Мишени психологической и психосоциальной помощи

Макросоциальный уровень: дисфункциональные перфекционист-ские ценности современной культуры, ведущие к фиксации на личном успехе и совершенстве, а также к конкурентности в отношениях с другими людьми; высокий уровень повседневного стресса в обще­стве.

Семейный уровень: дисфункциональные семейные коммуникации в виде высокого уровня критики, индуцирования тревоги и недоверия к людям, высокий уровень контроля и подавление спонтанной актив­ности ребенка, симбиотические связи в семейной системе; частые конфликты, высокий уровень семейного стресса, насилие в семье.

Личностный уровень: нарушения переработки информации в виде различных когнитивных искажений, таких как катастрофизация (пре­увеличение опасности), негативное селектирование (тенденция из­бирательно воспринимать и запоминать негативные аспекты ситуации) и персонализация (склонность относить нейтральные события на свой счет с негативным смыслом); когнитивная «тревожная триада» (я слаб, мир опасен, люди враждебны), поведение избегания, травматический прошлый опыт, негативные когнитивные схемы.

Интерперсональный уровень: недоверие и враждебность по от­ношению к окружающим, низкий уровень социальной поддержки.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы симптоматические проявления тревожных расстройств? Какие основные типы тревожных расстройств выделяются в МКБ-10?

2. Какие инструменты диагностики тревожных расстройств вы знаете?

227


3. Какие механизмы формирования тревожного расстройства выдс ляются в психоаналитических моделях?

4. Какие механизмы формирования тревожного расстройства выде­ляются в когнитивно-бихевиоральных моделях тревоги?

5. В чем специфика экзистенциально-гуманистической модели тре­вожных расстройств?

6. Какие факторы тревожного расстройства можно выделить в рам­ках биопсихосоциальных моделей?

7. Какие результаты были получены в исследованиях семейного кон­текста больных тревожными расстройствами?

8. Каковы основные мишени психологической помощи при тревож­ных расстройствах?


Рекомендуемая литература

Карсон Р., Башнер Док., Минека С. Анормальная психология. — СПб., 2004. - С. 277 - 359.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная пси­хотерапия / Основные направления современной психотерапии: учеб. пособие. — М., 2000. — С. 246 — 250.

Дополнительная литература

Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: в 2 т. — М., 1998.-Т. 1.-С. 366-423.

Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класси­фикация психических и поведенческих расстройств. — СПб., 1994. — С. 131-144.

Холмогорова А. Б. Интегративная психотерапия расстройств аффек­тивного спектра. — М., 2011. — С. 26 — 33; 235 — 290.



ГЛАВА 5

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Случается также, что травматическое событие, по­трясающее все основы жизни, так парализующе действует на людей, что они теряют всякий интерес к настоящему и будущему, и их душевная жизнь на­долго заполняется прошлым...

3. Фрейд

У всех есть предел прочности, и можно ожидать, что у среднего человека при стрессе достаточно высо­кого уровня впоследствии разовьются те или иные психологические нарушения (которые могут быть либо краткосрочными, либо долговременными).

Р. Карсон, Дэн:. Башнер, С. Минека

Краткий очерк истории изучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: