Предпосылки и выгоды от мировой торговли

Живя в огромной стране, мы до недавнего времени редко задумывались над тем, насколько наша жизнь зависит от поставок товаров из других государств. В последние годы степень этой зависимости резко возросла. Теперь на прилавках магазинов чаще появляются продукты с иностранными этикетками, чем с отечественными. В истории России было немало периодов, когда страна обеспечивала население практически всеми необходимыми продуктами, не полагаясь на других. Некоторые крупные страны, видимо, могут позволить себе такую роскошь на сегодня. Но вообразить себе, скажем, Швецию иди Сингапур отрезанными от мирового рынка просто невозможно. Рассматривая т орговлю между странами, мы постараемся ответить прежде всего на вопрос о том, чем выгодна внешняя торговля для ее участников, какие препятствия существуют на ее пути и каким образом внешняя торговля финансируется. Но прежде остановимся на вопросе о том, как торговля между странами "измеряется", какие показатели для этого используются.

Ежегодно Россия продает другим странам миллионы тонн нефти, целый ряд редких полезных ископаемых, сложные станки и оборудование. В то же время страна закупает за рубежом огромное количество товаров - от зерна и кофе до компьютеров. Все товары, которые страна закупила за рубежом в данном году (или их стоимость), называются импортом (ввозом). Товары, которые страна продает другим странам (или их стоимость), именуются экспортом (вывозом). Разница между экспортом и импортом образует внешнеторговое сальдо. Оно положительно, если экспорт превышает импорт, либо отрицательно, если, наоборот, импорт превышает экспорт. В последнем случае говорят, что внешнеторговый баланс сводится с дефицитом. Вывоз и ввоз, конечно, могут и точно уравновешивать друг друга.

Сумма экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот.

Рост экспорта означает увеличение ВНП страны-продавца. Напротив, рост импорта снижает ВНП и в целом оказывает противоречивое воздействие на экономику. Отношение стоимости экспорта и импорта к ВНП (пли ВВП) - еще один важный показатель, характеризующий не только внешнюю торговлю, но и экономику страны в целом.

Доля экспорта и импорта в ВВП нашей страны относительно невелика и сопоставима с аналогичным показателем для США

Доля экспорта и импорта в ВНП (либо ВВП) характеризует степень вовлеченности страны в мировое хозяйство, но вместе с тем и степень ее зависимости от процессов, происходящих вне ее границ.

Почему государство торгует? Ответ на этот вопрос экономисты искали много веков. Пожалуй, самый простой и убедительный ответ на него дал 200 лет назад основатель политической экономии А. Смит. Он сформулировал его, проведя аналогию между торговлей внешней и внутренней. "Основное правило каждого благоразумного главы семьи, - писал он, - состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется ему дороже, чем покупка их на стороне. Портной не пробует сам себе шить сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам себе шить одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать свой труд в той области, в которой они обладают некоторыми преимуществами перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта, или, что то же самое, на цену части продукта своего труда.

То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом".

Рекомендация А. Смита сосредоточиваться на определенных видах деятельности, или, говоря современным языком, специализироваться на них, работает и сегодня в отношении как отдельных регионов, так и целых стран. Бразилия, например, специализируется на производстве кофе, Гондурас - бананов, Австралия знаменита во всем мире своими изделиями из шерсти, Швейцария - фармацевтикой, Франция - винами и парфюмерией, и т.д.

Страны специализируются на производстве определенных товаров и услуг по целому ряду причин. Прежде всего, это неравномерное распределение ресурсов на земном шаре. Другая причина описывается понятиями "абсолютных" и "сравнительных преимуществ" во внешней торговле, которые мы рассмотрим ниже. И наконец, в отношениях между странами и торговле между ними немаловажную роль играют политические соображения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: