Проблемы определения термина «информация»

Введение

информация информатика концепция

Отношение к процессу познания меняется по ходу развития человеческого общества, повышения его технологического уровня. Информация, будучи объектом познания, меняется вместе с представлениями о реальности, будучи объектом практической деятельности человека. Каждое следующее поколение людей, изучая историю своего общества, обнаруживает, что оно живет в другой информационной реальности по сравнению с той, в которой жили их предшественники. Поскольку проводить исследования и познавать мир, не договорившись, не раскрыв сущности одного ключевых терминов этого процесса - информации - затруднительно, необходимо решить проблему наиболее полного определения информации.

Договорившись о значении этого понятия, можно избежать неверных, и от этого бесполезных, а иногда и опасных, выводов в различных областях наук, хотя понимание сущности информации в широком смысле может войти вразрез или существенно отличаться от частных его значений, принятых в конкретных областях деятельности человека.

Ниже приведено краткое описание основных философских концепций теории информации, описаны сложности, с которыми сталкиваются при определении этого термина. В качестве основной науки, изучающей информацию и информационные процессы, рассмотрена информатика. Перечислены основные проблемы и аспекты, изучаемые информатикой, показано место этой науки в системе научных знаний.

 

Глава 1.
Понятие информации

информация философия наука

Информация (лат. informatio - ознакомление, разъяснение) - понятие, имеющее большую историю использования. В XX веке оно получило более широкое значение вследствие развития кибернетики, где оно, наряду с понятиями связи и управления является центральной категорией. Понятие информации является общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, - общенаучным средством исследования.

Истоки представлений об информации уходят в глубь веков. Издавна слово «информация» связывалось с процессами человеческого общения, передачи сведений, сообщений. Первоначально понимание информации связывалось с ее содержательным и аксиологическим аспектами, которые теперь исследуются в рамках семантической и прагматической теорий. Такое положение сохранялось вплоть до 20-х годов ХХ века, когда появились публикации, которые можно считать первыми шагами создании общей теории информации.

Возникновение и дальнейшее бурное развитие теории информации было вызвано в первую очередь практическими потребностями передачи сообщений, ростом ведущих отраслей промышленности связи. Изучение закономерностей передачи сообщений по техническим каналам связи и главным образом сообщений, обслуживающих массовые коммуникации (радио, телефон и др.), привело к появлению статистико-вероятностных методов определения количества передаваемой информации.

В 1948 году Э. Шеннон, Р.А. Фишер и Н. Винер независимо друг от друга предложили статистическое определение количества информации, основанное на теории вероятностей. В основополагающей статье К.Э. Шеннона «Математическая теория связи» содержались важнейшие идеи, принципы и теоремы этой теории. Предпосылками возникновения теории информации Шеннона послужили:

·   учение об энтропии;

·   исследования в области лингвистики, связанные с изучением частоты использования букв и слов в текстах и естественной речи;

·   запись телеграфных сообщений с использованием мнемокодов и других сокращений;

·   закон психофизического восприятия Вебера-Фехнера (основной психофизический закон) - связь между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя.

В это же время вышла в свет книга Н. Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», центральное место которой также составляют идеи теории информации. В этих и последующих работах основное внимание уделялось изучению количественного аспекта информации, то есть прежде всего математической теории информации, что сыграло существенную роль в выяснении природы информации. Результаты этих и многих других исследований предопределили успехи в развитии различных мировоззренческих и философских интерпретаций понятия информации.

 


Проблемы определения термина «информация»

 

Универсальность сущности информации является из основных проблем общей теории информации. При этом выделяют различные аспекты этой проблемы, которые можно сформулировать как следующие вопросы:

·   Является ли информация универсальным свойством реальности?

·   Является ли информация универсальным свойством всех объектов реальности или она присуща только живым самоорганизующимся структурам (таким как организмы, человек, общество)?

·   Является ли информация отличительным свойством процессов, в которых присутствует механизм управления?

Многозначность возникших в различных областях науки интерпретаций содержательной сущности понятия «информации» порождает множество противоречий. В связи с этим информация является сложным для исследования объектом, имеющим большое количество аспектов, граней и отношений, с позиций которых она может быть исследована. Для преодоления это сложности можно использовать критериальные способы - способы идентификации объекта исследования на основе установленных критериев. Установление таких критериев в качестве основы систематизации позволяет отнести к феномену информации то, что является соответствующим ему, то, что укладывается в методологическую структуру, при помощи которой исследователь проводит классификацию фактов своей познавательной деятельности, результатом которой является удобная для изучения модель или схема.

Если судить о содержательном подходе к определению термина «информация», то в частных науках при исследовании объекта или явления к ней относят то, что принимается за информацию в соответствие с выявленными признаками и свойствами этого объекта или явления.

Использование категории «информация» в сложных теоретических конструкциях приводит к тому, что:

·   каждая отдельная научная область знания претендует на самодостаточное понимание и выражение смысла информации как таковой, в результате чего данный термин употребляется в разных смыслах;

·   возникает путаница между различными теоретическими системами, использующими данный термин «информация» в различных смыслах и контекстах;

·   возникает ситуация, неадекватного понимания природы и сущности информации.

В связи с этим необходимо:

·   выявление закономерностей развития понятия «информация», происходящего по мере изменения человеческих представлений об информационной реальности в целом;

·   точное определение смысловых аспектов термина «информация», что необходимо для соответствующего определения неразрывно с нею связанного термина «информационная реальность», так как от определения термина «информация» будет зависеть то, каким содержанием наполняется понятие «информационная реальность» и то, каким образом выражается сущность теории информации.

Определение природы информации, с одной стороны, связано с выявлением соответствующих видов информационной реальности, а с другой стороны, исследование конкретных видов информационной реальности позволяет провести уточнение важных аспектов проблемы природы информации. Информация и информационный подход образуют единство, состоящее в том, что информационный подход обязательно связан с использованием понятия информации, а информация не существует вне информационного подхода.

Автор работы [1] подразделяет информацию на следующие виды:

·   Онтоинформация - понятие, отражающее фундаментально-атрибутивные аспекты взаимосвязи реальности.

·   Биоинформационная специфика проявляется в соответствующих процессах передачи наследственной информации, при воспроизводстве живых организмов.

·   Техноинформация как термин обозначает способ использования, записи, обработки, сохранения и преобразования в определенной системе технических устройств.

·   Гносеоинформация как термин отражает специфику информационных процессов, связанных с человеческим познанием реальности.

Важно при этом отметить, что и как именно изменяется в общем представлении об информации в результате развития представлений об отдельных ее сторонах и свойствах. Смысловое пространство термина «информация» определяется сложным взаимодействием субъекта, осуществляющего познавательное отношение к реальности, и собственно объекта познания.

Рассматривая становление различных способов понимания информации, можно отметить развитие методологического процесса, свойственного этим подходам. Развитие представлений о природе информации и резкое повышение статуса наук, изучающих ее, привело к возникновению различных философских теорий информации, стремящихся дать свою интерпретацию данного явления. Многие трактовки сущности информации соответствуют общему характеру концептуальных представлений, сложившихся в их рамках.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: