Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности муниципального образования

 

Рассмотрим методики оценки уровня Экономической Безопасности муниципального. Образования, для чего сформируем критерии и показатели.

Государство может обеспечить лишь защиту от наиболее важных и масштабных угроз, но повседневно каждый сталкивается с опасностями (в том числе и экономическими), которые носят местный характер. От подобных местных угроз экономической безопасности наиболее эффективно оградить может наиболее приближенная к населению власть - органы местного самоуправления.

Муниципальное образование представляет собой социально-экономическую систему нижнего базового уровня. Муниципальное образование следует рассматривать как систему, состоящую из четырех основных компонентов: социума, рынка, экономики и власти. Данная концепция представлена на рисунке 1.


Рисунок 1 - Система муниципального образования

 

Рассмотрим каждый компонент более подробно. Социум состоит из населения, общественных организаций и движений. Население, образующее социум, формирует потребности местного рынка. Рынок, образующий сегменты и ниши и состоящий из потребителей, дает населению удовлетворение потребностей. Экономика состоит из инфраструктурных и товарных отраслей, кластеров и организаций (корпораций). На рынке формируется спрос, экономические субъекты удовлетворяют этот спрос, сбывая свою продукцию. От социума субъекты получают рабочую силу, выплачивая сотрудникам зарплату. Власть обеспечивает социуму защиту (получая от него поддержку), управляет экономическими процессами муниципального образования (получая налоговые и неналоговые доходы), регулирует и развивает рынок. Развитый мощный рынок обеспечивает власти дополнительную силу [21, с. 15].

Муниципальное образование как система обладает определенными свойствами. Выделим наиболее существенные:

Динамичность - внутри происходят постоянные изменения, причем изменения в одном компоненте (уровне) вызывают изменения в других компонентах (уровнях).

Нелинейность - разные элементы имеют различное значения для функционирования системы, что помогает проранжировать их по степени значимости.

Детерминированность - заведомо предопределенная объективная значимость в системе определенных параметров.

Открытость - любой компонент и уровень системы связан с внешней средой, в результате чего происходит постоянная перекачка энергии, приводящая к росту энтропии.

Чувствительность - способность воспринимать внешние воздействия.

Рефлексивность - имеет модель самой себя и окружающей ее среды.

Адаптивность - изменяет внутренние параметры в соответствии с требованиями внешней среды.

Активность - имеет собственную систему целей и способы принятия решений.

Непрерывное совершенствование - естественная форма существования любой системы.

Экономическая безопасность представляет собой сложную и многоплановую конструкцию, систему которой можно рассматривать в различных аспектах. Например, Т.Д. Ромащенко отмечает, что экономическая безопасность - многоярусная система, концептуализируемая с различных позиций:

как потребность всех экономических субъектов, определяемая в то же время степенью удовлетворения других социально-экономических потребностей;

как свойство экономической системы, пронизывающее все производственные отношения и детерминированное родовым признаком, «матрицей безопасности»;

как состояние экономики, характеризуемое оптимальным соотношением продуктивности, эффективности, гибкости, адаптогенности;

как функция по обеспечению необходимого и достаточного уровня безопасности [37, c. 103].

Сложность структуры экономической безопасности обусловливает возможность различного подхода к систематизации составляющих ее компонентов.

Л.И. Абалкин выделяет составные элементы системы экономической безопасности, исходя из ее понимания как совокупности условий и факторов, обеспечивающих независимость и устойчивость экономики. По мнению Л.И. Абалкина, экономическая безопасность включает в себя следующие элементы:

экономическую независимость, которая сейчас не носит абсолютный характер.

стабильность и устойчивость экономики, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию;

способность к саморазвитию и прогрессу: создание благоприятных условий для инвестиций и инноваций, повышение образовательного, культурного и профессионального уровня работников [19, c.10].

По нашему мнению, выделенные Л.И. Абалкиным факторы, не стоит рассматривать как элементы системы экономической безопасности. Исходя из смысла, представленного выше перечисления, наиболее вероятно считать их требованиями, которым должна отвечать экономическая безопасность, для того чтобы она могла реализовать свои задачи и функции.

Система безопасности муниципального уровня призвана обеспечить защиту интересов всех компонентов муниципального образования. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из проблем, стоящих перед органами местного самоуправления. В состоянии безопасности муниципальная система обладает некоторыми свойствами:

Торможение - внутри запускается механизм торможения, который не допускает внутренних изменений в системе.

Линейность - разные компоненты имеют одинаковое значения для функционирования системы, что не позволяет проранжировать их по степени значимости.

Отсутствие детерминированности - поскольку система линейна, что не позволяет определить направление ее развития.

Закрытость - все компоненты и уровни муниципального образования изолированы от внешней среды, в результате чего нет перекачки энергии, необходимой для развития.

Грубая неспособность воспринимать внешние воздействия в силу закрытости. Восприятие только самых мощных воздействий, реагирование только на сильные сигналы.

Рефлексивность - отсутствуют модель самой системы и окружающей ее внешней среды. Основная модель реагирования на внешнюю среду - защита.

Косность - муниципальное образование существует сравнительно долгое время без изменений.

Пассивность - цель и способы принятия решений отсутствуют [21, c.16].

Экономическая безопасность муниципального образования направлена на несколько объектов, которые представлены на рисунке 2. На данном рисунке в качестве одного из объектов обозначена территория муниципального образования. Территорию муниципального образования составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, включающие земли общего пользования, территории традиционного природопользования, рекреационные земли, земли, необходимые для развития муниципального образования, и другие земли в его границах, обеспечивающие жизнедеятельность населения, независимо от форм собственности и целевого назначения, водные и иные объекты в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Следующим объектом, представленном на рисунке, является население муниципального образования. Население муниципального образования - граждане Российской Федерации, проживающие на его территории, на основаниях, устанавливаемых действующим законодательством.

Последним объектом является всё, относящееся к экономике, расположенное на данной территории (пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).

 

Рисунок 2 - Виды объектов экономической безопасности муниципального образования

 

В научной литературе многими авторами отмечено сущностное сходство системы экономической безопасности с другими более традиционными системами безопасности, например с обеспечением обороны. Так, И.Г. Напалкова указывает: теоретически целесообразно и практически необходимо использовать разумную аналогию в данных родственных системах и при формировании элементов и механизма экономической безопасности. Реализуя данный подход, И.Г. Напалкова выделяет главные элементы экономической безопасности, которыми, по ее мнению, являются:

прогнозирование и оценка действительных и возможных угроз экономической безопасности субъекта;

разработка основных направлений деятельности в этой сфере;

внешнее и внутреннее правовое регулирование;

строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности сил и средств;

адекватная система планирования применения сил и средств в случае непосредственного воздействия деструктивного фактора (угрозы);

формирование и совершенствование органов и методов управления как системой экономической безопасности субъекта, так и другими его органами, частями и подразделениями, техническими системами;

планирование перевода органов управления и деятельности субъекта экономической безопасности в режим работы в условиях непосредственного воздействия деструктивного фактора (угроз);

«мобилизационная» (личная) подготовка кадрового состава субъекта экономической безопасности к возможному переходу к действиям в условиях воздействия деструктивного фактора;

создание соответствующих запасов материальных средств и других мобилизационных резервов обеспечения экономической безопасности;

планирование и осуществление мероприятий по гражданской и т.п. обороне субъекта в части, связанной с его экономической безопасностью;

оперативное оборудование территории и техники;

обеспечение защиты сведений, составляющих тайну;

применение науки в интересах экономической безопасности субъекта;

координация деятельности органов управления субъекта на случай отражения воздействия деструктивных факторов;

адекватное финансирование и контроль над эффективностью расходования выделенных средств;

сотрудничество с другими субъектами в целях коллективной и совместной экономической безопасности [31, c.93].

Но для И.Г. Напалковой система экономической безопасности рассматривается как комплекс мер по ее обеспечению, что противоречит нашей точке зрения, высказанной ранее о невозможности сведения понятия экономическая безопасность только к мерам по её обеспечению.

На наш взгляд, система экономической безопасности муниципального образования предстает как трехуровневая структура, представленная на рисунке 3.


Рисунок 3 - Система экономической безопасности муниципального образования

 

Рассмотрим систему, представленную на рисунке, более подробно. Итак, нижний уровень экономической безопасности составляет материальная база, включающая в себя:

материальное производство (промышленность и сельское хозяйство);

финансовую систему;

бюджетную систему и бюджетное финансирование;

систему налогов и сборов (механизм, обеспечивающий приток достаточных средств в бюджет муниципальных образований).

Средний уровень экономической безопасности состоит из организационной и правовой основ:

организационная основа экономической безопасности (система органов муниципальной власти, обеспечивающих формирование и реализацию политики в области экономической безопасности);

правовая основа (система нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере экономической безопасности и служащих правовым средством обеспечения экономической безопасности).

И верхний уровень системы экономической безопасности составляют меры ее обеспечения [15, c. 55].

Как уже неоднократно отмечалось, обеспечить наиболее эффективное решение проблем локального характера могут только местные органы власти, в связи с их особым положением. При учете особенностей проблем обеспечения муниципальной экономической безопасности необходимо выработать особую систему параметров, ориентированной на небольшую территорию. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы в основном на федеральный и региональный уровни, но специфические особенности муниципальных проблем требуют специального изучения проблем показателей безопасности для муниципальных образований. Целями использования специальной для муниципальных образований методики являются: оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере муниципального образования; оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом; разработка и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности [50, с. 67].

Итак, прогноз проблем возможен только на основе специального анализа ситуаций и тенденций. Распознавание строится как на созданных показателях, так и на специализированных, которые в будущем ещё придётся разрабатывать. Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их конструирования и практического использования, последнее является наиболее слабым звеном в современном механизме работы муниципального образования. Для понятия сущности данной методической проблемы необходимо рассмотреть классификацию существующих показателей экономической безопасности. Классификация, представленная на рисунке 5, отражает особенности показателей экономической безопасности на муниципальном уровне, а именно: сложность и многоуровненность структуры; множество социально-экономических факторов, разнообразие существующих подходов к формированию систем показателей ее оценки.

безопасность муниципальный образование пермский


Рисунок 5 - Классификация показателей экономической безопасности муниципального образования

 

С точки зрения значимости предложенная классификация позволяет существенно упростить задачу выбора показателя (показателей), наиболее полно характеризующего ту или иную сферу экономики. К тому же классификация позволяет создать многоуровневые системы показателей, которые способны показать положение дел во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования.

Основные требования к системе социально-экономических показателей анализа муниципального образования:

- взаимосвязь с общей схемой анализа и показателей, используемых на иных уровнях;

совместимость действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;

соответствие перечню основных угроз экономической безопасности муниципального образования;

минимальность перечня социально-экономических показателей и простота интерпретации;

простота и наглядность проверки результатов анализа на соответствие существующему положению;

принадлежность показателей к одному временному периоду для описания социально-экономической ситуации;

возможность осуществления регулярного мониторинга и прогнозирования факторов, влияющих на уровень угроз безопасности муниципального образования [10, c. 94].

Положение в муниципальном образовании должно анализироваться с учетом набора индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз. Целевая направленность решения вопросов параметров и индикаторов состояния экономики заключается в своевременном выявлении факторов, сдерживающих экономический рост, прежде всего факторов, обуславливающих кризисные ситуации в целях их своевременного предупреждения [10, c. 96].

Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными. Критерии, в свою очередь, выражаются показателями экономической безопасности. Таким образом, сущность экономической безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей [9, c. 88].

Итак, критерий экономической безопасности - оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критерий не может приниматься как прямое руководство к действию, так как его корректировка и реализация должны соответствовать периодической перестройке ресурсно-производственного потенциала, созданию новых хозяйственных рычагов, структур управления.

Концепция риска в стратегии экономической безопасности включает в себя два важнейших элемента:

оценку риска;

управление риском.

Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер. Управление риском - предвидение возможных критических социально-экономических ситуаций для последующего предотвращения и смягчения их последствия. Поэтому оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска использование категорий потерь (ущерба) фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых [28, c. 34]. Выявление угроз экономической безопасности муниципального образования и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга.

К основным критериям, характеризующим интересы муниципального образования в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:

- расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры, муниципальной экономики;

границы критической зависимости муниципального образования от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;

- обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения муниципального образования» [28, c. 39].

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности муниципального образования:

- показатели состояния инфраструктуры;

демография, уровень и качество жизни;

динамика занятости населения;

состояние финансово-бюджетной и кредитной системы;

действенность механизмов правового регулирования;

состояние окружающей среды, экология [31, c.157].

Рассмотрим предложенные выше показатели более подробно. Итак, к показателям состояния инфраструктуры относятся: динамика воспроизводства, работоспособность и степень изношенности, техническая аварийность, число объектов инфраструктуры на 1 000 человек и др.

Такой критерий как демография характеризуют такие показатели как уровень рождаемости, уровень смертности, заболеваемости от различных причин, средняя продолжительность жизни. Уровень и качество жизни население на территории муниципального образования реализуются через такие показатели, как:

- среднемесячная начисленная зарплата, руб./чел.;

среднемесячный доход, руб./чел.;

среднемесячный размер пенсии, руб./чел.;

прожиточный минимум руб./чел. за месяц;

- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума %;

потребление важнейших видов продовольствия и уровень обеспеченности различными товарами длительного пользования.

Динамика занятости населения, в том числе по половозрастным и социальным группам населения муниципального образования оценивается исходя из уровня безработицы и т.д.

О состояние финансово-бюджетной и кредитной системы муниципального образования свидетельствует обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших муниципальных нужд, а именно:

бюджетная обеспеченность на 1 жителя всего руб., в т.ч. на здравоохранение, на образование, на ЖКХ;

общая площадь жилого фонда на 1 жителя, кв.м.;

сумма бюджетных средств выделенных учреждением культуры, тыс. руб.;

общая сумма бюджетных средств выделенных учреждением физической культуры и спорта, тыс. руб.;

число врачей на 1000 человек населения.

Действенность механизмов правового регулирования проявляется через такие показатели как количество преступлений на 1 000 жителей и бюджетные расходы на правоохранительную деятельность, тыс. руб.

Такой критерий как состояние окружающей среды в муниципальном образовании выражается в расходах на охрану окружающей среды, тыс. руб.

Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную оценку, это возможно только при их комплексном рассмотрении. Максимальная безопасность возможна при условии, когда весь комплекс показателей существует в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а последнее в свою очередь формируются не за счет других. Именно поэтому следует использовать индикаторы, которые могут стратегически и тактически регулироваться органами власти.

Муниципальное образование использует пороговых значений в виде прогнозов социально-экономического развития на определенный период, проектов бюджета. В этих документах обязательно должны содержаться показатели, характеризующие степень экономической безопасности муниципального образования, анализ предполагаемых показателей социально-экономического развития и бюджета с их пороговыми значениями. Обязательной, по нашему мнению, должна быть проверка проектов всех решений по экономическим вопросам на соответствия пороговым значениям.

Критическая величина экономических показателей безопасности на определенной территории не всегда означает ситуацию полного краха социально-экономической сферы или отдельных ее областей. Прежде всего, она свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций [31, с. 90].

Также следует рассмотреть разного рода ситуации состояния экономической безопасности. В настоящее время выделяются следующие основные градации состояния ситуации, т.е. состояния рассматриваемого субъекта, территориального образования по уровням экономической безопасности, к которым относятся: нормальная, предкризисная, кризисная и критическая [38, c. 113].

Нормальное состояние - это состояние, обеспечивающее приемлемые значения всех или почти всех индикативных показателей (при незначительных отклонениях от вполне нормальных значений по этим показателям качества).

Предкризисное состояние экономической безопасности характеризуется таким состоянием, когда угрозы экономической безопасности начинают приобретать существенную значимость, которую необходимо учитывать в управленческих процессах. В случае непринятия мер по нейтрализации и ликвидации угроз в экономике и социальной сфере возникает опасность развития дестабилизирующих факторов, что чревато либо ухудшением общей экономической ситуации, либо ослаблением безопасности по важнейшим сферам жизнеобеспечения [22, c. 19]. Предкризисное состояние, однако, не означает необратимого ухудшения состояния в целом, но может означать существенное ухудшение по отдельным сферам жизнеобеспечения, которое может быть преодолено принятием надлежащих мероприятий корректирующего характера, в основном организационного, управленческого и финансово-экономического характера.

В методике оценки состояния экономической безопасности и кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере целесообразно определять показатели инвестиционной, производственной, научно-технической, финансовой, социальной, демографической, продовольственной безопасности. Кроме того, необходимо определять безопасность рынка труда и правопорядка.

Для местного самоуправления наиболее эффективным в использовании является функциональный анализ уровня экономической безопасности, позволяющий выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дать возможность скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности.

Думается, что наиболее вероятным алгоритмом анализа, является:

. Определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей экономической безопасности территории. Разделение объективных и субъективных негативных воздействий.

. Оценивается вероятность наступления отдельных негативных воздействий, а также ущерб в случае их наступления с тем, чтобы оценить вероятный размер ущерба.

. Формируется список мер, которые были предприняты к моменту проведения оценки уровня его экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий. Такие списки мер формируются по каждой из функциональных составляющих и по каждому негативному воздействию внутри каждой составляющей. Если в прошлом были приняты какие-либо превентивные меры по предупреждению определенных негативных воздействий, их также необходимо включить в список мер, даже если ожидавшиеся негативные воздействия так и не имели места.

. Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности. Оценка эффективности принятых мер может производиться экспертами, проводящими общую оценку экономической безопасности данной территории или специально приглашенными лишь для этой цели, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по функциональной составляющей.

. Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотвращения возможных, а также определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.

. Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий.

. Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер[36, c.160].

Создание подобного анализа позволяет решить совокупность важнейших проблем обеспечения экономической безопасности муниципального образования. При оценке роли финансовых параметров ущербов от ожидавшихся, реализовавшихся и предотвращенных негативных воздействий, можно получить достоверное представление о масштабах потенциального, предотвращенного и понесенного ущерба от совокупности негативных воздействий на его экономическую безопасность. Также через анализ удельных весов функциональных ущербов в совокупном ущербе можно достаточно точно оценить значимость функциональных составляющих экономической безопасности [37,c. 94].

Таким образом, учет всех составляющих экономической безопасности как экономической категории является весьма сложной задачей, стоящей перед органами муниципального образования. В соответствие с этим местному самоуправлению необходимо строить достаточно гибкую, но в то же время действенную систему управления в целом и экономической безопасности в частности. Приоритетными задачами муниципального политики, направленной на повышение экономической безопасности муниципального образования, в настоящее время являются: поддержка жизненно важных для населения объектов инфраструктуры и обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения. Рассмотрение экономической безопасности муниципального образования должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации и субъектов Федерации.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: