1. В предложенных рядах понятий требуется выявить закономерности и вычеркнуть выпадающие из логического ряда понятия:
А) социальная структура – социально-классовая структура – социальный класс – социальная реформа – социальный слой – социальная дифференциация;
Б) социальная стратификация – социальная дезорганизация – социальная мобильность – социальное неравенство – социальные изменения;
2. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
Понятие | Определение |
А. Социальная дифференциация | 1. Разделение, расчленение совокупности людей (населения) на социальные слои (страты), представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегии и престижа. |
Б. Социальное неравенство | 2. Различия между макро- и микро-группами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям. |
В. Статусные группы | 3. Условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким как деньги, власть, престиж. |
Г. Социальная стратификация | 4. Группы людей, в разной мере пользующиеся почетом и уважением и имеющие неодинаковый социальный престиж. |
|
|
3. Установите соответствие, помогающее уяснить основное содержание теории классового деления общества и теории стратификации:
1. Теория классового деления 2. Теория стратификации
А. Социальная структура общества определяется отношением к собственности;
Б. Выделение социальных групп осуществляется на основе учета широкого круга признаков;
В. Допускается анализ социальной неоднородности как по «горизонтали», так и по «вертикали»;
Г. Борьба между социальными группами рассматривается как постоянный источник изменения общества.
4. Какие из предложенных определений характеризуют понятия:
Понятие | Определение |
1. Неравенство | А. Социальные группы, имеющие неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый статус |
2. Стратификация | Б. Условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам |
3. Класс | В. Способы, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому; при этом формируются различные слои общества |
5. Кого можно отнести к маргинальным слоям населения?
А. Эмигрантов;
Б. Студентов;
В. Военнослужащих;
Г. Абитуриентов;
Д. Беженцев;
Е. Временно безработных.
6. Выделите основные социальные группы и классы, входящие в социальную структуру современного белорусского общества:
А. Священнослужители;
Б. Руководители;
В. Буржуазия;
|
|
Г. Учителя;
Д. Служащие-неспециалисты;
Е. Криминальные группы;
Ж. Офицеры;
З. Колхозное крестьянство;
И. Предприниматели;
К. Студенты;
Л. Рабочие.
7. Стратификация – это:
А. Разделение людей на конфессиональные группы;
Б. Разделение людей по этнонациональному признаку;
В. Разделение людей на основе неравного доступа к общественным благам;
Г. Разделение людей по половому признаку.
8. К основным историческим формам (типам) стратификации относятся:
А. Кастовая система;Б. Система дифференциации труда;В. Классовая система;Г. Профсоюзная система;
Д. Сословная система.
Какая из перечисленных систем стратификации является наиболее открытой и гибкой?
А. Кастовая система;
Б. Рабство;
В. Классовая система;
Г. Сословная система.
В виде какой геометрической фигуры можно изобразить стратификацию современного западного общества?
А. Пирамиды;
Б. Треугольника;
В. Ромба;
Г. Квадрата.
11. Изменение положения индивида или группы в социальной иерархии называется:
А. Карьерным ростом;
Б. Социальной мобильностью;
В. Ресоциализацией.
Тест 3. Социодинамика общества и культуры:
Развитие, прогресс, кризис
1. Из приведенного перечня выделите основные факторы социальной динамики:
А. Характер религиозных воззрений;
Б. Характер экономического развития;
В. Демографический фактор;
Г. Циклы космических событий;
Д. Национальная культура и менталитет людей.
2. Какие три стадии в развитии общества выделял О. Конт?
А. Теологическую;
Б. Индустриальную;
В. Метафизическую;
Г. Позитивную;
Д. Постиндустриальную.
3. Кто из социологов ХIХ века объяснял общественное развитие как смену общественно-экономических формаций? А. М. Вебер;Б. К. Маркс;В. О. Конт;Г. Э. Дюркгейм. 4. Понятием «социальная модернизация» обозначают:
А. Возникновение письменности;
Б. Переход от кочевого образа жизни к оседлому;
В. Переход общества от родоплеменного устройства к государственному;
Г. Переход от аграрного к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу.
5. Выберите правильное определение научно-технической революции. Это:
А. Процесс скачкообразного перехода научно-технического прогресса к качественно новым принципам развития производства;
Б. Революционный скачок в развитии производительных сил общества;
В. Переход производительных сил общества в новое качество на основе коренных сдвигов в полученных научных знаниях, а также принципиально нового их технологического применения в сфере производства и потребления.
6. Выделите основные тенденции в развитии социальной сферы информационного общества:
А. Информация становится товаром;
Б. Исчезают классы, общество делится на группы по профессиональному признаку;
В. Безработица превращается в обеспеченный досуг;
Г. Начинается широкое внедрение информационных технологий во все сферы производства;
Д. Информация меняет качество жизни.
7. Культура – это:
А. Все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами общества;
Б. Система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей;
В. Сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности, и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.
К какому типу культуры подходит данное определение: «Культура, направленная на избранных людей, обладающих хорошо развитой художественной восприимчивостью, и представляющая собой «искусство для искусства»?
А. Элитарная;
Б. Маргинальная;
В. Массовая;
Г. Контркультура.
|
|
9. Соотнесите в содержательном отношении массовую и элитарную культуры:
1. Массовая культура 2. Элитарная культура
А. Имеет коммерческий характер;
Б. Адресована кругу ценителей;
В. Развивает потребительскую сторону культуры;
Г. Цель – самовыражение художника;
Д. Проста для понимания;
Е. Сложна для неподготовленного человека;
Ж. Приобщает к стандартам.
10. Система возмещения работающим и членам их семей утраченного заработка при наступлении определенных законом событий (старость, болезнь, рождение ребенка, безработица) за счет аккумулирования и перераспределения целевых взносов с заработной платы – это:
А. Социальное обеспечение;
Б. Социальное страхование;
В. Социальная работа;
Г. Социальное управление.
11. Основным принципом социальной защиты населения в Республике Беларусь является:
А. Адресность;
Б. Всеобщность;
В. Добровольность;
Г. Солидарность.