double arrow

Редакторы, составители и пр.


Включает сведения о редакторах, составителях, переводчиках, художниках, рецензентах и др. лицах, участвовавших в создании и издании документа.

Условия поиска и формирование запросов см. в поисковом индексе "Автор".

Кроме того, здесь можно вести поиск по признаку, указывающему, кем является ответственное лицо. Эти сведения представлены в виде кодов. Перечень кодов находится у дежурного библиографа.

Такой запрос формируется с использованием критерия "контекст".

Например:

Редакторы, составители и пр. «контекст» Соколов 040

Серия

Содержит заглавие серии, подсерии и сведения, относящиеся к ним (сведения о времени основания серии, об ответственности, о нумерации и т. п.).

Если заглавие серии точно известно, то можно вести поиск по критерию "равно".

В остальных случаях для поиска применяется только критерий "контекст". Запрос формируется в одну строку с пробелами между неизменяемыми фрагментами слов.

Например:

Серия «равно» жизнь замечательных людей

Серия «контекст» библ фантаст Т. 3

( 3-й том "Библиотеки фантастики")

Тематический поиск

По данному поисковому индексу можно осуществлять поиск по теме.




Поиск проводится по критерию «контекст».

Следует набирать неизменяемые фрагменты слов, формируя запрос в столбик. Для этого данный поисковый индекс повторяется в формируемом запросе необходимое количество раз с помощью кнопки «Добавить» и условия поиска «и».

К сожалению, из-за значительного объема информации в результатах поиска возможен информационный шум.

Для более точного поиска следует обратиться к поисковым индексам "Персоны", "Об организациях", "О произведениях", "Географическая рубрика", "Предметная рубрика".

Примеры формирования запросов см. в перечисленных поисковых индексах.

Том, номер источника

Содержит сведения о томе, номере периодического издания или многотомного сборника, являющегося источником статьи.

При поиске используются критерии "равно" и "контекст".

Например:

№ 3;

Т. 51, № 2

Поиск сведений только по данному поисковому индексу не имеет смысла. Сведения из него с помощью условия связи «и» и кнопки "Добавить" следует присоединить к другим поисковым индексам.

Например:

Заглавие источника "равно" Этнографическое обозрение

"Добавить"

Условие связи «и»

Дата издания источника "равно" 2004

"Добавить"

Том и номер источника "контекст" № 6

Физические характеристики документа

Содержит сведения о наличии в издании иллюстраций, таблиц, схем и т.п., а также сведения о цвете, звуке и других физических характеристиках.

Используется поиск только по критерию "контекст".



Вести поиск только по данному поисковому индексу не имеет смысла, поэтому с помощью условия связи «и» и кнопки "Добавить" его присоединяют к другим поисковым индексам.

Например:

Запрос: Иллюстрированные издания о динозаврах

Предметная рубрика "контекст" динозавр

"Добавить"

Условие связи «и»

Физические характеристики документа "контекст" ил

Форма, жанр и др. характеристики документа

Содержит сведения о форме (альманахи, энциклопедии, справочники, атласы, задачники, учебные пособия, хрестоматии и т.п.) и о жанре (мемуары, письма, интервью, дневники, повести, романы, оперы, художественные фильмы и т.п.) документа.

Сведения внесены в именительном падеже множественного числа.

Используется для поиска самих энциклопедий, справочников и т.п. Информацию об энциклопедиях, справочниках см. в поисковом индексе "Предметная рубрика".

В данном поисковом индексе используются критерии "равно" и "контекст".

При формировании запроса рационально объединять с помощью кнопки "Добавить" данный поисковый индекс с другими поисковыми индексами.

Например:

Запрос: Энциклопедические издания по социологии

Предметная рубрика "равно" социология

"Добавить"

Условие связи «и»

Форма, жанр, физическая характеристика документа

"равно" энциклопед

Читательское назначение

Содержит сведения о целевом и читательском назначении документа. Сведения внесены в именительном падеже множественного числа.



Используется для поиска библиографических записей на документы для вузов, гимназий, факультетов, различных классов, возрастных групп и профессий.

Информацию о вузах (в целом), возрастных группах и т.п. см. в поисковом индексе "Предметная рубрика".

В данном поисковом индексе используются критерии "равно" и "контекст".

При формировании запроса рационально объединять с помощью кнопки "Добавить" данный поисковый индекс с другими поисковыми индексами.

Например:

Предметная рубрика "равно" трудовое право

"Добавить"

Условие связи «и»

Читательское назначение "контекст" неюрид фак

Язык текста

Содержит сведения о языке текста документа.

Наименование языка представляет собой международный код. При формировании запроса наименование языка следует набирать в виде кода.

Используется поиск по критерию "равно".

Например:

Язык текста «равно» eng

(английский)

Данный поисковый индекс при формировании запроса может быть объединен с другими. Для этого используется кнопка "Добавить".

С условием связи «и» запрос выглядит следующим образом:

Например:

Предметная рубрика "контекст" лесн

"Добавить"

Условие связи «и»

Предметная рубрика "контекст" хозяйств

"Добавить"

Условие связи «и»

Язык текста "равно" fin

(финский)

Используя условие связи «или», можно найти информацию сразу на нескольких языках.

Например:

Язык текста «равно» карельский

«Добавить»

Условие связи «или»

Отметим, что при поиске по ключевому слову или иному признаку возникает поисковой шум - выдаются нерелевантные (ненужные) наименования. Коэффициент шума определяется по формуле:

 

Кш=Нш/Н

 

Нш - количество наименований, являющихся нерелевантными;

Н - общее количество наименований, выданных в поиске.

В таблице приводим примеры поисковых шумов:


Таблица

№№ Наименование Н Нш Кш
1 Зубная паста 50 32 0,64
2 Мебельный дизайн 166 120 0,72
3 Задачи-ситуации 40 22 0,55
4 МСФО 99 24 0,25
5 Бизнес-план 120 75 0,625
6 Финансовые инструменты 60 43 0,717
7 Карнавал 29 9 0,31
8 Товароведение 45 18 0,40
9 Анализ 189 78 0,42
10 Бахтин 25 12 0,48




Заключение

В заключении изложены выводы, предложения и перспективы на основании итогов работы

1.Начнём с выводов. Главным достоинством электронных библиотек является уверенность в том, что они позволят доставлять информацию лучше, чем это было в прошлом. Информация, ранее доступная только узкому кругу специалистов, теперь доступна для всех. Кроме этого электронные библиотеки, по мнению специалистов, обладают следующими потенциальными преимуществами.

· Электронные библиотеки (ЭБ) "доставляют библиотеку" непосредственно к пользователю. ЭБ доставляет информацию непосредственно на рабочий стол пользователя, будь то дома или на работе. Теперь библиотека там, где есть компьютер, подключенный к сети.

·   Электронные документы удобнее искать и анализировать, чем их бумажные аналоги.

·   В ЭБ отсутствуют проблемы, связанные с невозможность получить книги, занятые другими читателями. При расположении книг в сети, их количество не имеет значения.

·   ЭБ экономят значительно финансовые средства.

·   В ЭБ легче поддерживать актуальность информации.

·   В ЭБ информация доступна всегда. Исследования, проведенные в Британском университете, показали, что примерно половина посещений ЭБ приходится на то время, когда традиционные библиотеки уже закрыты.

·   В ЭБ становятся доступными новые многообразные виды информации.

·   Пользователь ЭБ помимо того, что он обслуживается только в телекоммуникационном режиме, чаще обращается ко всему пространству Интернета для получения необходимых ему документов и данных.

Виды поиска:

· Поиск книг

·   Поиск по одному параметру:

·   Поиск по нескольким критериям:

·   Результат поиска (КНИГИ):

·   Поиск по классификации ББК

·   Поиск по дате внесения в каталог

·   Правила указания промежутков времени

·   Поиск CD-дисков

·   Поиск Видеокассет

·   Поиск картографических изданий

·   Поиск газет и журналов

·   Результаты поиска газет и журналов

·   Поиск статей из газет и журналов

·   Справочник «Авторы»

·   Справочник «ключевые слова»

В то же время создание и развитие электронных библиотек наталкивается на целый ряд проблем и затруднений. К числу первоочередных необходимо отнести автоматический перенос на этот новый феномен традиционного понимания библиотеки.

Другим препятствием широкому распространению электронных библиотек в современном обществе, является наличие различных сообществ - научное сообщество; профессиональные сообщества библиотекарей, музейных работников и архивистов; бизнес-сообщество и т.д. Есть достаточно много примеров электронных библиотек, которые используются сегодня, например, для ведения бизнеса, а не только традиционно для целей науки и образования. Таким образом, электронные библиотеки служат многим целям; это приложение ИКТ может быть использовано, причем весьма эффективно, в самых разнообразных сферах деятельности, поэтому попытка приладить это понятие лишь к нуждам одного из сообществ, пусть даже породившего это явление, неправомерна.

Интересы этих сообществ очень часто не совпадают или вовсе противоречат друг другу, и главная задача заключается в том, как грамотно разрешить тот или иной конфликт интересов, понять, с помощью каких механизмов можно выстраивать соответствующий консенсус между сообществом работников институтов памяти, сообществом бизнесменов и сообществом исследователей.

Для всей сферы электронных библиотек чрезвычайно актуален вопрос выбора общих способов представления цифрового контента для обеспечения доступа к нему, а также общих стандартов для обеспечения соответствующих механизмов взаимодействия. Те стандарты, которые выработаны отдельным сообществом, например сообществом библиотекарей, и стандарты, которые используются сообществами исследователей, создающих электронные библиотеки, достаточно сильно различаются, и это является серьезным препятствием на пути успешного внедрения и использования

В той или иной форме идея электронной библиотеки уже работает во многих университетах и крупных библиотеках ведущих стран мира.

Объем информационных ресурсов РНБ, предоставляемых читателям в электронной форме, растет опережающими темпами в сравнении с ресурсами, предоставляемыми в традиционной форме. Этот рост обусловлен двумя важнейшими внутренними причинами: изменениями в читательской аудитории и в политике комплектования и обеспечения доступности электронных ресурсов. К внешним причинам следует отнести изменения в глобальном информационном пространстве, побуждающие библиотечно-информационные учреждения к активному участию в демократических преобразованиях во всех сферах общественной жизни.

2.Далее, по итогам работы можно внести следующие предложения:

· справочные службы, функционирующие с помощью электронных технологий, должны развиваться.

·   прежде чем приступить к разработке собственного проекта виртуальной службы, необходимо определить стратегию виртуального обслуживания, программное обеспечение, разработать правовой механизм функционирования службы.

·   для технической реализации виртуальных служб применяются такие коммуникационные технологии, как чат, видеоконференции, передача голоса по Интернет-протоколу, связь через браузер, электронную почту и Интернет-пейджинг.

·   использование новых информационных технологий уже обеспечивает механизм взаимодействия между библиотеками в сети Интернет.

Из всех направлений работы библиотек, наиболее быстрое и ощутимое влияние Интернет оказывает на информационно-библиографическую деятельность. энциклопедические, справочные и библиографические источники трансформируются в электронную форму быстрее любых других видов документов, а эта тенденция указывает, что цифровые ресурсы и технологии будут полностью доминировать в информационно-библиографической деятельности библиотек. За счет включения виртуальных источников СБА обретает невиданную до сих пор информационную прочность. Простота в сочетании с масштабностью и глубиной поиска в этих ресурсах приводит к тому, что в Интернет превращается в приоритетный источник для выполнения запросов любых типов.

3.Наконец, можно сказать о перспективах развития электронных библиотек.

Применение технологий электронных библиотек позволит решить проблему хранения больших и сверхбольших объемов научной, культурной и образовательной информации, осуществить интеграцию разрозненных информационных ресурсов, а также предоставит возможность хранения ранее не хранимой и безвозвратно теряемой информации (лабораторных журналов, фотографий, изображений, звуковой и видео информации). Разработанные технологии и программно - аппаратные решения, позволяющие оперировать разнородными данными, могут найти применение в самых разных отраслях - таких, как геологоразведка, космос, оборонная промышленность и т. д.

Будут сокращены расходы по многочисленному дублированию создаваемых локальных баз данных и информационных систем и в то же время устранены досадные пробелы, препятствующие ускоренному развитию отечественной науки, культуры и образования. В результате будет развита инфраструктура для генерации, организации, поиска и передачи разнородной электронной информации от информационных центров - производителей к конечному пользователю, что может кардинально изменить ситуацию в науке, культуре, образовании.

Электронные библиотеки позволят коренным образом изменить сам принцип информационного обслуживания пользователей: обращаясь к системе, они будут получать не только ссылку (библиографию или реферат) на имеющийся электронный документ, но и сам документ (полную копию оригинальной статьи, автореферат диссертации, графический образ картины или технического чертежа, видеозапись проведенного исследования или экскурсии по музею и т. д.).

Использование электронных библиотек позволит по - новому организовать рабочее место научного работника, инженера, студента, учащегося путем реализации возможности коллективной работы и обучения, создания коллективных виртуальных сред. Кроме того, это позволит снизить стоимость научных исследований и дистанционного образования за счет коллективного использования ресурсов (научных приборов, информационных образовательных систем и т. д.).

Особое значение имеет использование электронных библиотек для образования и воспитания молодежи и уровня культуры общества.

Будет решена важнейшая социально - политическая задача адекватного представления богатейшего научного, культурного и образовательного наследия России в мировом информационном пространстве, что позволит ей занять достойное место в формирующемся глобальном информационном обществе XXI века.



Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (его значение в этом направлении повышается в связи со вступлением в силу с 1 января 2008 г. части четвёртой, посвящённой объектам интеллектуальной собственности);

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

.   Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена» (с изм. и доп. от 22 марта 2005 г., 3 марта 2006 г.)

.   Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (с изм. и доп. от 17 января 1997 г., 1 сентября 2000 г.)

.   Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2255 «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации» (с изм. и доп. от 6 апреля 1999 г., 9 августа 2000 г.)

.   Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. N 663 «О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации»

.   Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»

.   Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»

9. Microsoft Corporation Компьютерные сети. Учебный курс/Пер. с англ. - М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd.». - 1997 - 263 с.

. Агандеев, Е.А. Электронный каталог наукоемкой продукции с доступом через Интернет / Е.А. Агандеев [и др.] // Технологии Интернет - на службу обществу. (Актуальные проблемы использования и развития Интернет/Интранет технологий): сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. - Саратов, 2006. - С. 100-105. - Библиогр.: 5 назв.

. Административное право /под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ - 703 с.

. Акеройд Дж.Управление развитием электронных библиотек//Науч. и технич. б-ки.-2001.-№2-С.119-127.

. Байтингер, Г.А. Этапы создания электронного каталога /Г.А. Байтингер, О.А. Дубовицкая, Н.О. Ильиных // Науч. и техн. б-ки. - 2005. - № 12. - С. 36-42.

14. Белл Д Грядущее постиндустриальное общество Опыт социального прогнозирования. -M.:Academia, 1999. - 956 с

.   Белл Д Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе - М.. Прогресс, 1986. - С.330-343;

.   Безрукова Н.П., Козлова Л.Я., Изместьева Н.Д., Компьютерные технологии в преподавании химии в школе. Красноярск: Сибирь-Пресс, 2003 - 96 с.

.   Берестова Т.Ф. Библиотеки в преодолении информационных барьеров //Библиотековедение, 2005 - № 1 - С.53-56

.   Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник /под ред. О.П. Коршунова. - М.: Издательство «Книжная палата», 1990. - 254 с.

.   Бочкин А. И. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие. - М.: Высшая школа, 2003. - 431 с.

.   Бройдо В.Л. Возможности сети Internet СПб, Питер 2004- 328 с.

.   Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации СПб, Питер 2002- 464 с.

.   Бухаркина М.Ю. Виртуальная школа. М.: ИНФРА-М, 2003 - 288 с.

.   Веретенникова Е. Г., Патрушина С. М., Савельева Н. Г. Информатика: Учебное пособие. Серия «Учебный курс». - Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. - 416 с.

24. Гаврилов Э.П. Коммерческая тайна и результаты интеллектуальной деятельности // Патенты и лицензии. 2002. N 4. С.19-23

25. Городов О.А. Информация как объект гражданского права //Правоведение. 2001. N 5. С.80 - 82

26. Горшкова Г.А. Роль электронного каталога библиотеки в информационном обеспечении учебных и научных потребностей вуза / Г.А. Горшкова // Библиотеки и образование: сб. материалов 1-й междунар. конф. - Ярославль, 2005. - С. 29-32.

27. Гражданское право /под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004 - 734 с.

.   Давыдова, Н.Р. Формирование электронной библиотеки РГБ на базе межотдельских технологий / Н.Р. Давыдова // Румянцевские чтения -2005: материалы междунар. конф. - М., 2005. - С. 59 - 65

29. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации. М.: НОРМА, 2003. - 400 с.

30. Дозорцев В.А. Понятие исключительного права // Юридический мир. 2000. N 3. С.4-11; N 6. С.25-35.

31. Елисина, Е. Ю.Структуры обслуживания электронными документами в универсальной научной библиотеке: сравнительная характеристика / Е.Ю. Елисина //Инф. бюл. РБА. - 2006. - № 40. - С. 102 - 104.

32. Ерохо Т. А. Изучение эффективности справочно-библиографического обслуживания. http://www. bolshe.ru/

33. Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав //Право и экономика. 2003. N 9. С.28-33.

. Информатика /под редакцией С.В.Симоновича. СПб, Питер 2001- 400 с.

35. Каймин В.А. Информатика. М.: ИНФРА-М, 2002 - 328 с.

36. Калацкая Л. В. Дидактические свойства сети Интернет в гуманитарном образовании школьников - М.Норма, 2003 - 192 с.

37. Калацкая Л.В. Дидактические свойства Интернет, используемые в сетевых курсах. М.: Норма, 2004 - 208 с.

.   Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2003 - 443 с.

39. Копылов В. А. Информационное право Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2006 - 400 с.

. Копылов В.А. Информационное право. М.: Юристь, 2002-512с.

. Лавренова О.А.На пути к электронной библиотеке//Науч. И технич. б-ки.-2001.-№2-С.85-90.

. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. /М. П. Лапчик, И. Р. Семакин, Е. К. Хеннер; под общей редакцией М. П. Лапчика. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 624 с.

43. Малахоткина И.Е. Информационные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. СПб.: Питер, 2004 - 288 с.

44. Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: Научно-практ. пособие. - М.: Либерия, 1999. - 80 с.

.   Мэтьюз Дж. Web - сервер. СПб.: Символ, 1998 - 356 с.

46. Нанс Б. Компьютерные сети: Пер. с англ. - М.: БИОНОМ, 2000 - 336 с.

. Непогодьева А.А. Применение компьютерных моделей и информационных технологий в процессе обучения химии и биологии. М.: ИНФРА-М, 2004 - 320 с.

48. Олифер В. Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. СПб.: Питер, 2005 - 864 с.

.   Олифер В. Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. СПб.: Питер, 2003 - 539 с.

.   Петров М. Н., Молочков В. П. Компьютерная графика. СПб.: Питер, 2003 - 736 с.

.   Пятибратов А. П., Гудыно Л. П., Кириченко А.А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. М.Финансы и статистика, 2002 - 512 с.

.   Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс, 2001 -292 с.

.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 2002 -255 с.

.   Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2003. - 432 с

.   Степанов В. Электронные библиотеки. www.libs.mincult.ru

.   Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании. Владивосток: Издательский дом «ДВР», 2004 - 154 с.

57. Шарон Т.Электронные библиотеки в Интернете. /Т.Шарон, А.Франк // Науч. и технич. б-ки. -2001.-№2-127-133.

58. Шатт С. Мир компьютерных сетей: Пер. с англ. - К.: BHV, 2004 - 200 с.

59. Шрайнберг Я.Л.Электронные библиотеки России:программная стратегия и проектная тактика//Науч. и технич. б-ки.-2001.-№2-С.69-74

60. Российская государственная библиотека. Официальный сайт. <http://orel.rsl.ru/archive/koncepcia.htm>

.   Российская национальная библиотека. Официальный сайт. http://www.nlr.ru:8101/poisk/







Сейчас читают про: