Макросоциальный уровень: дисфункциональные перфекционист-ские ценности современной культуры, ведущие к фиксации на личном успехе и совершенстве, а также к конкурентности в отношениях с другими людьми; высокий уровень повседневного стресса в обществе.
Семейный уровень: дисфункциональные семейные коммуникации в виде высокого уровня критики, индуцирования тревоги и недоверия к людям, высокий уровень контроля и подавление спонтанной активности ребенка, симбиотические связи в семейной системе; частые конфликты, высокий уровень семейного стресса, насилие в семье.
Личностный уровень: нарушения переработки информации в виде различных когнитивных искажений, таких как катастрофизация (преувеличение опасности), негативное селектирование (тенденция избирательно воспринимать и запоминать негативные аспекты ситуации) и персонализация (склонность относить нейтральные события на свой счет с негативным смыслом); когнитивная «тревожная триада» (я слаб, мир опасен, люди враждебны), поведение избегания, травматический прошлый опыт, негативные когнитивные схемы.
|
|
Интерперсональный уровень: недоверие и враждебность по отношению к окружающим, низкий уровень социальной поддержки.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы симптоматические проявления тревожных расстройств? Какие основные типы тревожных расстройств выделяются в МКБ-10?
2. Какие инструменты диагностики тревожных расстройств вы знаете?
227
3. Какие механизмы формирования тревожного расстройства выдс ляются в психоаналитических моделях?
4. Какие механизмы формирования тревожного расстройства выделяются в когнитивно-бихевиоральных моделях тревоги?
5. В чем специфика экзистенциально-гуманистической модели тревожных расстройств?
6. Какие факторы тревожного расстройства можно выделить в рамках биопсихосоциальных моделей?
7. Какие результаты были получены в исследованиях семейного контекста больных тревожными расстройствами?
8. Каковы основные мишени психологической помощи при тревожных расстройствах?
Рекомендуемая литература
Карсон Р., Башнер Док., Минека С. Анормальная психология. — СПб., 2004. - С. 277 - 359.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия / Основные направления современной психотерапии: учеб. пособие. — М., 2000. — С. 246 — 250.
Дополнительная литература
Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: в 2 т. — М., 1998.-Т. 1.-С. 366-423.
Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. — СПб., 1994. — С. 131-144.
Холмогорова А. Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. — М., 2011. — С. 26 — 33; 235 — 290.
|
|
ГЛАВА 5
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Случается также, что травматическое событие, потрясающее все основы жизни, так парализующе действует на людей, что они теряют всякий интерес к настоящему и будущему, и их душевная жизнь надолго заполняется прошлым...
3. Фрейд
У всех есть предел прочности, и можно ожидать, что у среднего человека при стрессе достаточно высокого уровня впоследствии разовьются те или иные психологические нарушения (которые могут быть либо краткосрочными, либо долговременными).
Р. Карсон, Дэн:. Башнер, С. Минека
Краткий очерк истории изучения