивными и беспомощными перед лицом Такого тривиального раздражителя, как неприятный звук.
|
|
Принципиально важным оказалось следующее наблюдение: каждый третий из тех, кого С.Хирото пытался ввергнуть в состояние беспомощности, не капитулировал. Впрочем, и каждое Третье из экспериментальных животных не удавалось сделать беспомощным при воздействии неустранимого шока. Возник закономерный вопрос: каковы психологические характеристики тех, кто не сдается перед лицом неконтролируемых негативных событий? Помимо влияния предшествующего неприятного опыта, С.Хирото удалось выявить еще два фактора, влияющих на возникновение беспомощности: 1) знание (или его отсутствие) о возможности отключить неприятный звук; 2) внутренний или внешний локус контроля. Испытуемые с внешним локусом были более склонны к беспомощному поведению. М.Селигмен и его коллеги сделали вывод о том, что состояние выученной беспомощности приводит к тройственному дефициту. 1) моти-вационный ' — проявляется в торможении попыток активно вмешаться в ситуацию; 2) когнитивный — мешает научиться тому, что активное поведение в новых (уже подконтрольных для испытуемого) условиях может оказаться продуктивным; 3) эмоциональный — проявляется в состоянии подавленности или депрессии в силу бесплодности собственных действий (цит. по: Хекхаузен X. — 1986).
Второй этап исследований был посвящен стилю каузальной атрибуции и его связи с депрессией (Seligmen M. — 1979). На основе предшествующих экспериментов М.Селигмен предположил, что беспомощность и депрессия связаны с атрибуциями, т.е. с тем, как люди определяют причины происходящих с ними событий. Для проверки данной гипотезы был разработан Опросник атрибутивного стиля (ASQ\ Seligmen M. — 1979). Эта процедура предлагает испытуемым описание 12 гипотетических событий, причем шесть из них с хорошим концом, а другие шесть — с плохим. Одна половина ситуаций описывает межличностные события, другая — события в сфере достижений. Инструкция предлагает испытуемому высказать соображения о причине каждого события, а затем оценить эту причину по параметрам «интернальность», «стабильность», «глобальность».
|
|
169
Многочисленные исследования, проведенные на студенческой и клинической выборках, в значительной степени подтвердили новую версию модели «выученной беспомощности», которая ставит во главу угла не только отсутствие подкрепления активного поведения, но и когнитивный стиль в виде экстернальной атрибуции негативных событий, а также восприятия их как стабильных во временной перспективе и глобальных для разных сфер жизни.