Научная и религиозная картины мира

Религиозная картина мира.В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек находится как бы между ними: с одной стороны, он - венец божественного творения, с другой - царь природы.В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу.Основная проблема религиозной картины мира:соотношение Бога и человека.

При этом считается, что мир сотворен по замыслу неземного существа. Однако в тоже время Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность, обладающая разумом и волей:Бог сотворил мир, дал ему законы;Бог творит чудо, способен вызывать сверхъестественные явления, и т.д.Общим для различных религиозных учений и конфессий является принцип божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Научная картина мира, систематизиру­ющая эмпирические (опытные) и теоретические знания о различных его сферах, представ­ленные в науках о космосе, о неорганической и органической природе, об обществе и человеке, зародилась в Новое время.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества.Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.Основная проблема научной картины мира:синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое.Научная картина мира функционирует как исследовательская программа, которая направляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и осуществляет выбор средств их решения.Научная картина мира является одним из блоков оснований науки (наряду с определенными идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки, а также философскими идеями и принципами).Мир в науке рассматривается как совокупность элементарных объектов, взаимодействующих друг с другом и подчиняющихся определенным закономерностям. Синтез знаний, получаемых в различных науках, является весьма сложной процедурой. Он предполагает установление связей между предметами наук. Видение предмета наук, представление о его главных системно-структурных характеристиках выражено в структуре каждой из наук в форме целостной картины исследуемой реальности. Этот компонент знания часто называют специальной (локальной) научной картиной мира.

21. В широком смысле слова под самоорганизацией понимают тенденцию развития природы от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации материи. В более узком понимании самоорганизация есть спонтанный переход открытой неравновесной системы от простых и неупорядоченных форм организации к более сложным и упорядоченным. Самоорганизующиеся системы должны отвечать определенным требованиям: 1) они должны быть неравновесными или находиться в состоянии, далеком от термодинамического равновесия; 2) они должны быть открытыми и получать приток энергии, вещества и информации извне. По Г. Хакену, систему можно назвать самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру. Под специфическим внешним воздействием понимается такое, которое навязывает системе структуру или функционирование.
В последнее время сущность самоорганизации в открытых системах изучается в новой области естествознания - синергетике, которая охватывает все проблемы, связанные с образованием упорядоченных структур в сложных системах в результате скоррелированного поведения подсистем. Ее основные идеи восходят к Э. Шрёдингеру, A.M. Тьюрингу, Л. фон Берталанфи, И. Пригожину, М. Эйгену и Г. Хакену. Считается, что решающее значение для создания синергетики имели разработка и развитие методологии следующих дисциплин: термодинамики необратимых процессов в открытых системах; нелинейной механики, электрофизики и физики лазеров; химической кинетики сильно неравновесных процессов; эволюции популяций в экологии; нелинейной теории регулирования, кибернетики и системного анализа. Приведенный перечень подтверждает междисциплинарный характер синергетики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: