Обзор подходов к определению сущности информации

 

Философские определения понятия «информация» отличаются чрезвычайной противоречивостью, причем эта противоречивость многомерна, то есть существует несколько аспектов, в каждом из которых присутствуют диаметрально противоположные мировоззрения. К примеру, в одном из них присутствуют два полюса. На одном - безграничный панинформизм, то есть утверждение, что весь мир и все его свойства созданы из информации. Согласно этой точке зрения информация в качестве одной из трех основ мироздания должна служить первопричиной таких свойств материи, как отражение и организация. На другом - отрицание существования информации как действительности.

Согласно другому подходу, полярными воззрениями на природу информации являются онтологическое и методологическое ее понимание, образующие соответствующие концепции.

С точки зрения онтологических концепций информация является объектом познания, который нужно обнаружить, открыть в реальной действительности, подобно тому как были открыты и изучены физические явления. В них информация представляется продуктом сознания, познавательным инструментом, абстрактной фикцией, искусственно созданной людьми.

Методологические концепции относят информацию к системе общественного знания и трактуют ее как метод осмысления изучаемых явлений, например оценка их неопределенности, математическое моделирование, оптимизация кодирования сообщений и т. п. В этих концепциях информация считается принадлежащей объективной действительности в качестве естественного явления материального мира или неотъемлемой функции высокоорганизованных систем, включая человека. При этом подходе корректно применяется информационный, поскольку четко разграничиваются объекты познания и информационный инструментарий познающего субъекта. Согласно методологическим концепциям информация - это инструментальное понятие информационного подхода, содержание и объем которого переменны и зависят от изучаемых коммуникационных и организационных явлений.

 

Математические теории информации

 

Первая такая теория, созданная К.Э. Шенноном, использовала статистико-вероятностные представления. В теории Шеннона ставилась задача измерения сообщений, сведений, передаваемых по техническим каналам связи. Тремя основными положениями в теории информации Шеннона являются следующие:

·   информация растет с убыванием вероятности появления сообщения в канале связи;

·   уже известное сообщение не несет новой информации;

·   информация суммарного сообщения равна сумме информаций составляющих его сообщений.

Вероятностно-статистическая теория формализовала лишь часть содержания понятия информации (как сведений, сообщений), а именно ту часть, которая характеризуется вероятностной мерой, неопределенностью. Сама информация в шенноновской теории понимается с одной стороны более узко, чем ранее, до создания теории - именно как снимаемая, уменьшаемая неопределенность. С другой стороны, конкретизация смысла, вносимого в сущность термина информации, как это ни парадоксально, привела к одновременному расширению объема понятия - информация характеризует теперь не только аспект человеческого общения, но и коммуникативных явлений в технических, биологических и других процессах.

Согласно Шеннону, «в самом общем случае понятие информации связано с философскими категориями возможности и действительности. Всюду, где имеют место различные возможности, из которых реализуется, переходит в действительность, приобретает бытие только одна, имеет смысл говорить об информации, которую несет с собой эта реализованная возможность».

По Винеру понятие информации обязательно связывается с понятием выбора, уточнения неопределенной ситуации. При этом процессы работы с информацией разделяются на два вида: процессы связи (восприятие, передача и хранение информации) и процессы управления (обработка информации).

В книге «Введение в кибернетику» У.Р. Эшби формулирует закон необходимого разнообразия. Рассматривая информацию как разнообразие, он исходит из того положения, что шум по существу не отличим от любой другой формы разнообразия. Установить различие между сообщением и шумом можно только в том случае, когда

Информационная среда создается на основе технических средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и выдачу информации. Будучи основанной на технических средствах, она представляет собой неотъемлемый фрагмент культуры и ее особенности тесно связаны с ее социокультурной ролью. Пока информационная среда рассматривается только с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она выступает как объект техники, служащий определенным человеческим целям, выступающим по отношению к этой технике как внешние условия функционирования. Как только эта среда начинает рассматриваться как средство коммуникации (отнюдь не сводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов и т. д.), то она выступает как неотъемлемый фрагмент культуры и должна исследоваться и в этом качестве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: