Математика как язык естествознания

Как бы то ни было, естествознание все шире использует математический аппарат для объяснения природных явлений [20, 26]. Можно выделить несколько направлений математизации естествознания:

•количественный анализ и количественная формулировка качественно установленных фактов, обобщений и законов конкретных наук;

•построение математических моделей (об этом несколько позже) и даже создание таких направлений, как математическая физика, математическая биология и т.д.;

О построение и анализ конкретных научных теорий, в частности их языка.

Рассмотрим математику как специфический язык науки, отличающийся от естественного языка, где, как правило, используют понятия, которые характеризуют определенные качества вещей и явлений (поэтому их часто называют качественными). Именно с этого начинается познание новых предметов и явлений. Следующий шаг в исследовании свойств предметов и явлений - образование сравнительных понятий, когда интенсивность какого-либо свойства отображается с помощью чисел. Наконец, когда интенсивность свойства или величины может быть измерена, т.е. представлена в виде отношения данной величины к однородной величине, взятой в качестве единицы измерения, тогда возникают количественные, или метрические, понятия.

Прогресс в научном познании часто связан с введением именно количественных понятий и созданием количественного языка, которые и исторически, и логически возникают на основе языка качественных описаний. Количественный язык выступает как дальнейшее развитие, уточнение и дополнение обычного, естественного языка, опирающегося на качественные понятия. Таким образом, количественные и качественные методы исследования не исключают, а скорее дополняют друг друга. Известно, что количественные понятия и язык использовались задолго до того, как возникло экспериментальное естествознание. Однако только после появления последнего они начинают применяться вполне сознательно и систематически. Язык количественных понятий наряду с экспериментальным методом исследования впервые успешно использовал Г. Галилей.

Преимущества количественного языка математики в сравнении с естественным языком состоят в следующем:

О такой язык весьма краток и точен. Например, чтобы выразить интенсивность какого-либо свойства с помощью обычного языка, нужно несколько десятков прилагательных. Когда же для сравнения или измерения используются числа, процедура упрощается. Построив шкалу для сравнения или выбрав единицу измерения, можно все отношения между величинами перевести на точный язык чисел. С помощью математического языка (формул, уравнений, функций и других понятий) можно гораздо точнее и короче выразить количественные зависимости между самыми разнообразными свойствами и отношениями, характеризующими процессы, которые исследуются в естествознании. С этой целью используются методы математики, начиная от дифференциального и интегрального исчисления и кончая современным функциональным анализом;

О опираясь на крайне важные для познания законы науки, которые отображают существенные, повторяющиеся связи предметов и явлений, естествознание объясняет известные факты и предсказывает неизвестные. Здесь математический язык выполняет две функции: с помощью математического языка точно формулируются количественные закономерности, характеризующие исследуемые явления; точная формулировка законов и научных теорий на языке математики дает возможность при получении из них следствий применить богатый математический и логический аппарат.

Все это показывает, что в любом процессе научного познания существует тесная взаимосвязь между языком качественных описаний и количественным математическим языком. Эта взаимосвязь конкретно проявляется в сочетании и взаимодействии естественно-научных и математических методов исследования. Чем лучше мы знаем качественные особенности явлений, тем успешнее можем использовать для их анализа количественные математические методы исследования, а чем более совершенные количественные методы применяются для изучения явлений, тем полнее познаются их качественные особенности.

Математика в естествознании:

О играет роль универсального языка, специально предназначенного для лаконичной точной записи различных утверждений. Конечно, все, что можно описать языком математики, поддается выражению на обычном языке, но тогда изъяснение может оказаться чересчур длинным и запутанным;

О служит источником моделей, алгоритмических схем для отображения связей, отношений и процессов, составляющих предмет естествознания. С одной стороны, любая математическая схема или модель — это упрощающая идеализация исследуемого объекта или явления, а с другой — упрощение позволяет ясно и однозначно выявить суть объекта или явления.

Поскольку в математических формулах и уравнениях отражены некие общие свойства реального мира, они повторяются в разных его областях. На этом свойстве построен такой своеобразный метод естественно-научного познания, какматематическая гипотеза, когда к готовым математическим формам пытаются подобрать конкретное содержание. Для этого в подходящее уравнение из смежных областей науки подставляют величины другой природы, а затем производят проверку на совпадение с характеристиками исследуемого объекта. Эвристические возможности этого метода достаточно велики. Так, с его помощью были описаны основные законы квантовой механики: Э. Шрёдингер, приняв волновую гипотезу движения элементарных частиц, нашел уравнение, которое формально не отличается от уравнения классической физики колебаний нагруженной струны, дал его членам совершенно иную интерпретацию (квантово-механическую). Это позволило Шрёдин- геру получить волновой вариант квантовой механики.

12.Специфика мат.мышления.

Матем-е мыш-е – это абстрактное теорет-е мыш-е, объекты кот. лишены вещественности, но при этом они должны сохранять заданные между ними отношения. Различают 5 типов мыш-я.

Топологическое мыш-е. Его развитие происходит в возрасте 2-3 лет. Люди с этим типом мыш-я действуют не наобум, а сначала улавливают нить и изучают детали, и только потом не спеша и тщательно доводят дело до конца. Качества: аккуратн., размеренность,консерват-сть, медлител-ть и дотошность. Порядковое мыш-е. Развивается у чел. вслед за тополог-м.Люди с ПМ всегда придерживаются строгого линейного порядка и следуют от начального к конечному. В работе придают бол. знач. размеру и форме объектов и их соотношению, четко следуют плану, выраб-ют конкр. алгоритм. Качества: педант-ть, собл-е общепринятых правил, следование инструкциям. Метрическое мыш-е. Развивается после первых двух. Отвеч. за колич-ные запросы и оперирует цифрами. Метристы все сводят к конкретным величинам, руководствуются точными параметрами, они всегда точно знают, к как. резул-м приведут их дей-я, и каких усилий это будет им стоить. Качества: предусмот-ть и осторож-ть, желание просчитать все наперед, узнать все нюансы и подробности. Алгебраическое мыш-е. Присуще комбинаторам и конструкторам. Люди АМ обладают структурным восприятием и выстраивают комбинации; работу могут начинать с люб. места, и перескакивать в процессе с одного на другое. Не любят общепринятых правил и рамок. Качества: некоторая рассеянность, непунктуальность, упрощение всего сложного, способность быстро выделять главное. Проективное мышление. Многие считают его самым важным из всех. Людей с таким мыш-ем отлич. умение смотр. на вещи с разных сторон, интерес к множеству вариантов дейст-й, нестандартность в решениях. Др. качества: неординарный интеллект, лидерские кач., способность к быстрой оценке ситуаций, невнимат-ть к важным деталям.

Эти типы ММ развиты в каж. чел. в разных пропорциях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: