Глава 3. Герои Древней Греции

 

Герои которые присутствуют в любой мифологии, редко могут быть выделены так же четко, как в греческой мифологии. История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии <http://ulenspiegel.od.ua/mify-gretsii>. От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей герои совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

В отличие от богов, способных создавать культурные объекты чисто магическим путем, "извлекать" их так или иначе из самих себя, герои находят и добывают эти объекты готовыми, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их у первоначальных хранителей. Эсхил рассказывает о том, как Зевс, правящий всем миром в качестве жестокого тирана, наказывает восставшего против него титана Прометея.

Могучий титан вопреки воле Зевса похитил с Олимпа огонь и дал его людям; он дал им знания, научил земледелию, ремеслам, постройке кораблей, чтению и письму; этим Прометей сделал жизнь людей счастливее и поколебал власть Зевса и его помощников - олимпийских богов. Но главная вина Прометея, та, что он не хочет открыть Зевсу тайну, от кого родится у Зевса сын, который будет могущественнее его и свергнет его с престола. Маркс за те слова, которые говорит Прометей: "По правде всех богов я ненавижу", - и за его ответ Гермесу: "Знай хорошо, что я б не променял своих скорбей на рабское служение. Мне лучше быть прикованным к скале, чем верным быть прислужником Зевса", - говорит о нем так: "Прометей - самый благородный святой и мученик в философском календаре"

Герой должен выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, следить за порядком жизни и наблюдать за справедливостью, мер, законов. Обычно герой наделяется сверхчеловеческими возможностями, он не бессмертен. Существует мифы о попытках богов сделать героев бессмертными. Желание нарушить баланс сил смерти и бессмертного мира наказывается Зевсом. Это хорошо представлено в мифе о Геракле. Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый подвиг. Он должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа геспериды, три золотых яблока. Яблоки эти росли на золотом дереве, выращенном богиней земли Геей в подарок великой Гере в день ее свадьбы с Зевсом. Чтобы совершить этот подвиг, нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшим глаз сном.Требуется не одно поколение, чтобы создать героя, кроме того жизни одного героя не всегда хватает, чтобы выполнить предначертания богов. Очень часто в мифах герои испытывают мучительную смерть. В эпоху раннего героизма борьба героев с чудовищами: подвиги Геракла, борьба Персея с Горгоной. Мифические герои зачастую выступают в роли посредников между богами и людьми. Герои действуют по правилу богов или с их помощью. Но иногда воинственный характер героев приводят к богоборчеству. Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев. Героям нужна для совершения подвигов сверхъестественная сила, которая лишь частью присуща им, обычно в силу божественного происхождения.

Культ умерших героев получает развитие в начале первого тысячелетия. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы, им отводили священные участки, вблизи их погребений устраивали состязания певцов. Плачи по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен. Герой Геракл считался установителем Немейских игр. Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других - как герою. Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например, Посейдона. Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы. Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны было возведено множество храмов. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях. Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц.

Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы. В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.



Заключение

 

В данной научной работе мы проанализировали историю появления и развития мифологии в Древней Греции, ее особенности. Рассмотрели появление культа богов и героев. Религия древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре средиземноморских народов. У древних греков существовало великое множество самых разных богов. Греки наделялись их качествами, присущими обычно людям, - добротой, благородством, бесстрашием. Однако зачастую боги бывают безжалостными, коварными и мстительными. Герои, жизнь которых была насыщена приключениями. Кроме того, мифы, эпосы о богах и героях Древней Греции содержат поучительную информацию, мораль, отражают поведение людей, весь наш окружающий мир. Мы можем найти путь в сложный мир греческой мифологии, если будем исследовать повседневную древнегреческую реальность, и проводить параллели с тем, как она преобразуется в мифах. Греческие мифы - «хороший повод задуматься», они выявляют реальные переживания посредством изложения удивительных повествований. Возможно, благодаря всей совокупности вышеперечисленных аспектов и по сегодняшний день эта часть древнегреческой культуры не остается без внимания науки, обычных людей. Европейская культура, в том виде, в котором знакомы с ней современные люди, своим происхождением обязана Греческим корням. Мы, порой, даже не подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу жизнь.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: