Сущность социальной стратификации

Социальная мобильность

Классовая структура общества.

О развитии идей социальной стратификации. Идеи социаль­ной стратификации и социальной мобильности были впервые разработаны П.А.Сорокиным. Позже в развитие этой теории внесли вклад многие представи­тели разных течений западной социальной мысли. Теория вобрала в себя идеи М.Вебера о классах в индустриальном обществе и социальном взаимодействии, струк­турно-аналитическую концепцию Т.Парсонса. Некоторые авторы (Р.Дарендорф, Р.Коллинз) привнесли в нее идеи социального конфлик­та. Определенный вклад в развитие теории стратификации внесли американские ученые К.Дэвис и У.Мур. Именно в американском обществе проявились такие качества социальной организации, как смягчение классовых различий, ранжированное социальное вознаграждение и т.п.

Под социальной стратификацией понимается наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители ко­торых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом распределении социокультурных благ выражается сущность социального расслоения, посредством которого общество получает возможность стимули­ровать одни виды деятельности и взаимодействия, толерантно (тер­пимо) относиться к другим и подавлять третьи. Понятие «социальная дифференциация» более широкое по объему и подразумевает любые социальные разли­чия, не связанные с неравенством, со стимулировани­ем (или репрессией) разных форм деятельности, например, увлечения или хобби.

Основания социальной стратификации. Существуют определенные факторы и ос­нования, на которых базируются процессы социальной стратифи­кации. Социальное основание стратификации связано с характером взаимодействия людей, которое поддерживает социум в упорядоченном состоянии, со­храняет его целостность и границы. Оно позволяет выделить в процессах расслоения экономические, государственные, политические и другие структурные единицы (классы, груп­пы, слои, институты), анализировать их характеристики (нормы деятельности, роли, социальные статусы), а также их взаимосвязи и взаимоотношения, различающиеся между собой по уровню ус­тойчивости, изменчивости, структурной сложности.

Существует ценностно-символическая основа стратификации, она связана с осмыслением социальных норм, с наделением социальных ролей тем или иным оценочным содержанием и инструментальным значением. Любая комбинация ролей, стату­сов и норм обретает прочность только тогда, когда она оправдана и позитивно обозначена в представлениях членов общества. Рационально-психологическая легитимизация разных ценностей позволяет людям легко ориентироваться в системе ролей и статусов, согласовывать их с собственными потребностями, вы­страивая свои действия с расчетом на определенный результат.

Следующее основание стратификации - это система мотиваций, поощряющих одни действия и отношения, и систе­ма запретов, предупреждающих другие. Мотивационно-репрессирующие основания как бы задают пределы, в ко­торых развиваются целесообразные (для данного общества в дан­ных условиях) формы организации и отсекаются разрушительные. Природу и значение мотиваций и наказания легко изучать в период смены стратификационных мо­делей, когда прежняя мотивационная система разрушается, а но­вая еще не закрепилась, и когда на этом фоне оживляются крими­нальные мотивы и стимулы достижения выгодного статусного по­ложения. Так же существуют природные (климат и т.п.) и антропологические (пол, физические, психологические способности, родственные связи, этнические признаки людей) основы стратификации. Влияет на стратификацию и динамика народонаселения.

Процессы слоеобразования выполняют органи­зационно-регулятивную функцию по перераспределению антропологической, социальной энер­гии, а также культурных ресурсов общества. Следует учитывать разнообразные исторические формы проявления социальной стратификации. В отдельные периоды стратификационные различия могут принимать острый конфронтационный характер (классовые противостояния, национальные столкновения). Поэтому многие современные общества вырабатывают защитные меры, нацеленные на смягчение статусно-ролевых конфликтов: это перераспре­деление средств от наиболее обеспеченных слоев в пользу бедных, к социальной защите и правовым гарантиям уязвимых слоев (детей, престарелых, инвалидов).

Основные типы стратификационных систем. В современной социологии различают девять типов стратификационных систем: физико-генетическую, рабовладельческую, кастовую, сословную, этакратическую, социально-профессиональную, классовую, культурно-символическую, нормативную.

В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по «естественным» признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств - силы, красоты, ловко­сти. Неравенство утверждается посредством угрозы физического насилия, закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта система господствовала в первобытной общине, но существует и сейчас в сообществах, бо­рющихся за физическое выживание или расширение жизненного пространства. Эта система - продукт милитаризма различных обществ. В наши дни она поддерживается военной, спортивной и эротической пропагандой.

Рабовладельческая система основана на военно-физическом принуждении. Социальные группы различаются по нали­чию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Рабы превращены в объект частной собственности. Примеры рабовладельче­ских систем разнообразны: античное рабство, плантационное рабство в США, работа военнопленных. Античное рабство держалось в основном за счет завоеваний. В Индии сохранилась кастовая система: каждая каста представляет собой замкнутую, эндогамную группу. Ей отводится определенное место в общественной иерархии в соответствии с системой разделения труда. Существует четкий перечень их занятий: жреческие, воинские, земледельческие и т.п.

В сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, обязанности четко прописаны и закреплены в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие - «тягло» в виде податей и трудовых повинностей. Примером развитых сословных систем являются феодальные общества. Сословие – это юридическое, а не этническое, религиозное или экономическое деление. Принадлежность к сословию также передается по наследству. Это способствует относительной закрытости данной системы.

В этакратической системе (франц. и греч. - государственная власть) дифференциация между группами происходит по их положению во властно-государственных сферах. Распределение ресурсов, престиж связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях: политической, военной, хозяйственной. Иерархии могут закрепляться юридически: чиновничьи табели о рангах, военные уставы. Формальная свобода членов общества, отсутствие наследования властных позиций отличает этакратическую систему от сословий (в древности – это Китай, Индия, Египет и др.).

Социально-профессиональная система делит группы по содержанию и условиям труда. Особую роль выполняют классификационные требования: обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Поддержание порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.п.). Со­циально-профессиональное деление является одной из базовых стра­тификационных систем. Оно есть в любом обществе с развитым раз­делением труда. В современной индустрии есть разрядная сетка, система аттестатов и дипломов об образовании, на­учные степени и звания, открывающие дорогу к более престижным рабочим местам.

Классы - это социальные группы сво­бодных в политическом и правовом отношении граждан. Различия между ними заключаются в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. При­надлежность к классам (буржуа, пролетарии и т.п.) не рег­ламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству, не имеет формальных перегородок. В XXI в. наибольших высот классовая система достигла в США, в Германии, Англии и др. странах.

В культурно-символическом типе дифференциация возни­кает из различий доступа к социально значимой информации, возможностей получать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем научного или религиозного знания. В древности эта роль отводилась жрецам, в Средневе­ковье - служителям церкви, в наше время - уче­ным, технократам, журналистам, идеологам. Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. Более высо­кое положение занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями других членов общества.

Нормативная система основана на неравенстве между статусами и включает в себя такие критерии, как доход, богатство, престиж. Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени в виде зарплаты, пенсии, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы могут накапливаться и превращаться в богатства. Богатство - накопленные доходы в виде наличных или овеществленных денег: движимое (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимое (дом, произведения искусства, сокровища) имущество. Разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Зажиточные слои имеют явные и скрытые преимущества: лучшее образование, медицину, они дольше живут, имеют доступ к власти и привилегиям. Престиж имеет социально-психологическую окраску и может иметь разное содержание в конкретных социально-исторических условиях (профессия, место в социальной иерархии) и чаще всего связан с материальным стимулированием и социальными привилегиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: