Белорусский национальный технический университет
Факультет технологий управления и гуманитаризации
Кафедра «История белорусской государственности»
СОГЛАСОВАНО: Заведующий кафедрой В.А. Бобков_________________ «»______________ 2019 г. | СОГЛАСОВАНО: Декан ФТУГ Г.М. Бровка_________________ « »_____________ 2019 г. |
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ»
ИНТЕГРИРОВАННОГО МОДУЛЯ «ЭКОНОМИКА»
для студентов всех специальностей БНТУ
Составители: А.К. Дубовик, С.В. Потапенко, Е.А. Дубовик,
О.В. Линкевич.
Под редакцией В.А. Бобкова, А.К.Дубовика
Рассмотрено и утверждено на заседании Совета факультета 29 апреля 2019 г., протокол № 8.
М и н с к, 2 0 1 9
УДК 316
Составители:
канд. ист. наук, доц. А.К. Дубовик,
канд. филос. наук, доц. С.В. Потапенко,
канд. ист. наук, преп. Е.А. Дубовик,
ст. преп. О.В. Линкевич.
Под редакцией д-ра ист. наук, проф.,
чл.-корр. НАН Беларуси В.А. Бобкова, доц. А.К. Дубовика
Рецензенты:
|
|
Клименко В.А., доктор социологических наук, профессор,
Николаева Л.В., заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин
УО «БГУИР», кандидат исторических наук, доцент
Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Социология» интегрированного модуля «Экономика» включает разделы: теоретический, практический, контроля знаний и вспомогательный, в которых содержатся материалы лекций, семинарских занятий, проверочные тесты, вопросы к экзамену, программа курса, список литературы и глоссарий.
Предназначен для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения БНТУ.
Белорусский национальный технический университет
пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь
Тел.(017)292-31-72
E-mail: kafpolitics@bntu.by
Регистрационный №
© Дубовик А.К., Потапенко С.В., Дубовик Е.А., Линкевич О.В.
Под ред. Бобкова В.А., Дубовика А.К., 2019
© БНТУ, 2019
Перечень материалов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. Лекции | 6 |
Лекция 1. Общество как система и форма организации социальных взаимодействий | 6 |
Лекция 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства | 17 |
Лекция 3. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис | 29 |
Лекция 4. Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси | 47 |
Лекция 5. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси | 58 |
Лекция 6. Эмпирическое социологическое исследование общества | 69 |
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. Планы семинарских занятий, вопросы и задания, темы рефератов | 81 |
Семинар 1.Введение в дисциплину «Социология». Социология как наука об обществе и социальном мире человека | 81 |
Семинар 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства | 83 |
Семинар 3. Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси | 85 |
Семинар 4. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси | 87 |
Семинар 5. Эмпирическое социологическое исследование общества | 89 |
РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | 92 |
Тесты | 92 |
Вопросы к экзамену | 106 |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 108 |
Программа курса | 108 |
Список литературы | 111 |
Глоссарий | 115 |
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели ЭУМК:
1) предоставить студентам учебные материалы для подготовки к семинарским занятиям и экзамену по дисциплине «Социология» интегрированного модуля «Экономика»;
2) на основе знаний, накопленных мировой и отечественной социологической мыслью, сформировать у студентов интерес к социальным процессам в современном обществе и их системное видение;
3) стимулирование у студентов мотивации к учебной деятельности, выработка у них гражданственности и активной жизненной позиции;
4) развитие способности рационально-критического анализа содержания, особенностей развертывания и перспектив трансформации социальных институтов и процессов в Республике Беларусь и современном мире;
5) формирование у будущих специалистов практических навыков выбора и принятия эффективных управленческих решений.
Особенности структурирования и подачи учебного материала.
ЭУМК по учебной дисциплине «Социология» интегрированного модуля «Экономика» структурирован следующим образом:
- теоретический раздел включает тексты лекций по темам: «Общество как система и форма организации социальных взаимодействий», «Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства», Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис», «Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси», «Религия как социокультурное явление.Религиозная ситуация в Беларуси», «Эмпирическое социологическоеисследование общества»;
- практический раздел включает планы семинарских занятий с вопросами, заданиями для самостоятельной работы и темами рефератов;
- раздел контроля знаний содержит тесты по темам дисциплины и примерные вопросы к экзамену;
- вспомогательный раздел состоит из программы дисциплины, списка основной и дополнительной литературы, глоссария.
Рекомендации по организации работы с ЭУМК.
Материал электронного учебно-методического комплекса содержит основные понятия, определения, необходимые пояснения по всем темам дисциплины «Социология» интегрированного модуля «Экономика» и предоставляет студентам возможность систематизировать полученные знания при подготовке к экзамену. ЭУМК призван способствовать более тщательной подготовке студентов к практическим занятиям, поскольку содержит тематический план каждого семинара, основные понятия и термины, дискуссионные вопросы, список литературы, источников и рефератов по тематике курса. Материалы раздела контроля знаний помогут студентам самостоятельно оценить степень своей подготовленности на основе тестовых заданий и вопросов к экзамену. Для удобства использования текстовой информации и быстрого перехода к нужной теме перечень материалов выполнен в форме электронного документа с гиперссылками.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. Лекции
Лекция 1. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
План
1. Объект и предмет социологической науки.
2. Структура и уровни социологического знания.
|
|
3.Функции социологии, ее место в системе социально-гуманитарных наук.
4.Общество как целостная социальная система.
5.Социологический подход к изучению личности.
Объект и предмет социологической науки
Объект науки – это определенная область действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. В качестве объектов различных наук выступают природа и общество, которые изучаются соответственно естественными и социально-гуманитарными науками.
Объектом изучения социологии является общество. Однако общество изучается и другими науками. Разграничить социальные науки можно по предмету исследования, т.е. по закономерным связям и отношениям объективной реальности, специфическим для каждой науки.
Предметом социологии выступают связи и отношения типологизированных систем (общества в целом, народов, классов, других социальных групп, личностей) на уровне закономерностей их функционирования. Следовательно, социология изучает механизмы действия и формы проявления социальных закономерностей в исторически определенных социальных системах.
Основоположник социологии французский философ Огюст Конт (1796–1857), который ввел в научный оборот в 1839 г. термин социология (от латинского societas – общество и греческого logos – учение), давал ее расширенное толкование как обществоведения в целом. Другой французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм (1858–1917) дал более узкое понимание предмета социологии, связав ее с изучением социальных фактов, т.е. социальных явлений и отношений.
Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предмета социологии, можно заключить, что в широком смысле предметную область социологического познания составляет вся совокупность социальных явлений и процессов, их причин, закономерностей и взаимосвязей, социальных отношений и взаимодействий, социальных общностей и институтов, структурных элементов и факторов, определяющих функционирование общества как целостной системы.
Можно дать следующее определение социологической науки: «Социология – это наука об обществе как социальной системе, о социальном мире человека (личности), о социальных общностях, о социальных отношениях, социальных процессах, социальных институтах, механизмах их функционирования и развития».
|
|
Социология, как и любая другая наука, имеет свои категории и законы, система которых отражает внутреннюю логику социологического познания, раскрывает и конкретизирует характеристику ее предмета и метода, служит основой для теоретического осмысления социальных явлений и процессов. Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии.
Основные категории социологии:
общество; социальное (в широком смысле – общественное, в узком – относящееся к социальной сфере жизни общества); социальные общности; социальные группы; социальная стратификация; социальное взаимодействие; социальные процессы; социальные институты; категории, раскрывающие методику социологического исследования: контент-анализ, социологическое наблюдение, социологический опрос, анкетирование, интервью и др.
Если категории социологии отражают наиболее значимые свойства, признаки изучаемого социального объекта, то ее законы выражают глубинные связи между ними. Основные законы (закономерности) социологии:
- неравномерность общественного развития;
- ускорение общественного развития;
- возрастание роли человеческого фактора в общественном развитии (в марксистской социологии закон возрастания роли народных масс в истории) и др.