Периоды развития древнегреческой мифологии

Мифология Древней Греции как и любая другая мифология и религия имеет свою историю развития и различает несколько этапов развития. Первый период называется Доолимпийским. Доолимпийский период жизнь воспринимается первобытным сознанием хаосом. Окружающее мир становится живым, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами. Земля <http://www.greekroman.ru/haea.htm> представляется первобытному сознанию живой. Одушевленным становится все из себя производящей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Земля ассоциируется с женщиной, она является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей, так и земля понимается как источник жизни, богов, демонов, людей. На раннем этапе, то есть на стадии собирательно-охотничьего хозяйства, сознание ограничено непосредственно чувственным восприятием, видимыми и осязаемыми вещами и явлениями, которые одушевляются, но на них переносятся социальные функции общинно-родового строя. Магической силой наделялся весь мир, и демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно обитало. Например, Зевс <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> - верховное божество в позднейший греческой мифологии - почитался первоначально в городе Сикионе (Пелопоннес) в виде каменной пирамид. Несмотря на все позднейшее идейно-художественное развитие таких образов, как Зевс <http://www.greekroman.ru/zeus.htm>, Гера <http://www.greekroman.ru/hera.htm>, Аполлон <http://www.greekroman.ru/apollo.htm>, Афина Паллада, Афродита <http://www.greekroman.ru/aphrodite.htm>, Эрот <http://www.greekroman.ru/erot.htm>, хариты <http://www.greekroman.ru/graces.htm>, Геракл <http://www.greekroman.ru/hero/hercules.htm>, их продолжали почитать в виде камней и кусков дерева (обработанных и необработанных) даже в период наибольшего расцвета греческой цивилизации. Змей и змея - наиболее типичные хтонические <http://www.greekroman.ru/glossary/h.htm> животные, т.е. олицетворяют природную мощь. Появление в поздних мифах героев <http://www.greekroman.ru/hero/hero.htm>, убивающих драконов, является наилучшим свидетельством борьбы новой культуры с хтонизмом <http://www.greekroman.ru/glossary/h.htm> вообще. Немалую роль в культе и мифе играла собака, вплоть до представления человеческих душ в виде хтонических <http://www.greekroman.ru/glossary/h.htm> собак. Особой популярностью пользовалась также мифология быка и коровы. Распространено было представление о верховном божестве как о быке на Крите. В виде коня представлялся Посейдон <http://www.greekroman.ru/poseidon.htm>, архаический миф указывает на его брак с Деметрой <http://www.greekroman.ru/demeter.htm> в образе лошади. Несомненно, сам человек мыслился вполне фетишистски <http://www.greekroman.ru/glossary/f.htm>; его духовная жизнь целиком отождествлялась либо с его функциями, либо со всем человеческим организмом. Фетишистски <http://www.greekroman.ru/glossary/f.htm> представлялся человеческий и вообще животный организм и его части. Глаза Медузы <http://www.greekroman.ru/gorgons.htm>, одной из горгон <http://www.greekroman.ru/gorgons.htm>, превращают в камень все, на что она устремляет свой взор. Фетишистские <http://www.greekroman.ru/glossary/f.htm> представления переносились не только на отдельного человека, но на всю родовую общину. Люди думали, что весь данный род представлен каким-нибудь животным, каким-нибудь растением или даже неодушевленной вещью. Фетишистское <http://www.greekroman.ru/glossary/f.htm> понимание охватывало всю природу, весь мир, который представлялся как единое живое тело, на первых порах обязательно женское. Небо <http://www.greekroman.ru/uranus.htm> и земля <http://www.greekroman.ru/haea.htm>, земля <http://www.greekroman.ru/haea.htm> и море, море и преисподняя <http://www.greekroman.ru/tartaros.htm> очень слабо различались между собой в первобытном сознании. Такое представление сохранялось в Греции еще в классическую эпоху, когда говорили о Зевсе <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> Олимпийском и Зевсе <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> Подземном, о Посейдоне <http://www.greekroman.ru/poseidon.htm> как "земледержце" и "землепотрясателе" и в то же время о Посейдоне <http://www.greekroman.ru/poseidon.htm> как о морском божестве. По мере развития производящего хозяйства человек начинает интересоваться составом, смыслом и принципами вещей, их строением. Тогда-то человек научился отделять "идею" вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши <http://www.greekroman.ru/glossary/f.htm> - отделять идею фетиша <http://www.greekroman.ru/glossary/f.htm> от самого фетиша <http://www.greekroman.ru/glossary/f.htm>, то есть отделять магическую силу демона вещи от самой вещи - так совершился переход к анимизму <http://www.greekroman.ru/glossary/a.htm>. Как и фетишизм <http://www.greekroman.ru/glossary/f.htm>, анимизм <http://www.greekroman.ru/glossary/a.htm> имел свою историю. Вначале существовало представление, что демон вещи настолько неотделим от самой вещи, что с ее уничтожением он тоже прекращает свое существование. Затем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них и сохраняться после уничтожения этих вещей подобно нимфам <http://www.greekroman.ru/nymphs.htm> дерева дриадам <http://www.greekroman.ru/nymphs2.htm> уже остающимся в живых после уничтожения самого дерева. Первоначальный анимизм <http://www.greekroman.ru/glossary/a.htm> связан с представлением о некоей силе, злой или благодетельной, определяющей судьбу человека. У Гомера <http://www.greekroman.ru/lib/auth/homer.htm> имеется много примеров именно такого безыменного, безликого, внезапно действующего совершенно неожиданного и страшного демона. Олимпийские боги <http://www.greekroman.ru/olympians.htm> тоже бывают страшными, но они имеют человеческий вид, имена, к ним можно обращаться с просьбами, с ними возможно общение. Демон - это первоначально та внезапно действующая сила, о которой человеку ничего не известно, его законченного образа еще не существует, но он уже не является фетишем <http://www.greekroman.ru/glossary/f.htm>. В дальнейшем эти демоны станут обладать разной силой воздействия на человеческую жизнь и природу. С момента, когда прежде безличный демон получает ту или иную индивидуализацию, происходит переход от преанимизма к анимизму <http://www.greekroman.ru/glossary/a.htm>. Боги и демоны греческой мифологии мыслятся обычно как существа материальные, чувственные. Они обладают самым обыкновенным телом, хотя оно возникает из разных видов материи. Если древние греки представляли себе, что самая грубая и тяжелая материя - это земля, вода же есть нечто более разреженное, а воздух еще тоньше, чем вода, и тоньше воздуха огонь, то и демоны состояли из всех этих стихий. Боги же состояли из материи еще более тонкой, чем огонь, а именно - из эфира. Они блюдут уставы земли и преследуют всякого преступника против земли и прав материнского родства. Все это примеры в первобытном человеческом сознании человека попали из природы, рассматривавшего себя как неотъемлемую ее часть.

Затем на смену Доолимпийскому периоду приходит Олимпийский. Этот период связан с переходом от матриархата к патриархату, появляются герои <http://www.greekroman.ru/hero/hero.htm>, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон <http://www.greekroman.ru/apollo.htm> убивает пифийского дракона <http://www.greekroman.ru/pyphone.htm> и основывает на этом месте свое святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс <http://www.greekroman.ru/zeus.htm>, которому подчиняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община появляется теперь на небе или, что то же самое, на горе Олимп <http://www.greekroman.ru/olymp.htm>. Отсюда понятия "олимпийские боги <http://www.greekroman.ru/olympians.htm>", "олимпийская мифология". Зевс <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает титанов <http://www.greekroman.ru/titans.htm>, киклопов <http://www.greekroman.ru/cyclopes.htm>, заточает их под землю, в тартар <http://www.greekroman.ru/tartaros.htm>. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини-матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера <http://www.greekroman.ru/hera.htm> стала покровительницей браков и моногамной семьи, Великая богиня Гера, жена Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка. Деметра <http://www.greekroman.ru/demeter.htm> - культурного земледелия, Афина Паллада - честной, открытой и организованной войны, Афродита <http://www.greekroman.ru/aphrodite.htm> - богиней любви и красоты, Гестия <http://www.greekroman.ru/hestia.htm> - богиней домашнего очага. Даже Артемида <http://www.greekroman.ru/artemis.htm>, которая сохранила древние охотничьи функции, приобрела красивый и стройный вид и превратилась в образец дружелюбного и сердечного отношения к людям. Ремесло также обрело своего покровителя, а именно - Гефеста <http://www.greekroman.ru/hephaistos.htm>. Богами патриархального уклада жизни стали Афина <http://www.greekroman.ru/athene.htm> Паллада и Аполлон <http://www.greekroman.ru/apollo.htm>, которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Гермес <http://www.greekroman.ru/hermes.htm> из прежнего примитивного божества превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю, он водит по дорогам земли и даже сопровождает души в загробный мир. Не только боги и герои <http://www.greekroman.ru/hero/hero.htm>, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более уверенно ориентироваться в ней вместо того чтобы прятаться от нее, находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если раньше нимфы <http://www.greekroman.ru/nymphs.htm> рек и озер - то нимфы морей - нереиды <http://www.greekroman.ru/nymphs2.htm>, а также нимфы гор, лесов, полей и др. - это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной и поэтизированной. Власть над морской стихией принадлежит не только грозному Посейдону <http://www.greekroman.ru/poseidon.htm>, но и довольно мирному и мудрому богу морей Нерею. Рассеянные в природе нимфы становятся предметом поэтического любования. Всем правил Зевс <http://www.greekroman.ru/zeus.htm>. Прежде он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией. Характерно окружение Зевса <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> на Олимпе <http://www.greekroman.ru/olymp.htm>. Около него Ника <http://www.greekroman.ru/nike.htm> ("победа") - уже не страшный и непобедимый демон, а прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи самого же Зевса <http://www.greekroman.ru/zeus.htm>. Фемида <http://www.greekroman.ru/themis.htm> раньше тоже ничем не отличалась от земли и была страшным законом ее стихийных и беспорядочных действий. Теперь она воспринимается как богиня права и справедливости, богиня правопорядка, находящаяся возле Зевса <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> как символ его благоустроенного царства. Детьми Зевса <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> и Фемиды являются оры - веселые, прелестные, благодетельные, вечно танцующие боги ни времен года и государственного распорядка, справедливейшим образом ниспосылающие с неба атмосферные осадки путем открывания и закрывания небесных ворот. Рядом с Зевсом <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> также и Геба <http://www.greekroman.ru/heba.htm> - символ вечной юности, и мальчик-виночерпий Ганимед <http://www.greekroman.ru/hanymede.htm>, некогда похищенный с земли Зевсом <http://www.greekroman.ru/zeus.htm>-орлом. Даже мойры <http://www.greekroman.ru/moyres.htm> - страшные и неведомые богини рока и судьбы, управлявшие всем мирозданием, трактуются теперь как дочери Зевса <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> и ведут блаженную жизнь на Олимпе <http://www.greekroman.ru/olymp.htm>. Звери приручаются человеком - отголосок этого сохранился в мифе о Геракле <http://www.greekroman.ru/hero/hercules.htm>, усмирившем диких коней Диомеда <http://www.greekroman.ru/hero/other/d.htm>. Гермес <http://www.greekroman.ru/hermes.htm> и Пан <http://www.greekroman.ru/pan.htm> следят за стадами и не дают их никому в обиду. Подвиги Геракла <http://www.greekroman.ru/leg/legends.htm> - вершина героической деятельности. Тема победы смертного человека над природой звучит и в других греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс <http://www.greekroman.ru/sphinx.htm>, она бросилась со скалы. Когда Одиссей <http://www.greekroman.ru/hero/odysseus.htm> (или Орфей <http://www.greekroman.ru/hero/orpheus.htm>) не поддался завораживающему пению сирен <http://www.greekroman.ru/sirens.htm> и невредимо проплыл мимо них, сирены <http://www.greekroman.ru/sirens.htm> в тот же момент погибли. Когда аргонавты <http://www.greekroman.ru/leg/argonauts.htm> благополучно проплыли среди скал Симплегад, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то Симплегады остановились навсегда. Когда же аргонавты <http://www.greekroman.ru/leg/argonauts.htm> прибыли в сад гесперид <http://www.greekroman.ru/nymphs2.htm>, те рассыпались в пыль и только потом приняли свой прежний вид.

И наконец, наступает Поздний героизм. Разложение родовых отношений, формирования новых государств в Греции нашел отражение в греческой мифологии, а именно в гомеровском эпосе <http://www.greekroman.ru/glossary/e.htm>. В нем отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, утонченным. Примеров воинской доблести у Гомера <http://www.greekroman.ru/lib/auth/homer.htm> сколько угодно, но у него же много примеров религиозного равнодушия, доходящего даже до критики авторитетнейших из богов. Герои в этой мифологии становятся смелее, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязание с богами. Например, Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> и Эгины и разгласил эту тайну среди людей Конечно, за все свои деяния неблагочестивые или безбожные герои несут то или иное наказание. Для этой эпохи разложения героической мифологии характерны мифы о родовом проклятии, которое приводит к гибели несколько поколений подряд. Фиванский царь Лай украл ребенка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всем роде Лая. Существуют мифы, по которым можно проследить, как греческая мифология приходила к самоотрицанию. Прежде всего это был миф, связанный с Дионисом <http://www.greekroman.ru/dionysos.htm> - сыном Зевса <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> и смертной женщины Семелы. Другой тип мифологического самоотрицания возник в связи с образом Прометея <http://www.greekroman.ru/prometheus.htm>. Сам Прометей - божество. Когда Зевс <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> побеждает титанов <http://www.greekroman.ru/titans.htm> и наступает героический век, Прометей за свою помощь людям терпит от Зевса <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> наказание - он прикован к скале в Скифии или на Кавказе. Наказание Прометея понятно, поскольку он противник олимпийского героизма, то есть мифологии, связанной с Зевсом. Поэтому в течение всего героического века Прометей прикован к скале, и у Гомера <http://www.greekroman.ru/lib/auth/homer.htm> о Прометее нет ни слова. Но вот героический век подходит к концу, незадолго до Троянской войны <http://www.greekroman.ru/leg/legends.htm> - последнего большого деяния героического века - Геракл <http://www.greekroman.ru/hero/hercules.htm> освобождает Прометея. Между Зевсом <http://www.greekroman.ru/zeus.htm> и Прометеем происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от бога. Таким образом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество вообще и в мифологическое восприятие мира. Недаром мифы о Дионисе и Прометее распространились на заре классового общества, в период формирования греческой полисной системы <http://www.greekroman.ru/glossary/p.htm>.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: