Экономическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Экономическая безопасность муниципального образования: современное состояние и перспективы укрепления

(на примере Администрации Суксунского муниципального района)



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Теоретические аспекты экономической безопасности муниципального образования

Экономическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность

Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности муниципального образования

. Оценка уровня и направления укрепления экономической безопасности муниципального образования (на примере Администрация Суксунского муниципального района Пермского края)

Оценка уровня экономической безопасности муниципального образования «Администрация Суксунского муниципального района Пермского края»

Направления укрепления экономической безопасности муниципального образования «Администрация Суксунского муниципального района Пермского края»

3. Правовой режим обеспечения экономической безопасности муниципального образования

 Общая правовая характеристика обеспечения экономической безопасности муниципального образования

Проблемы правового обеспечения экономической безопасности муниципального образования (на примере Администрация Суксунского муниципального района Пермского края) (или Анализ локальных актов организации)

Заключение

Список использованных источников

Приложения



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выпускной квалификационной работы продиктована следующими важнейшими обстоятельствами.

.Современная внешняя среда характеризуется непредсказуемостью турбулентных изменений, в связи, с чем актуальным является принятие решений на всех уровнях власти в условиях неопределенности. Постоянные внешние изменения порождают непрерывные внутренние инновации. Федеральный уровень - наиболее громоздкий и консервативный. Нижний, базовый уровень - муниципальный - наиболее гибкий и подвижный, способный адаптироваться к изменениям внешней среды. Поэтому ставку в развитии и укреплении безопасности России нужно делать именно на активизацию деятельности в муниципальных образованиях.

.Реформы местного самоуправления в Российской Федерации предопределяют необходимость изменения методов формирования финансовых ресурсов муниципальных образований на основе обеспечения финансовой устойчивости и безопасности. Развитие финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, с одной стороны, и необходимость сохранения достаточного уровня финансовой централизации, с другой, ставят новые задачи в области управления муниципальным развитием. Постоянно меняющиеся условия экономики остро обозначили перед регионами России проблему социально-экономического развития сельских территорий. В РФ существует концепция устойчивого развития, однако, в ней отсутствуют четкие принципы и методы регулирования этих процессов на уровне сельских муниципальных образований, которые учитывали бы территориальные, социальные и ментальные особенности российского муниципального образования.

. Муниципальные власти лишены финансовой самостоятельности ввиду усиления тенденции зависимости местных бюджетов от финансовой помощи субъектов Российской Федерации. Обеспечение эффективного социально-экономического развития муниципального образования, повышение качества предоставляемых услуг населению обуславливается состоянием его финансовых ресурсов, что и приводит к необходимости рассмотрения проблем обеспечения финансовой устойчивости и безопасности бюджета муниципального образования.

Меры по устойчивому развитию сельских муниципальных территорий в настоящее время формируются как самостоятельное направление российской экономической политики. Действующие механизмы управления муниципальными образованиями не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным сообществом. Управление социально-экономическим безопасностью муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих современные российские особенности.

Цель выпускной квалификационной работы - исследование экономической безопасности муниципального образования.

Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и последовательно решены следующие задачи:

1) раскрыть понятие экономической безопасности муниципального образования и факторы, ее формирующие;

2) охарактеризовать систему экономической безопасности муниципального образования;

3) рассмотреть критерии и показатели уровня экономической безопасности муниципального образования;

4) проанализировать уровень и разработать направления укрепления экономической безопасности Суксунского муниципального района;

) дать общую правовую характеристику обеспечения экономической безопасности муниципального образования.

Объект исследования - муниципальное образование Администрация Суксунского муниципального района Пермского края.

Предмет - современный уровень, факторы и перспективы обеспечения экономической безопасности муниципального образования Администрация Суксунского муниципального района Пермского края.

Информационная база выпускной квалификационной работы включает: нормативно-правовые акты, труды отечественных авторов, посвященные проблемам экономической безопасности, а именно: Ю.В. Жилкина, Н.П. Купрещенко, О.Е. Кутафин, И.Г. Напалкова, В.К. Сенчагов и другие.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

 

В соответствии с темой и целевыми установками выпускной квалификационной работы определим теоретические основы экономической. безопасности муниципального. Образования «Суксункого муниципального района Пермского края».

Общество проявляло заинтересованность в собственной безопасности всегда, даже на этапе своего возникновения. С развитием общества меняется и содержание общественных отношений, в связи с этим безопасность стала подразделяться на виды в соответствие со сферой деятельности. Так одним из наиболее ранних по происхождению, но в тоже время не потерявшим и сегодня своей значимости видов является экономическая безопасность. Причем существенным становится, не просто повышенное внимание, а всестороннее исследование данного общественного явления на всех уровнях его проявления (государственном, региональном, местном).

Экономическая безопасность на уровне местного самоуправления наиболее приближена к обществу и конкретному человеку, только на этом уровне можно оценить экономическую безопасность в целом, именно поэтому она требует особого внимания.

Экономическая безопасность муниципального образования является весьма сложной категорией, требующей изучения каждой составляющей. В современной научной литературе понятие «экономическая безопасность» достаточно часто выводят непосредственно из более общей категории «безопасность». Само понятие безопасность можно рассматривать с позиции разных субъектов: личности, общества, организации, государства и т.д. Например, согласно словарю Робера, термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности [49, с. 34]. Однако в этом значении он не вошел в лексику и использовался крайне редко.

С момента зарождения государства и на всех этапах его становления существовала проблема обеспечения его безопасности. «Философские умы» эта проблема интересовала всегда, многие ученые посвящали этому вопросу свои научные труды: например, Жан-Жак Руссо написал еще двести лет назад, что забота о самосохранении и безопасности есть самая важная из всех забот государства [50, с. 21].

В России до последнего времени понятию «безопасность», методологическим проблемам безопасности как определенного социального явления уделялось крайне мало внимания, что объяснялось закрытостью темы безопасности как монопольной сферы высшего политического руководства, рассматривающего это как понятие в основном и главным образом в связи с военными проблемами страны. В Большой советской энциклопедии раскрывается лишь понятие «безопасность международная», которое трактуется как состояние экономических, политических и других отношений между государствами, утверждающее мирное сосуществование государств на началах равноправия, национальную независимость и самостоятельность народов, а также их свободное развитие на демократической основе [23, с.53]. Этим понятие «безопасность» сводилось только к противодействию внешним опасностям и угрозам, утверждая тем самым официальную позицию того времени об отсутствии внутренних угроз для безопасности страны.

В. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [16]. По С. Ожегову безопасность - это «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [32]. Таким образом, изучив существующие определения понятия «безопасность» можно перейти к определению категории «экономическая безопасность».

На сегодняшний день существует тенденция, ведущая к проблемам и спорам среди ученых по вопросу определения экономической безопасности. В результате этого до сих пор не выработан единый подход к ее пониманию.

Большинство авторов рассматривают экономическую безопасность в контексте легального определения национальной безопасности, данного в Федеральном законе Российской Федерации «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ. В данном нормативно-правовом акте под национальной безопасностью понимается безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации [5]. Таким образом, понятие «экономическая безопасность» можно вывести из предложенного выше определения, получив при этом следующие: экономическая безопасность - вид безопасности, предусмотренный законодательством и неотъемлемая составная часть национальной безопасности. Данное определение достаточно узкое, но возможна и более широкая трактовка на основе авторского комментирования данного закона.

Безусловно, экономическая безопасность является наиболее важной составляющей из структур национальной безопасности страны, такое значение обусловлено тем, что экономика в целом является фундаментом, благодаря которому возможна не только свобода деятельности, но и самое главное - существование.

В настоящее время законодатель отказался от закрепления определения экономической безопасности в законодательстве. Кстати сказать, это оправдано, так как на сегодняшний день весьма трудно дать определение данного явления из-за сложности и многогранности этого понятия, а возможные ошибки лишь осложнять и без того недостаточную правовую урегулированность этого явления. Но все же существует необходимость в правильной и четкой формулировке определения экономическая безопасность с учетом всех правил юридической техники.

Для всестороннего рассмотрения понятия экономическая безопасность следует изучить и существующие в научной сфере точки зрения по этому поводу. Так, например, Паньков В.С. под экономической безопасностью с понимает «такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства» [39, с. 47].

Олейников Е.А. понимает экономическую безопасность как «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов» [51, с. 34].

Н.П. Купрещенко определяет экономическую безопасность как «такое состояние национального хозяйства, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую, социально-политическую стабильность, высокую обороноспособность в условиях воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов, эффективное управление, защиту экономических интересов на национальном и международном уровнях» [26, c.16].

Такую же позицию занимает Л.Э. Гаджиева. По ее мнению, «на уровне государства экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессах» [13, c.14].

Представленные выше точки зрения В.С. Панькова, Е.А. Олейникова, Н.П. Купрещенко, Л.Э. Гаджиевой можно объединить, с некоторой долей условности, в единообразный подход к пониманию экономической безопасности, который был реализован российским законодателем в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в настоящее время утратил силу).

Безопасность как состояние защищенности выявляет лишь статичность системы, но безопасность обеспечивается в результате ее функционирования, а именно: при реагировании и нейтрализации угроз. В соответствии со справедливым замечанием И.Г. Напалковой, в определении безопасности как состояния защищенности в большей степени фиксируется общественно необходимый результат, оно характеризует безопасность как нечто, уже достигшее должного уровня, а не как процесс и в большей степени отвечает понятию «обеспеченность безопасности» [31, c. 46].

Воспринимать экономическую безопасность как статичное явление не совсем правильно, так как любая экономическая система не предполагает фиксированность своих характеристик, нередко обладающих элементом непредсказуемости. Именно поэтому экономическую безопасность следует рассматривать как находящееся в постоянном изменении свойство экономической системы.

В.К. Буторин, А.Н. Ткаченко и С.А. Шипилов рассматривают экономическую безопасность как важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства [38, c. 50].

По нашему мнению, весьма не правильно определять безопасность как контролируемые субъектом условия, так как эти самые условия не всегда фиксированы и не всегда изменчивы.

В научной литературе предлагаются и иные трактовки понятия экономической безопасности. Так, С.В. Блохин предлагает понимать под экономической безопасностью «достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны, баланс и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз» [36, c. 58]. Анализ данного определения свидетельствует о недостаточной точности и необходимости дополнительных разъяснений такие понятия, как «достаточность», «требуемый уровень».

Проблемы, выявленные при определении понятия экономическая безопасность, свидетельствуют о том, что авторы в большинстве своем данное понятие рассматривают относительно экономической безопасности государства в целом, либо используют последнее как первооснову для определения экономической безопасности остальных субъектов. Для того чтобы дать определение объекту нашего исследования - экономической безопасности муниципального образования, необходимо определить экономическую безопасность государства.

Экономическая безопасность государства - это важнейшая и динамичная характеристика функционирования национальной экономики, выражающая ее способность:

создавать и гарантировать благоприятное существование членов общества;

обеспечивать устойчивое развитие экономики;

реагировать на возникающие угрозы, нейтрализуя неблагоприятные последствия.

Итак, экономическая безопасность - фундамент и материальная основа национальной безопасности в целом. Можно выделить несколько составляющих социально-экономической политики государства:

обеспечение экономической безопасности регионов России как федеративного государства;

обеспечение экономической безопасности муниципальных образований;

обеспечение экономической безопасности общественных организаций, предпринимательских структур и отдельных категорий граждан.

Как видно, экономическая безопасность муниципального образования является одной из составляющих экономической безопасности государства. Муниципальное образование - территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Как наиболее приближенная к населению власть, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом» [27, c.109].

Изучив различные точки зрения понимания «экономической безопасности» в целом и выявив сущность муниципальной власти, следует дать определение экономической безопасности муниципального образования. По нашему мнению, наиболее правильным и точным является следующее определение: экономическая безопасность муниципального образования - важнейшая качественная и динамичная характеристика экономической системы муниципального образования, отражающая процесс взаимодействия с окружающей средой и направленная на реализацию муниципальных интересов в сфере экономики, своевременное реагирование на внутренние и внешние угрозы.

Муниципальное образование зависит от внешней среды, их взаимодействие и взаимообмен - условие функционирования обоих. Внешняя среда для муниципального образования содержит благоприятные и неблагоприятные факторы. Благоприятные параметры - условия развития, повышения эффективности и т.д., а неблагоприятные - как факторы угрозы.

Анализ состояния внутренней среды муниципального образования определяет возможность в установлении взаимоотношениями между ее сильными и слабыми сторонами, последнее позволяет определить перспективы развития муниципального образования [10, c. 73]: Так, при помощи метода экспертных оценок можно определить степень влияния сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для муниципального образования, что в конечном итоге учитывается при разработке стратегических решений. На основе анализа внутренней и внешней среды муниципальное образование имеет возможность определить свои точки роста и порядок стратегически значимых действий для решения социально-экономических проблем [15, c. 131].

Система факторов и условий, влияющих на обеспечение экономической безопасности, представлена на рисунке 4.

Рассмотрим влияние лишь некоторых из них, например, усиление зависимости от государства, несовершенство межбюджетных отношений. Итак, в РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов, однако это обстоятельство на практике реализуется крайне не точно. К сожалению, на местах прослеживается несамостоятельность муниципалитетов при решении вопросов, входящих в их компетенцию. Это обусловлено желанием высших эшелонов власти полного контроля, что находит свое отражение в явно проявляющейся зависимости муниципальных органов от межбюджетных отношений.

Следующим фактором, который следует отметить, старение и сокращение населения. Этот фактор является, чуть ли не центральным, так как население является одним из основных объектов экономической безопасности муниципального образования. Если не происходит пополнение и омоложение населения, то соответственно трудовым ресурсам неоткуда взяться, а это в свою очередь влияет на развитие муниципального образования.

 

Рисунок 4 - Система факторов, влияющих на экономическую безопасность муниципального образования

 

Высокий износ магистральных инженерных коммуникаций - фактор, которое существенным образом затрудняет работу органов на местах, а также осложняет существование населения муниципальных образований. К сожалению, в настоящее время это обстоятельство крайне остро дает о себе знать, в связи с тем, что большинство инженерных коммуникаций было создано еще в советский период и срок их эксплуатации либо заканчивается, либо давно истек.

Еще одним из факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность муниципального образования, является рост нелегальной экономики, в том числе коррупционность власти и бизнеса. Коррупция как системная угроза экономической безопасности представляет собой рынок теневых услуг, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурологическими. О становлении коррупционных действий как регулярных и долговременных процессов и переходе на рыночную основу свидетельствует: ускорение и упрощение принятия управленческих решений, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, определенное регулирование экономики в условиях дефицита ресурсов и др.

Факторов, влияющих на экономическую безопасность с негативной точки зрения множество, следует отметить и факторы, оказывающие позитивное влияние. Так, например, политическая стабильность обеспечивает сохранение обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе своевременного легитимного разрешения возникающих проблем и противоречий с помощью предусмотренных законом механизмов и средств.

Еще одним позитивным фактором является экономический рост. В период после распада СССР экономическая ситуация неоднократно менялась, за последние годы, несмотря на кризис, все же можно с уверенностью говорить о стабильности в сфере экономики, которая вносит стабильность и во все остальные сферы жизни российского общества. И в случаях нестабильности экономики и в случаях экономического роста муниципальные образования особенно остро ощущают на себе все эти проявления.

Таким образом, можно утверждать, что существует множество факторов, влияющих и положительно и отрицательно. Но все же необходимо учитывать и те и другие, так как основная цель повышения уровня экономической безопасности муниципального образования заключается в усилении воздействия позитивных факторов и возможного снижения негативных факторов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: