Общество как целостная социальная система

Термин «общество » многозначен: часть материального мира, обособившаяся от природы; модель социальной системы; страна-государство; гражданское общество; организация типа общества охотников или рыболовов. В социологии, прежде всего,общество соотносят с понятиями «страна» и «государство». Страна – понятие географическое; государство – это политическая организация страны и изучается политологией, правоведением. Общество – это социальная организация страны и изучается социологией.

Вся история социологической мысли – есть история поиска научных подходов и методов построения теорий общества. В античной философии и философии средних веков понятие «общество» еще отсутствовало, оно заменялось понятием «государство». Так, в труде древнегреческого философа Платона «Государство» речь идет фактически об обществе, состоящем из трех сословий. 

Осознание того, что человек живет в обществе, происходило в ходе длительного исторического процесса. Понятие общества первоначально формируется в философии Нового времени в рамках теории общественного договора (мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс). Переход человека из естественного состояния в общественное представители этой теории связали с возникновением государства. Следующий шаг сделал видный немецкий философ Г. Гегель (1770–1831), отделив гражданское общество как сферу личных, имущественных интересов от государства.

Категория «общество» начала широко использоваться лишь с первой половины XIX века, неслучайно тогда и появился термин «социология». Основоположник социологии О. Конт считал общество функциональной системой, основу которой составляет не индивид, а семья. Карл Маркс (1818–1883) рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности; в основе общественной жизни лежит экономический базис. Согласно органической теории Герберта Спенсера (1820–1903),  общество представляет особую систему, аналогичную биологическим системам или организмам. По Максу Веберу (1864–1920) общество есть взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. Ученый выделяет четыре типа социальных действий в порядке убывания их осмысленности: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное.

В социологии XX – начала XXI века ведущим является системный подход к обществу, в нем общество трактуется как сложная социальная система, состоящая из четырех подсистем: экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни. Он дополняется функциональным подходом (структурный функционализм – ведущее направление в американской и мировой социологии 20–50-х гг. XX века).Для представителей структурно-функциональной парадигмы (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) общество представляет сложную самоорганизующуюся дифференцированную систему со своими подсистемами, которые направлены на поддержку целостности и стабильности развития общей системы. Представители парадигмы конфликта (Л. Козер, К. Боулдинг, Р. Дарендорф и др.) рассматривают общество как место столкновения между различными социальными группами, классами.  

      Получили распространение и индивидуалистические теории общества (например, сетевая теория Дэвиса, символический интеракционизм и др.). Микроинтеракционистская парадигма (включает в себя, помимо представителей символического интеракционизма Дж.Г. Мида, Г. Блумера, такие направления в социологии, как феноменологическая социология и этнометодология) рассматривает общество как сумму взаимодействующих индивидов и локальных групп, которые создают и интерпретируют невербальные (жесты) и вербальные (язык) символы. Центр внимания переносится на возможности людей интерпретировать действия друг друга, создавая коллективно разделяемое знание о мире и себе в форме типизаций.

      Важнейшие признаки общества. Американский социолог Э. Шилз выделил следующие 8 признаков общества: 1) данное объединение людей не является частью более крупной системы; 2) браки заключаются преимущественно между его членами; 3) оно пополняется главным образом за счет воспроизводства населения членами объединения; 4) существует дольше средней продолжительности жизни одного поколения людей; 5) имеет территорию, которую считает собственной; 6) имеет самоназвание (этноним); 7) обладает системой управления; 8) его сплачивает система ценностей – культура.

В отечественной социологии (в учебниках Е.М. Бабосова, Г.В. Осипова и др.) выделяют следующие признаки общества:

1) социальность (от лат. socialls – совместный, общественный), выражающая общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий.

2) способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия между людьми, которые действуют относительно друг друга.

3) территория, на которой развиваются те или иные социальные взаимодействия.

4) существование, функционирование и развитие в социальном пространстве и социальном времени.

5) высокий уровень самоутверждения и саморегуляции.

6) наличие специальных органов для осуществления саморегуляции – социальных институтов. Важнейшим из социальных институтов является государство – основная политическая организация, осуществляющая властные функции. К числу социальных институтов относятся также семья, школа (вуз), учреждения культуры, науки, религиозные организации и др. Деятельность других социальных институтов обеспечивает самовоспроизводство, саморегуляцию общественной жизни, устойчивость и стабильность в развитии общества, его единство и целостность.

    7) любые изменения и события, происходящие в обществе, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей.

    8) наличие социальной структуры, которая являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее подвержена различным изменениям, находится в процессе динамичного развития.

Все названные признаки, взаимодействуя друг с другом и оказывая влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость развития общества как единой и сложноструктурированной социальной системы. Эта система в своей целостности, сущности и функциях не может быть сведена к сумме составляющих ее частей, ибо из их взаимодействия возникают новые, не присущие ни одной из таких частей, но реализуемые только на уровне общественной целостности отличительные признаки, свойства, отношения и функции.

    Важнейшими подсистемами общества выступают экономическая, социальная, политическая и духовная сферы жизни, которые не разделены «китайской стеной», а тесно связаны между собой, оказывают влияние одна на другую. В теории Толкотта Парсонса (1902–1979) обществом называется та социальная система, которая достигла высокого развития и уровня самодостаточности по отношению к своему окружению.   При этом экономическая подсистема общества, представленная в виде технологий, а также различных институтов и организаций, обеспечивающих эффективное управление ресурсами, выполняет функцию адаптации. Политическая подсистема (государственный аппарат, правоохранительные органы и т.д.) выполняет в обществе функцию целедостижения.Социальная подсистема выполняет функцию интеграции. Культурная (духовная) подсистема, осуществляющая функцию поддержания ценностного образца, представлена системой ценностей (мораль, религия, наука).

         Понимание общества как социальной системы дополнилось исследованиями Р. Мертона.   Он сосредоточился на изучении различных функциональных особенностей подсистем и ввел понятие «дисфункция» (невозможность социального института удовлетворять потребностям общества), а также явных и латентных (ненамеренных, неявных) функций.

    Немецкий социолог Никлас Луман (1927–1998) предложил иную модель социальной системы, в основе определения которой лежит различие не между системой и подсистемами, как было у Т. Парсонса, а между системой и окружающим миром. Социальная система является закрытой и оперативно замкнутой, она способна производить коммуникации из коммуникаций, другими словами, – это система всех производимых коммуникаций.

    В одной из новых, популярных социологических теорий, получившей название социального конструктивизма (в 1966 г. П. Бергер и Т. Лукман опубликовали книгу «Социальное конструирование реальности») общество рассматривается как создаваемое людьми и взаимодействиями между ними в результате процесса хабитуализации (опривычивания), означающего, что любое действие, которое часто повторяется, становится образцом; впоследствии оно может быть воспроизведено с экономией усилий и осознано как образец его исполнителем.

В социологии принято выделять несколько типологий общества: дописьменные и письменные; присваивающие (древние общества охотников, рыболовов и собирателей) и производящие (земледельцев, скотоводов, ремесленные и т.д.), простые и сложные (критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации); первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое (в основе формационный подход К. Маркса) и др.

Современная социология использует синтетическую модель, автором которой считают американского социолога Даниела Белла (1919–2011), автора книги «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» (1973). Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную, которым соответствует аналогичный тип общества.

    5. Социологический подход к изучению личности

Личность является объектом изучения многих наук. Прежде всего – философии, социологии, психологии. Для того чтобы понять, что такое личность, необходимо определить само понятие «личность», показать его соотношение с понятиями «человек», «индивид».

Понятие «человек» подчеркивает наличие в мире такой общности как человеческий род и употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и свойств, отличающих человека от других биологических существ.

Индивид – конкретный человек, единичный представитель человеческого рода, носитель индивидуальных, социальных и психологических черт.

Личность характеризует социальную сущность, общественные качества человека. Как отмечал К. Маркс в «Капитале», говоря о личности, мы абстрагируемся от индивидуальных физиологических и психологических свойств человека, судим о его социальной специфике.

Социологический подход, прежде всего, выделяет в личности социально-типическое. Социология изучает не каждую отдельную личность, не ее индивидуальные свойства, а типологизированную личность, т.е. социальные типы личности. Например, личность рабочего, крестьянина, интеллигента, инженера, студента и т.д. Задача социологии – анализ социального статуса типологизированной личности, а также исследование социальных факторов, влияющих на поведение личности.

Личность – социальная характеристика, сторона индивида (человека), формируемая всей совокупностью общественных отношений, в которой он находится в процессе своей жизнедеятельности. Эта деятельность личности многогранна – трудовая, социально-политическая, духовно-познавательная, культурно-просветительная, семейно-бытовая.

По проблеме соотношения общества и личности существует три основных подхода:

1-й представлен в теории Э. Дюркгейма и его можно выразить формулой: «Личность – есть объект общественных отношений».

2-й мы находим в трудах М. Вебера: «Личность – есть субъект общественных отношений».

3-й изложен К. Марксом: «Личность – есть объект и субъект общественных отношений».

Человек как личность выступает продуктом общества и одновременно изменяет его через совместную общественную деятельность людей. Личность, являясь объектом воздействия общества (социальных групп, различных коллективов, отдельных людей), в свою очередь, воздействует на него обратной связью и выступает его субъектом и в целом субъектом истории.       

Социальный статус личности. Термин «статус» пришел в социологию из юридической науки. Социальный статус – это соотносительная позиция, занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением и т.д.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусных признаков, Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного индивида. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, наиболее характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие или отождествляют его с ним.

В социологии принято различать личный и социальный статусы.     Социальный статус употребляется обычно в двух значениях. Когда этот термин употребляется в широком смысле, речь идет о положении, занимаемом данным человеком объективно в социальной структуре группы или общества, в узком – это положение индивида, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (национальной, демографической и т.д.).

  Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей.

Существует три вида социального статуса: приписываемый (или предписанный), достигаемый (приобретенный) и смешанный. Приписываемый включает в себя и прирожденные статусы – статусы пола, расы, национальности. От предписанного статуса существенно отличается тот статус, который достигается человеком благодаря его собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и называется поэтому достигаемым. В современном обществе подавляющее большинство статусов – достигаемые. Примером смешанного статуса являются статусы инвалида, безработного, беженца.

Элементы статуса: статусная роль, статусные права и обязанности, статусные символы, статусный образ (имидж), статусная идентификация. Социальная роль – это связанная со статусом система действий (функций, поведения) субъекта. Данное понятие ввел американский антрополог Ральф Линтон в 1936 г., определив роль как динамическую сторону статуса. Социальная роль формируется как объективное и субъективное ожидание со стороны других должного поведения от носителя данного статуса.   Ролевой набор – совокупность ролей в рамках одного статуса.

       Социализация личности: сущность, этапы, институты. Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Американский социолог Ф. Гиддингс и французские социологи Э. Дюркгейм и Г. Тард в конце XIX в. ввели в научный оборот понятие «социализация личности».

Социализация личности (от лат. socialis – общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. Процесс социализации в социологии рассматривается с двух сторон: как процесс постепенного раскрытия скрытых природных качеств индивида и как результат внешнего воздействия среды, целенаправленного и ненаправленного воспитания. Выделяют две фазы социализации личности: адаптацию, т.е. приспособление человека к общественной среде и интериоризацию – вхождение ценностей и норм среды во внутренний мир личности.

Социализация личности – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных ценностей и норм. В процессе социализации выделяются стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая; этапы: дошкольный, школьный, этап трудовой деятельности и послетрудовой. В соответствии с основными жизненными циклами различают социализацию в периоды младенчества, детства, юности, зрелости и старости. Понятие «феральные люди» (ввел в оборот в XVIII веке шведский биолог К. Линней) характеризует людей, которых находили в среде животных («Маугли», «Тарзан» и т.д.) и не прошедших социализацию.

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Они бывают прямые, т.е. специально созданные для социализации (например, детсад, школа), и косвенные, решающие задачу попутно (например, трудовой коллектив, армия).

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Поскольку социализация подразделяется на первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники, учителя; вторичной – должностные лица учебного заведения, предприятия, сотрудники средств массовой информации и т.д. Институты первичной социализации – семья, школа; вторичной – трудовой коллектив, армия, СМИ и т. д.

Социология воспитания – специальная социологическая теория, которая изучает закономерности и тенденции воспитательного процесса во взаимосвязи с другими социальными процессами. Воспитание в широком смысле – синоним социализации; в узком смысле слова представляет собой процесс целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый под воздействием социальных институтов (семьи, школы и т.д.) с целью ее подготовки к деятельности в различных сферах социальной практики.

Социологи выделяют следующие основные виды, направления воспитания: умственное, политическое, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое, экономическое, экологическое, правовое.

В любом обществе существует социальный механизм воспитания или общественные институты воспитания: семья, учебно-воспитательные учреждения, учреждения культуры, общественные организации, средства массовой информации и др. Основные формы воспитания: общественное воспитание, семейное воспитание, самовоспитание. Средства воспитания: труд, учеба, сила примера, литература, искусство и т.д.


Лекция 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ:

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА


План


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: