Развитие, прогресс, кризис

 

План

    1. Социальные изменения, прогресс и регресс.

    2. Основные характеристики социально-эволюционистского, формационного и цивилизационного подходов к объяснению развития общества.

         3. Социологический анализ культуры.

           4. Кризис как стадия развития социальных систем. Управление конфликтами и кризисами.

    5. Социальноеуправление и социальная политика государства. Основные направления социальной политики в Республике Беларусь.

        

    1. Социальные изменения, прогресс и регресс

    Основоположник социологической науки О. Конт выделил в социологии две важнейшие составные части: социальную статику и социальную динамику. Если социальная статика рассматривает общество с точки зрения сохранения его целостности и стабильности, то социальная динамика исследует причины, характер, движущие силы и направленность общественного развития.

    В обществе все изменя­ется: экономическая система, социальная структура, социальные институты, культурные ценности и нормы и т.п. Все эти перемены в общественной жизни охватываются понятием «социальные изменения». Данный феномен можно определить как совокупность многообразных перемен, происходящих в обществе, в его социальной структуре, социальных институтах, организациях, в социальных ста­тусах и ролях индивидов и групп, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества .

    Вся совокупность социальных изменений в зависимости от
их содержания
подразделяется на ряд основных типов:

    1. Структурные социальные изменения включают в себя перемены, происходящие в различных социально-структурных ком­понентах общества: в социальной, социально-территориальной,  этносоциальной, социально-демографической структуре, в отношениях власти и т. п.

    2. Профессиональные социальные изменения охватывают все
многообразие перемен, происходящих в профессиональ­ной деятельности людей в различных сферах жизни общества – в матери­альном производстве, культуре, науке и т.п.; в условиях научно-технического прогресса происходят изменения на рынке труда – одни профессии устаревают, появляются новые.

    3. Функциональные социальные изменения происходят в
функциях всех структурных компонентов общества – в его экономической, политической, социальной, культурной подсистемах; в производственной, семейно-бытовой, образовательной и иных сферах деятельности, в процессе развития социальных институтов, организа­ций, общностей и отдельных личностей.

    4. Социокультурные изменения представляют собой сложный
многоуровневый процесс социокультурной динамики, в ходе которой
меняются не только системы ценностей, норм, образцов поведения,
но и сами основополагающие принципы культуры.

    Социальные изменения составляют сердцевину социаль­ной динамики общества. Она отражается не только понятием «социальные изменения», но и другими, близкими ему по значению: социальный процесс, социальное развитие, социальная эволюция, со­циальный прогресс и т.п. Социальный процесс представляет собой совокупность действий социальных субъектов по достижению своих целей и осуществлению своих функций в различ­ных сферах общественной жизни, а также результатов этих действий. Социальные изменения представляют наиболее динамичную часть социальных процессов, но не перекры­вают их целиком, поскольку в социальном процессе значительное место принадлежит простому воспроизводству уже существовавших ранее структур, функций, норм, стандартов поведения.    

    Близка к понятию «социальные изменения» и категория «социальное развитие». Но если социальные изменения могут быть позитивными и негативными,конструктивны­ми и деструктивными, т.е. разнонаправленными, то социальное раз­витие – это необратимое, направленное изменение социальных объектов, в результате которого возникает их качественно новое состояние.     Социальная динамика является более широкой по своему содержанию категорией, чем понятие «соци­альные изменения». Включая в себя всё содержание последнего, она, кроме того, фиксирует основные факторы и причины социальных изменений, прогрессивную или регрессивную направленность социальных процессов, разнообразие деятельности субъектов этих процессов и её результаты.

    Рассмотрение основных компонентов социальной динамики дает основание для выделения различных типов социальных измене­ний в зависимости от того, какие субъекты и в каких масштабах осуществляют эти процессы:

    1) Институциональные изменения, которые осуществляются
посредством деятельности социальных институтов – государства,
 политических партий, экономических систем, учреждений образования, культуры, религии и т.п. Примером институциональных изменений могут служить коренные преобразования экономиче­ской и политической систем в постсоветских странах. Одновременно с этим происходят существенные изменения и в самих социальных институтах – в содержании их деятельности, составе, функциях и т.п.

    2) Всеобщие социальные изменения охватывают не одну
или несколько сфер общественной жизни, как это происходит в процессе институциональных изменений, а все подсистемы, функции целостной системы общества, т.е. распространяются на всё общество. Такой характер носили, например, изменения, происходившие в процессе смены аграрно-ремесленного общества индустриальным, феодализма капитализмом.

    3) Инновационные изменения отражают возникнове­ние новыхспособов и результатов деятельности людей в различных сферах общества. Такие изменения чаще всего вызываются новейши­ми достижениями в науке, культуре, но они могут возникать и в ре­зультате развития религиозных доктрин. Так, немецкий социолог М. Вебер раскрыл инновационную роль протестантской этики в становлении духа капитализма, возникновении капиталистической экономической системы.

    4) Эволюционные социальные изменения представляют собой
постепенные, преимущественно количественные перемены, протекающие в различных социальных системах и общностях – в экономике, политике, культуре, образова­нии и т.п. Эволюционные изменения могут быть организуемы и регулируемы, в этом случае они приобретают характер социальных реформ. Примером таких преобразований может служить реформирование экономической системы в Беларуси, России и других странах СНГ на путях становления в них рыночной экономики.

    5) Революционные социальные изменения коренным образом
отличаются от эволюционных. Это изменения: а) не количественного,
а качественногохарактера, направленные на радикальные преобразования социальной системы, будь это экономика или политическая система; б) органически связаны с кризисом и, как правило,
не происходят без нарастания кризисных явлений; в) охватывают не второстепенные, а основныеструк­туры и функции изменяемой социальной системы; г) чаще всего опираются на насилие.

    6) Циклические социальные изменения, последовательность ко­торых складывается в определенный круговорот, совершаются в те­чение некоторого промежутка времени. Так происходит процесс воз­никновения, развития, увядания и исчезновения цивилизаций (напри­мер, инков и майя); циклический характер носит и социодинамика смены поколений людей.

    7) Трансформационные социальные изменения происходят то­гда, когда социальная система утрачивает устойчи­вость и стабильность, вступает в полосу глубокого кризиса, а затем совершается более или менее сложный и болезненный переход к новой социальной системе. Примером трансформации является модернизация общества – переход от аграрного к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу.

    8) Глобальные социальные изменения охватывают преобразования в технике, технологии, экономике, информационных процессах и превращаютмировое социальное пространство в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, капиталы,
товары и услуги, рабочая сила.

    Социальные изменения столь разнообразны, что существует еще один ракурс их типологизации – разделение на определенные типы в зависимости от направленности   перемен. По этому признаку социальные изменения делятся на два типа:

    1) Прогрессивные социальные изменения имеют такую направ­ленность, при которой осуществляется переход от нижнего уровня
развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой, го­раздо более совершенной социальной системе, обладающей более организованной структурой и более эффективными функция­ми. Именно такой характер имели изменения, происходившие в обществе в процессе перехода от доцивилизационной стадии развития человечества к цивилизованной, наступившей 9–10 тыс. лет назад, или при переходе от аграрно-ремесленного типа общества к индустриальному типу примерно 300 лет тому назад.

    2) Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Регрессивные социальные изменения имеют такую направ­ленность, которая воплощается в переходе от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным, в процессах деградации, застоя, упадка, движении вспять, возвращении к изжившим себя социальным структурам и функциям. Типичным проявлением социального регрес­са стало утверждение в 30-х гг. XX века фашистского режима в Германии.

           Однако между прогрессом и регрессом существует не только связь
противоположностей, но более многообразная взаимозависимость. С одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития социальной системы; с другой – при нарастании регрессивных изменений систе­мы в целом, отдельные ее структурные компоненты или функции могут сохранять и даже усиливать прогрессивное направление развития.

    Многие мыслители, например, Жан-Жак Руссо, считали, что научно-технический прогресс при всех положительных последст­виях для развития общества приводит не к улучшению, а к регрессу нравственности. Некоторые философы и социологи отрицали нали­чие прогресса (О. Шпенглер) или сомневались в его наличии (И. Валлерстайн). Но важнейшим компонентом мирового социального развития  являются прогрессивные социальные изменения.

      Применительно к истории человечества прогресс традиционно трактовался как социальный прогресс. Начиная с середины XIX века, понятие прогресса постепенно наполняется объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируется, распространяясь на сферу живой и неживой материи (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем).

    О прогрессе можно говорить применительно как к социальной системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. В последнее время в условиях цифровой трансформации общества появился термин «киберпрогресс».

 

       2. Основные характеристики социально-эволюционистского, формационного и цивилизационного подходов к объяснению развития общества

    В объяснении всемирного социально-исторического процесса сложились три основных подхода: эволюционный (социальный эволюционизм), формационный (теория общественно-экономических формаций) и цивилизационный (теория исторических циклов ),учитывающие, пусть и в несколько отличной форме, единство и взаимозависимость социального и культурного развития.

    Создателями социального эволюционизма являются основоположники социологической науки О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.Общие черты эволюционного подхода кратко можно выразить следующим образом: человеческая история имеет единую форму и направленность развития, которая отождествляется с прогрессом. Различия отдельных обществ связаны с неодинаковой скоростью их развития. Эволюционные изменения строго линейны, носят предопределенный характер.

         Так, О. Конт объяснял историю общества на основе «закона трех стадий: теологической, метафизической и позитивной, на последней наступает эпоха науки и промышленности.Согласно Г. Спенсеру, социальная эволюция подобна эволюции в природе и выражается в том, что общество проходит через военную и промышленную стадии развития. Э. Дюркгейм рассматривал социальную эволюцию как переход от «механической» к «органической» солидарности.Первая господствует в неразвитых, архаических обществах; она определяется сходством составляющих их индивидов, одинаковостью исполняемых ими общественных функций, неразвитостью индивидуальных черт.Возникновение «органической» солидарности Дюркгейм связывал с разделением труда, под которым понимал профессиональную специализацию. Разделение труда начинает выполнять ту роль, которую раньше выполняло общее сознание, т. е. объединять людей и обеспечивать их совместную жизнь.

         Ссоциальным эволюционизмом связано технократическое направление, основоположником которого в социологии является американский экономист и социолог Торнстейн Веблен (1857–1929), автор книги «Инженеры и система ценообразования» (1921), признанный во всем мире «отцом технократизма». Справедливости ради следует отметить, что одновременно сходные идеи разрабатывал наш соотечественник, уроженец Гродненской губернии А.А. Богданов (1873–1928), который в своем основном труде «Тектология. Всеобщая организационная наука» (в трех частях) выдвинул идею создания науки об общих принципах организации – тектологии, предвосхитил некоторые положения кибернетики.

    Т. Веблен рассматривал инженеров как класс, способный использовать плоды технологического развития на благо общественного переустройства и достижения экономической эффективности. Инженеры, как люди более всего приближенные к новым технологиям, являлись для Веблена прогрессивной силой, способной осуществить трансформацию общества на идеалах производительности. Ученый считал, что по мере развития технического прогресса будет расти численность инженеров и постепенно к ним должно перейти управление обществом.

    На рубеже 1950–1960-х гг. один из видных представителей технократического направления социальной философии и социологии, американский ученый Д. Белл (1919–2011) выступил автором (наряду с французским философом, социологом и публицистом Р. Ароном, американским социологом и экономистом У. Ростоу) теории индустриального общества. Сам термин «индустриальное общество» был введен ранее, в начале XIX века, французским мыслителем К.-А. Сен-Симоном. Согласно Беллу, технологии как инструментальные способы рационального действия являются главным детерминантом общественного развития. Основным инструментом оптимизации индустриального общества, а также управления существующими в нем организациями и предприятиями выступает машинная технология. Центральными переменными, определяющими его социальную динамику, становятся труд и капитал.

    В 1973 г. Д. Белл в книге «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» дополнил традиционное и индустриальное общества третьей стадией – постиндустриальной.Если для традиционного общества доминирующими институтами выступали армия и церковь, а для индустриального общества – фирма и корпорация, то в постиндустриальном обществе приоритетную роль играет университет – социальный институт, где возникает и артикулируется знание как базисный феномен постиндустриализма. В постиндустриальную эпоху именно знание является, по Беллу, основным источником богатства и власти, решающим средством управления выступают уже не машинные, а интеллектуальные, информационные технологии. Определяющее значение имеет становление системы телекоммуникаций.

    Для постиндустриального общества характерны пять основополагающих тенденций:

    1. Переход  от доминирования производства товаров к главной роли сектора услуг, включающего науку, образование, финансы, торговлю, медицину, транспорт, отдых, управление.

    2. Преобладание в социальной структуре работников, занятых в сфере услуг, профессиональных групп, работающих в науке и образовании.

    3. Главная роль в развитии общества принадлежит теоретическому знанию и технологическому росту.

    4. Формирование наукоемких технологий, применяемых для обработки информации и ресурсосбережения.

    5. Доминирующая роль в системе жизненных ценностей ориентации на получение знаний с помощью различных форм образования. 

    Фактически синонимом постиндустриального общества является «информационное общество». Данное словосочетание впервые употребили в 1962 г. американский экономист Ф. Машлуп и в 1969 г. профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши, но широко оно стало использоваться после выхода в свет в 1973 г. книги Д. Белла и в 1983 г. работы японского ученого Е. Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество».

    Первопричиной возникновения информационного общества являются три взаимосвязанных процесса. Во-первых, лавинообразный рост объемов производимой информации, особенно научной. Во-вторых, создание на базе широкого внедрения компьютеров и интернета современной информационно-коммуникативной инфраструктуры, открывающей принципиально новые возможности для оперативного и общедоступного получения информации и развития новых форм коммуникации. Истоки Интернета, или всемирной глобальной паутины, уходят в 1969 г. 29 октября 2019 г. человечество будет отмечать 50-летие интернета. Одним из американских ученых, способствовавших созданию всемирной сети, был уроженец белорусского Гродно П. Бэран. В-третьих, активное использование информации (особенно теоретических знаний) и электронных информационно-коммуникативных технологий в производственной, технической, управленческой и других видах деятельности, при организации общественной жизни.

    Для акцентирования ключевой роли информации и знаний в современном мире американский ученый П. Друкер начал использовать термин «общество знания», а М. Порат – общество, основанное на «информационной экономике» или «экономике знания». В дальнейшем в оборот были введены понятия «креативное общество» и «креативная экономика», «цифровая экономика» и «цифровая трансформация». Термин «цифровая экономика (Digital Economy) появился в 1995 г. одновременно у американского ученого-информатика из Массачусетского технологического института Н. Негропонте  и у канадского профессора менеджмента Д. Топскотта из университета Торонто (его бестселлер опубликован в 1997 г.) и быстро получил распространение.

    Формационный подход в объяснении общественного развития связан с именами К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895). В 1859 г. в работе «К критике политической экономии. Предисловие» Маркс ввел понятие «общественно-политическая формация». Это общество на определенной стадии его развития, взятое в единстве всех его сторон, со  свойственными ему базисом и надстройкой. Составными элементами теории формационного развития являются понятия  «способ производства», «производительные силы», «производственные отношения», «экономический базис», «политико-правовая и идеологическая надстройка». Развитие и смену общественно-экономических формаций основоположники марксизма объясняли действием закона соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил. Развитие общества оценивалось как идущее по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация считается прогрессивнее предыдущей. Общество в своем развитии проходит через пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодальное общество, буржуазное (капиталистическое) общество и коммунистическое (на первой фазе социалистическое) общество.

    Ведущая роль в определении траектории общественного развития марксизмом отводится объективным социальным законам, в рамках которых действуют большие социальные группы, прежде всего классы, посредством действий которых, в первую очередь классовой борьбы, на практике реализуются исторические закономерности. В качестве силы, побуждающей к социальному действию, рассматриваются интересы людей. Они берутся как производные от социального положения индивидов, прежде всего отношения к собственности и уровня жизни, и выражают их стремление к сохранению или изменению этого положения, а в итоге – социального строя в целом.

    Родоначальником цивилизационного подхода к объяснению развития общества считается автор теории локальных цивилизаций Н.Я. Данилевский (1822–1885). В сочинении «Россия и Европа» (1869) он заявил, что история человечества не имеет единой линии развития, а состоит из истории 12 культурно-исторических типов (цивилизаций), начиная с древнеегипетского. Каждый культурно-исторический тип проходит стадии, типичные для любого живого организма: рождение, возмужание, дряхление, смерть. Особое место Данилевский отводил славянскому культурно-историческому типу, с которым связывал перспективы социального прогресса.

    Другим представителем теории локальных цивилизаций является немецкий философ и историк О. Шпенглер (1880–1936), автор двухтомного сочинения «Закат Европы». Линейной картине всемирной истории он противопоставлял «спектакль множества мощных культур»,  выделил восемь «высших культур»: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, классическую (греко-римскую), арабскую, мексиканскую и западную. У каждой из культур есть свои детство, юность, возмужалость и старость. Завершение культуры он называет цивилизацией. Ее отличительными признаками становится замена местных традиций космополитизмом, кровных уз – городскими связями, естественной религиозной чувственности – научным и абстрактным подходом, народных ценностей – массовыми, истинных ценностей – деньгами, материнства – сексом, консенсуса – политикой грубой силы.

    Наиболее завершенный вариант теории локальных цивилизаций представлен идеями английского социолога и историка А. Дж. Тойнби (1889–1975).Он считал цивилизацией устойчивую общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. В 12-томном труде «Постижение истории» Тойнби выделил в истории 28 цивилизаций (в том числе в XX веке существуют 5 крупных и 2 реликтовые), выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Движущей силой их развития он считал «творческую элиту», отвечающую на различные исторические вызовы и увлекающую за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации.

    Вторая разновидность цивилизационной исследовательской традиции рассматривает цивилизацию как единый процесс развития человеческого сообщества, в основе которого преимущественно лежит изменение комплекса социально-культурных факторов. Такой подход характерен, прежде всего, для  циклической теории динамики культурных суперсистем П. Сорокина. Он выделил три типа культурных суперсистем, которые, циклически сменяя одна другую, в разные периоды доминируют в общечеловеческой истории: идеациональный, чувственный, идеалистический. Своеобразие культурных суперсистем основывается на различии представлений о природе реальности.

    Современным вариантом цивилизационного объяснения истории стал мир-системный подход, который рассматривает развитие не отдельных обществ и цивилизаций, а их групп, систем. Наиболее известный представитель данного подхода американский социолог И. Валлерстайн подразделяет социальные (исторические) системы на два типа: минисистемы и миросистемы. Минисистема, по его определению, – это объект, содержащий внутри себя полное разделение труда и единые культурные рамки. Такого рода системы можно найти только в очень простых аграрных или охотничье-собирательских обществах. Миросистема – общность с единой системой разделения труда и множественностью культурных систем. Отсюда следует, что могут существовать две разновидности такой миросистемы – с общей политической системой и без нее. Их он описывает, соответственно, как мир-империю и мир-экономику. Миры-экономики были нестабильными структурами, которые приходили либо к дезинтеграции, либо к завоеванию и трансформации в мир-империю. Современный мир представляет собой мир-систему, которая состоит из ядра, полупериферии и периферии. Ядро представлено наиболее высокоразвитыми странами Запада, состав полупериферии изменчив, поскольку одни страны переходят в состав ядра, другие – уходят в периферию. Периферия – это страны, которые отличаются низкокачественной продукцией и являются главным образом источником сырьевых и энергетических ресурсов. Изменения на периферии вызваны не их собственной историей, а развитием мира-системы в целом.

               

           3. Социологический анализ культуры

    Доминирующей исследовательской традицией в объяснении социодинамики постепенно стало рассмотрение развития общества в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с развитием культуры. Различие между понятиями «общество» и «культура» состоит в том, что категория «общество» охватывает основы социальной организации и взаимодействия людей на разных уровнях их совместной жизни (в обществе, группе, семье), а  категория «культура» касается смысла и способов жизни людей.

Культура (от латинского cultura – обработка почвы) – социальное явление. Культуры нет у животных, как нет и людей, не имеющих культуры.     Термин «культура» имеет множество значений: 1) под культурой подразумевают определенную сферу общества, (духовная сфера); 2) под культурой понимается совокупность материальных и духовных ценностей; 3) культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений; 4) культура – социальная память общества и т.д.

  Социология культуры – область социологии, изучающая социальные аспекты создания, хранения, распространения и потребления культурных ценностей. Различают два основных вида культуры: 1) материальная (совокупность материальных ценностей); 2) духовная (совокупность духовных ценностей). Кроме того, выделяют политическую, экономическую, правовую культуру, культуру труда, быта, поведения и т.д.

С точки зрения социологии в культуре выделяют две основные части: 1) культурную статику (описывает культуру в покое); 2) культурную динамику (описывает культуру в движении и изменении). К культурной статике относят внутреннее строение культуры, совокупность базисных элементов, или черт, и формы культуры – конфигурации, характерные сочетания этих элементов. Элементы бывают двух видов – материальные и нематериальные; совокупность первых (артефактов, т.е. объектов, созданных человеческими руками) создает материальную, вторых – духовную культуру (нормы, знания, ценности, идеи, традиции, обычаи и т.п.).

            В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Культурное наследие – часть культуры, которая выдержала испытание временем, как нечто ценное передается от одного поколения другому. Культурный ареал – это регион, внутри которого у разных культур наблюдается сходство в главных чертах (например, славянская культура).     Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. В 1959 г. социолог и этнограф Дж. Мердок выделил более 70 универсалий. Это язык, представления о мироустройстве и смысле жизни, ценности и нормы (табу), касающиеся взаимоотношений людей, в частности брачно-семейных отношений, религиозные верования и ритуалы, обычаи, связанные с рождением и смертью, различные виды искусства и т.п. Культурная дифференциация – разнообразие национальных культур.

Выделяют три формы культуры:

1) элитарная культура; ее формула – «искусство для искусства»;

2) народная, созданная анонимными творцами. Например, фольклор;

3) массовая (например, эстрадная музыка). Возникла в середине XX века. Поп-культура – сленговое название, а китч – разновидность массовой культуры.

Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей и традиций, присущая какой-то большой группе (например, молодежная субкультура). Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей.

Культурная динамика описывает изменение черт культуры, ее трансформацию. Ее первокирпичиками являются открытия и изобретения – разновидности инноваций. Культурная динамика изучает культурные контакты, культурную диффузию (взаимопроникновение), культурную интеграцию, культурную аккумуляцию (накопление), конфликт культур и т.д.

    Особое внимание к культурной составляющей социодинамики привело к возникновению в начале ХХI в. культуральной социологии (культурсоциологии), связанной с именем Дж. Александера. Суть культурсоциологии состоит в том, что культура рассматривается не как производная от каких-либо внешних детерминант (экономики, политики), а в качестве «независимой переменной», которая порождает смыслы человеческой деятельности и оказывает тем самым решающее воздействие на ход социальных процессов. Задача культуральной социологии, с точки зрения ее создателей, состоит в раскрытии этих, часто неосознаваемых, смыслов деятельности.

    4. Кризис как стадия развития социальных систем. Управление конфликтами и кризисами

Развитие общества сопровождается множеством социальных процессов, нередко трудно предсказуемых. В ряду таких явлений следует особо выделить социальные кризисы. Применение полипарадигмального подхода к изучению социального кризиса позволяет рассматривать данное явление с точки зрения различных социологических школ, обобщая и систематизируя знания, накопленные этими направлениями. Можно выделить следующие основные подходы к раскрытию понятия «социальный кризис»:

1. Функционалистский подход (О. Конт, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Нисбет и др.) к социальным кризисам заключается в выявлении условий или видов поведения, которые мешают реализации целей общества, препятствуют его функционированию или приводят общество в неустойчивое, неравновесное состояние, грозящее существованию общества как целостной системы. Центральное место в ряду концептуальных средств этого подхода занимает понятие дисфункции (Р. Мертон) как последствия какой-либо социально-экономической деятельности, идущей вразрез с функциональными требованиями общественной системы и разрушающей институциональные связи. В результате кризисов происходит резкое ослабление саморегуляции системы или ее приспособление к среде.

2. Конфликтологический подход (К. Маркс, Р. Миллс, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, С. Хантингтон и др.), согласно которому, кризис – это универсальный и позитивный фактор, ускоряющий социальный прогресс и поддающийся рациональному регулированию.

3. Циклический подход (Н.Д. Кондратьев, П.А. Сорокин, А.А.Богданов и др.), согласно которому социальный кризис – это одна из фаз в развитии общества.

Выделяют следующие характеристики кризисов: препятствие в процессе развития; разрушение или распад какого-то явления или процесса; неуправляемость, неконтролируемость функционирования процесса; высшая степень развития социальной «болезни», за которой может последовать «выздоровление» или распад социума, хаос; возможная утрата перспектив развития социальной системы. Следовательно, социальный кризис – это сложнейшее общественное явление, которое имеет самые разнообразные проявления. Не случайно существует множество определений понятия «социальный кризис», каждое из которых зависит от того, с позиции какой науки оно рассматривается и какому его аспекту исследователи отдают предпочтение. Иногда «за скобками» существующих в литературе определений остается такая сущностная характеристика кризиса, как социальная связь, между тем как любой кризис – это процесс разрыва устоявшихся социальных связей различного уровня.

Социальный кризис – это процесс крайнего обострения противоречий в обществе, резкое нарастание критической массы конфликтов до такой точки, за которой следует разрыв социальных связей, утеря способности общественными образованиями выполнять свои функции, дестабилизация общества как целостной системы.

Несмотря на уникальность и неповторимость отдельно взятого социального кризиса, каждый из них имеет некоторые общие черты и параметры, дающие возможность их типологизировать. Одним из оснований для классификации кризисов является уровень их проявления. По этому критерию можно выделить следующие кризисы: мегауровневые; макроуровневые; мезоуровневые; микроуровневые.

Мегауровневые кризисы носят глобальный характер и происходят на уровне мирового сообщества. Довольно широко мегауровневые кризисные ситуации раскрыли американские исследователи С. Хантингтон и Ф. Фукуяма, они говорят о надвигающемся кризисе человеческой цивилизации. Сегодня большое влияние на кризисы оказывает процесс глобализации, характеризуемый увеличивающимся воздействием факторов международного значения на социально-экономическую жизнь в отдельных странах. Глобализация имеет не только позитивные, но и негативные последствия. Она сопровождается конфликтами, кризисами.

Макроуровневые кризисы охватывают отдельные общества, государства и т.д. Примером может служить всеобъемлющий кризис советского общества, приведший к распаду СССР, кризис в постсоветских обществах. Он представляет собой многомерное явление, охватившее или оказавшее воздействие на все сферы жизнедеятельности социума.

Мезоуровневые кризисы протекают на уровне социальных групп, регионов, ассоциаций и т.д. Микроуровневые кризисы имеют место в малых группах, семьях и т. д. Они могут быть ситуативными (кризисы, порожденные, например, смертью близкого человека, разводом, катастрофой и др.) и закономерными (таковы, например, возрастные кризисы). Таким образом, под социальными кризисами можно понимать разрывы социальных связей на мега-, макро-, мезо - и микроуровнях.

Типы кризисов выделяют и по области проявления:

- экономические (отражают острые противоречия в экономике или состоянии отдельных отраслей, предприятий и т.д.). Например, кризисы производства и реализации товара, неплатежей, потери конкурентоспособности, банкротства;

- социальные (возникают при обострении противоречий или столкновения интересов различных социальных групп – работников и работодателей и т.д.);

- психологические (проявляются в виде стресса, чувства неуверенности, страха, незащищенности; затрагивают отдельного человека либо группу);

- организационные (проявляются как кризисы в организационной структуре,  отделении структурных единиц);

- технологические (кризисы научно-технического прогресса, связанные с недостатком новых технологических идей, инноваций или их неприятием).

 Типы кризисов по причинам возникновения: природные (вызваны природными факторами – землетрясениями, ураганами, наводнениями); общественные (вызваны определенными процессами в общественных отношениях); экологические (являются результатом воздействия человека на природу – загрязнением окружающей среды, техногенными катастрофы, нерациональным использованием природных ресурсов).

Типы кризисов в зависимости от фактора случайности: предсказуемые, закономерные (наступают как этап развития, вызваны объективными причинами, могут прогнозироваться); циклические (возникают периодически); неожиданные, случайные (наступают в результате грубых ошибок в управлении и т.д.).

С понятием «кризис» связано понятие «конфликт» (от латинского conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями для любой из противоборствующих сторон.

Структура конфликта. Составными элементами конфликта являются: объект конфликта, субъекты конфликта, инцидент, т.е. реагирование субъектов на объект конфликта. Объект конфликта – причина конфликта, ее следует отличать от повода. Субъекты конфликта – стороны, чьи интересы сталкиваются.

    Типология конфликтов – выделение их типов или видов. По сферам распространения конфликты бывают: экономические, социальные, политические, идеологические, трудовые, национальные. По уровням: глобальные, международные, государственные, региональные, локальные. По субъектам: межгрупповые, между личностью и группой, межличностные, внутриличностные.    По объекту: деловые и эмоциональные. Американский социальный психолог М. Дойч выделил 6 типов конфликтов: подлинный, случайный или условный, смещенный, неверно приписанный, скрытый, ложный.

В социальной конфликтологии, возникшей во второй половине 1950-х гг. как направление социологической мысли, вместо понятия «ликвидация конфликта» используется понятие «управление конфликтами». Оно предусматривает максимальное использование положительных функций конфликта и сведение к минимуму его негативных социальных последствий. Американский ученый К. Томас выделил 5 способов реагирования в конфликтных ситуациях: соперничество, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество. Оптимальным является сотрудничество, при котором достигается выигрыш обеих сторон.

Методы разрешения конфликта разнообразны, каждый из них применяется с учетом особенностей той или иной организации, условий ее функционирования и т.п. Первая группа методов разрешения конфликта (по Д. Карнеги, М. Мескону) включает в себя уклонение от конфликтного взаимодействия, исключение социальной демонстрации, когда один из партнеров стремится всячески продемонстрировать свои успехи, достоинства и т.п., унижая тем самым другого, подталкивая его к противостоянию. Одним из часто применяемых методов разрешения конфликтов является принуждение, которое в случае обострения межгосударственных противоречий оборачивается применением вооруженной силы, военными действиями. Широко распространен и часто применяется специфический метод решения конфликтов, называемый компромиссом, когда достигается соглашение путем взаимных уступок.

В разрешении конфликтов, особенно возникающих между различными организациями, группами, нациями, странами, очень важное место занимают переговоры, в ходе которых нужно искать точки соприкосновения при существующих различиях и расхождениях. Большое значение имеет посредничеств о – «деликатное» участие третьей стороны, советы которой добровольно принимают обе конфликтующие стороны. В некоторых случаях имеет место арбитраж – обращение к третьей стороне, решение которой обязательно для конфликтующих (например, хозяйственный суд, трудовой арбитраж).

    4. Социальное управление и социальная политика государства. Основные направления социальной политики в Республике Беларусь

Под социальным управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве которого может выступать общество в целом, его отдельные сферы (экономика, политика, социальная, духовная сфера) или звенья (предприятия, учреждения, организации и т.п.) – с тем, чтобы обеспечить, сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение системы к заданной цели.

Управление как сложное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем проходит ряд стадий: получение и переработка информации об управляемой подсистеме; планирование возможных управленческих воздействий; принятие управленческих решений; организация их выполнения; контроль за реализацией управленческих решений; анализ результатов управленческих воздействий и внесение корректив в процесс управления. Последняя стадия завершает процесс управления, превращая его в замкнутый цикл.

Технология разработки и принятия управленческих решений выступает в качестве центрального положения новой управленческой парадигмы. Речь идет о децентрализации принятия решений, добровольном и активном сотрудничестве персонала и администрации, гуманизации процесса труда и отношений, обеспечении личной свободы и независимости, возможности совершенствования, творческого роста как работников, так и управленцев. В свете новой парадигмы получают развитие современные концепции управления:системное, программно-целевое, ситуационное, координационное управление, управленческое консультирование, стратегический менеджмент и др.

    Среди основных категорий социологии управления как отрасли социологического знания – объект управления, субъект управления, управленческие отношения, культура управления, стиль управления и др. Выделяют три основных стиля управления: директивный, коллегиальный (демократический) и либеральный (попустительский, анархический). Методы управления: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические. Принципы управления: комплексность, систематичность, гласность, оперативность, ценностный подход, участие самих работников   и др.

      В системе социального управления важное место занимает управленческая вертикаль, функционирующая ныне в нашей стране. На ее вершине действует Президент Республики Беларусь – Глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Исполнительную власть осуществляет Правительство – Совет Министров, законодательным органом является Национальное собрание Республики Беларусь. Ниже по степени убывания властности и масштабов управленческой деятельности располагаются областные администрации, еще ниже – администрации районов и городов. В итоге складывается и функционирует многоступенчатая структура управления.

    Основной целью функционирования любой социально-экономической системы является создание условий для повышения жизненного уровня населения, улучшения условий труда, ликвидации бедности и социального неравенства. Социальная политика государства – система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности в обществе.     Целями социальной политики являются:

    1) улучшение материального положения и условий жизни людей;

    2) создание благоприятных условий, позволяющих людям самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей; обеспечение эффективной занятости работников и повышение их конкурентоспособности на рынке труда;

    3) реализация на практике конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры; обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье.      

    Социальная политика государства реализуется через следующие направления:

    1) политику доходов населения (уровень и качество жизни);

    2) политику в сфере труда и трудовых отношений (оплата и охрана труда, занятость, защита трудовых прав граждан);

    3) социальную защиту отдельных групп населения (нетрудоспособных, малообеспеченных граждан, безработных и т.д.);

    4) развитие отраслей социальной сферы;

    5) экологическую, демографическую и миграционную политику.

    Социальная политика строится на основе следу­ющих принципов:

    - социальной справедливости – государство должно гаран­тировать всем гражданам установленный социальный мини­мум (минимальные социальные стандарты), предоставить воз­можность распределения материальных благ и услуг в зависи­мости от количества и качества труда индивида и обеспечить адресную защиту социально уязвимых слоев насе­ления;

    - социальной солидарности – перераспределение денеж­ных средств через систему налогов и пособий от имущих к ма­лообеспеченным категориям граждан, установление для них льготного доступа к социальным благам и услугам;

    - индивидуальной социальной ответственности требу­ет от индивидов приложения максимальных усилий для самообеспечения. Государство должно пре­доставлять лишь те виды социальной помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивидов (семьи), либо оказывать помощь в чрезвычайных, кризисных ситуациях;

    - социального партнерства – предполагает решение соци­альных проблем совместными усилиями государства, профсою­зов и нанимателей на основе их равноправия, обязательной и равной ответственности в принятии и исполнении договорен­ностей.

    Всю совокупность механизмов реализации социальной по­литики можно объединить в следующие группы: законодатель­ные, административные, организационные, экономические, со­циальные. Законодательные инструменты связаны с регулированием развития составных элементовсоциальной сферы на основе действующего пакета нормативных правовых актов. К числу важнейших правовых документов государственной социальной политики относятся: Конституция Республики Беларусь; Трудовой кодекс; Кодекс законов о браке и семье; Кодекс об образовании; законы «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «О занятости населения в Республике Беларусь», «О правах ре­бенка», «О социальной защите инвалидов», «О здра­воохранении», «О пенсионном обеспечении» и др. В Конституции Республики Беларусь (ст. 13) отмечено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях». Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике – это создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

    Социальная защита – необходимый элемент функционирования любого развитого государства. Система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования: трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; социально уязвимым слоям – за счет государства не ниже установленного законом прожиточного минимума. В   узком смысле социальная защита адреснокасается социально уязвимых слоев населения – инвалидов, пенсионеров, безработных.

Социальная защита населения представляет собой, с одной стороны, функциональную подсистему, т.е. совокупность направлений, по которым она осуществляется, а с другой, институциональную подсистему. Основными институтами социальной защиты являются государство, профсоюзы, трудовые коллективы; страховые компании, фонды.  В качестве субъекта управления в системе социальной защиты выступает, прежде всего, министерство труда и социальной защиты населения, его службы и организации. В нашей стране создано на основании указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. в результате объединения двух министерств: труда и социальной защиты.

Одним из важных направлений социальной защиты является социальное страхование. Оно организуется государством, чтобы гарантированно поддерживать жизненный уровень людей, подвергающихся воздействию таких неблагоприятных факторов, как старость, инвалидность, заболевание, потеря кормильца и др. В нашей стране действуют 3 вида социального страхования: а) пенсионное страхование; б) страхование по временной нетрудоспособности в связи с беременностью, родами, рождением ребенка и ухода за ним; в) страхование от производственных травм и профессиональных заболеваний. Осуществляется за счет бюджета (ФСЗН), образованного 1 июля 1993 г. в результате объединения пенсионного фонда и фонда социального страхования. Взносы поступают от работодателей и самих работников. До 80% всех выплат фонда приходится на пенсии. Их получает около 2,6 млн. человек. В Беларуси соотношение средней заработной платы и средней трудовой пенсии по возрасту – около 40%. Установлены надбавки к пенсиям отдельных категорий пенсионеров.

Социальная защита безработных граждан. Незанятое население – лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в течение рассматриваемого периода не были заняты трудовой деятельностью. Безработные – это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в центре занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней.

Размер пособия по безработице в Беларуси составляет 1 2 базовых величины (1БВ с 2019 г. – 25,5 руб.) в месяц, т. е. менее 15% бюджета прожиточного минимума (БМП). Последний утверждается постановлением правительства Республики Беларусь на квартал текущего года. Невысокий размер пособия по безработице при ее низком уровне в стране рассматривается властью как стимул для скорейшего трудоустройства. Прорабатывается вопрос об увеличении пособия до размера БПМ для уволенных по сокращению кадров или в связи с банкротством предприятия, в том числе путем внедрения механизма страхования от безработицы. Закон «О занятости населения в Республике Беларусь» обязывает нанимателей в течение трех дней информировать ГСЗ о введении на предприятия режима вынужденного простоя или неполной занятости. Вместе с тем, государство берет на себя обязательство полной или частичной оплаты расходов нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения.

Социальная политика играет большую роль в профилактике социальных патологий общества: безработицы, нищеты, девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения (алкоголизма, проституции, наркомании, суицида и т.п.).




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: